ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2020 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю., при секретаре Высоких О.Н., с участием старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-94/2020 по иску прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Орловой Е.Ю., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГБУЗ «Братская районная больница», о понуждении к прохождению профилактического медицинского осмотра, обязании предоставить результаты,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц указал, что в силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации гарантированы права граждан на охрану здоровья.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» регулирует отношения, возникшие в сфере охраны здоровья граждан в РФ, в том числе определяет права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав.
В силу положений ст. 12 указанного Федерального закона приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается, в том числе, путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведению профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательство РФ.
<данные изъяты>
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правилами государственных гарантий.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно п.1.3 СП 3.**.**.****-13 соблюдение санитарных правил является обязательным для физических лиц.
<данные изъяты>
В соответствии с п.4.2 СП 3.**.**.****-13 профилактические медицинские осмотры проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.
<данные изъяты>
Согласно сведениям ОГБУЗ «Братская районная больница»: Орлова Е.Ю., **.**.**** г.р., зарегистрированная по адресу: ..., состоит на учете у врача<данные изъяты>». Последнее посещение лечебного учреждения датировано **.**.****, флюорографическое обследование не проходила.
Принимая во внимание, что ответчик состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Братская районная больница», свыше 6 месяцев не проходила профилактический осмотр в целях выявления <данные изъяты>, не представила результаты освидетельствования в ОГБУЗ «Братская районная больница», непрохождение медицинских осмотров на предмет выявления <данные изъяты>, Орловой Е.Ю., состоящей на диспансерном учёте, создает реальную угрозу жизни и здоровью других людей.
Статьями 45, 46 Конституции РФ установлено, каждому гражданину в РФ гарантированы государственная и судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
По требованиям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В силу п. 4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений допущенных норм законов, но и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг которых также не подлежит конкретизации.
Просит суд обязать Орлову Е.Ю., **.**.**** года рождения, в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда пройти профилактический медицинский осмотр в медицинском учреждении на предмет наличия признаков <данные изъяты>; обязать Орлову Е.Ю., **.**.**** года рождения, предоставить результаты <данные изъяты> в ОГБУЗ «Братская районная больница» в течение 15 дней после прохождения профилактического медицинского осмотра в медицинском учреждении на предмет <данные изъяты>
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.
Ответчик Орлова Е.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГБУЗ «Братская районная больница» в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 167 ГПК РФ и не явившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке заочного судопроизводства, предусмотренного ст. ст. 233-237 ГПК РФ.
Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из видов медицинских осмотров является профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Согласно ч. 6 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В силу п. 1.3 СП 3.**.**.****-13 соблюдение санитарных правил является обязательным для физических лиц.
<данные изъяты>
В соответствии с п. 4.2 СП 3.**.**.****-13 профилактические медицинские осмотры проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.
<данные изъяты>
В судебном заседании установлено, что Орлова Е.Ю., **.**.**** года рождения, с **.**.**** состоит на учете в ОГБУЗ «Братская районная больница» <данные изъяты> что подтверждается справкой помощника прокурора Братского района Мухутдинова С.С. от **.**.****, копией эпикриза ОГУЗ «Братский психоневрологический диспансер» с указанием периода нахождения Орловой Е.Ю. на лечении с **.**.**** по **.**.**** и выставленного диагноза: <данные изъяты>
Также в судебном заседании установлено, что по информации ОГБУЗ «Братская районная больница» на основании которого **.**.**** составлена справка помощником прокурора Братского района Мухутдиновым С.С. медицинское обследование (<данные изъяты>) <данные изъяты>
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Орлова Е.Ю., в связи с нахождением на диспансерном учете в ОГБУЗ «Братская районная больница» с диагнозом <данные изъяты> в силу норм Федерального закона <данные изъяты>
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований закона Орлова Е.Ю. профилактический медицинский осмотр не проходила.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельств и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что поскольку ответчик обследование в добровольном порядке не прошла, следовательно, уменьшаются шансы на раннее выявление у нее <данные изъяты>, а также своевременное оказание ей медицинской помощи. При этом суд также учитывает, что данное <данные изъяты>, приводит к необратимым изменениям негативного характера в организме, а в ряде случаев при отсутствии должного лечения к смертельному исходу.
Таким образом, данные нарушения законодательства о здравоохранении со стороны ответчика представляют опасность для окружающих, поскольку больные заразными формами <данные изъяты> представляют повышенную опасность для здоровья и жизни, как самого больного, так и окружающих их лиц, круг которых индивидуализировать невозможно, а непринятие мер по своевременному выявлению <данные изъяты> заболевания у гражданина может привести к заражению данным заболеванием других лиц и в результате повлечь нарушение их конституционного права на охрану здоровья, следовательно, данные мероприятия по прохождению профилактического медицинского осмотра направлены не только на устранение нарушений допущенных норм законов со стороны ответчика, но и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг которых также не подлежит конкретизации.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании Орловой Е.Ю. пройти профилактический медицинский осмотр в медицинском учреждении на предмет наличия признаков <данные изъяты>, обязании ответчика предоставить результаты <данные изъяты> освидетельствования в ОГБУЗ «Братская районная больница» после прохождения профилактического медицинского осмотра в медицинском учреждении на предмет наличия признаков <данные изъяты>, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить ответчику - пройти профилактический медицинский осмотр в медицинском учреждении на предмет наличия признаков <данные изъяты> и предоставить <данные изъяты> освидетельствования в ОГБУЗ «Братская районная больница» после прохождения профилактического медицинского осмотра, а также значимость прохождения профилактического медицинского осмотра на предмет наличия признаков <данные изъяты>, являющегося инфекционным заболеванием и представляющим опасность для окружающих, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором:
- в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда пройти профилактический медицинский осмотр в медицинском учреждении на предмет наличия признаков <данные изъяты>
- в течение 15 дней после прохождения профилактического медицинского осмотра в медицинском учреждении на предмет наличия признаков <данные изъяты> предоставить результаты <данные изъяты> освидетельствования в ОГБУЗ «Братская районная больница».
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей.
Поскольку в силу п. п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Орлову Е.Ю., **.**.**** года рождения, в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда пройти профилактический медицинский осмотр в медицинском учреждении на предмет наличия признаков <данные изъяты>
Обязать Орлову Е.Ю., **.**.**** года рождения, в течение 15 дней после прохождения профилактического медицинского осмотра в медицинском учреждении на предмет наличия признаков <данные изъяты> предоставить результаты <данные изъяты> освидетельствования в ОГБУЗ «Братская районная больница».
Взыскать с Орловой Е.Ю., **.**.**** года рождения, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья Ю.Ю. Старникова
Дата изготовления мотивированного решения 12.02.2020.