Судья: Найденов А.В. Дело № 33-2180
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
«30» июля 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Корневой Рњ.Рђ., Курлаевой Р›.Р.,
при секретаре Алёшиной Е.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Верижникова Максима Владимировича к администрации Орловского района Орловской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 23 мая 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., выслушав возражения Верижникова М.В. и его представителя по устному заявлению Казначеевой Т.Н. относительно доводов жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Верижников М.В. обратился в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы сельского поселения администрации Большекуликовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> №, а в дальнейшем на основании постановления администрации Орловского района Орловской области от <дата> № он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени его право на обеспечение жилым помещением не реализовано, просил суд обязать администрацию Орловского района Орловской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Орловского района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что администрация Орловского района Орловской области может исполнить решение суда только при наличии необходимого финансирования из бюджета Орловской области, которое осуществляется Департаментом финансов Орловской области.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации Орловского района Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамента финансов Орловской области, администрации Большекуликовского сельского поселения, органа опеки и попечительства администрации Орловского района Орловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли, от Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, администрации Орловского района Орловской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абзац 3 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.
№ 159-ФЗ).
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (пункт 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения содержит статья 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( далее по тексту- Закон Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 2 статьи 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).
В силу части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727–ОЗ по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё следует РёР· материалов дела, что Верижников Рњ.Р’. родился <дата> Его мать Р¤РРћ6 умерла <дата>, отец Р¤РРћ7 умер <дата> (Р».Рґ. 11-12).
Постановлением администрации Большекуликовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № Верижников М.В. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма ( л.д. 8).
Постановлением администрации Орловского района Орловской области от <дата> № в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации за детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, а также за лицами из числа детей-сиротами и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшими на учет до 01 января 2013 г., признано право на получение жилого помещения по договору специализированного найма ( л.д. 7).
Верижников М.В., получив основное общее образование, в ноябре 2015 г. поступил на обучение в Бюджетное профессиональное образовательное учреждение <...> со сроком обучения по 30 июня 2019 г. (л.д. 10). На период обучения Верижникову М.В. предоставлено общежитие техникума по 30 июня 2019 г. (л. д. 48).
На праве собственности жилых помещений Верижников М.В. не имеет, как и не является нанимателем или членом семьи нанимателя.
Учитывая, что Верижников М.В. окончил общеобразовательное учреждение по уровню основного общего образования и достиг возраста 18 лет, то у администрации Орловского района Орловской области возникла обязанность по предоставлению Верижникову М.В. жилого помещения.
Однако жилое помещение не было предоставлено Верижникову М.В., в связи с чем он был вынужден обратиться в суд.
Установив, что право истца на получение благоустроенного жилого помещения не реализовано, иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, Верижников М.В. не имеет, Верижников М.В. является нуждающимся в жилом помещении, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования и обязал администрацию Орловского района Орловской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
Установленный судом срок, после которого должно быть предоставлено жилое помещение Верижникову М.В. (после 30 июня 2019 г.), в настоящее время не нарушает прав Верижникова М.В., поскольку на день рассмотрения спора судом апелляционной инстанции и вступления решения суда в законную силу установленный судом срок истек.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 23 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё
Судья: Найденов А.В. Дело № 33-2180
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
«30» июля 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Корневой Рњ.Рђ., Курлаевой Р›.Р.,
при секретаре Алёшиной Е.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Верижникова Максима Владимировича к администрации Орловского района Орловской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 23 мая 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., выслушав возражения Верижникова М.В. и его представителя по устному заявлению Казначеевой Т.Н. относительно доводов жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Верижников М.В. обратился в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы сельского поселения администрации Большекуликовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> №, а в дальнейшем на основании постановления администрации Орловского района Орловской области от <дата> № он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени его право на обеспечение жилым помещением не реализовано, просил суд обязать администрацию Орловского района Орловской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Орловского района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что администрация Орловского района Орловской области может исполнить решение суда только при наличии необходимого финансирования из бюджета Орловской области, которое осуществляется Департаментом финансов Орловской области.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации Орловского района Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамента финансов Орловской области, администрации Большекуликовского сельского поселения, органа опеки и попечительства администрации Орловского района Орловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли, от Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, администрации Орловского района Орловской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абзац 3 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.
№ 159-ФЗ).
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (пункт 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения содержит статья 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( далее по тексту- Закон Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 2 статьи 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).
В силу части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727–ОЗ по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё следует РёР· материалов дела, что Верижников Рњ.Р’. родился <дата> Его мать Р¤РРћ6 умерла <дата>, отец Р¤РРћ7 умер <дата> (Р».Рґ. 11-12).
Постановлением администрации Большекуликовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № Верижников М.В. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма ( л.д. 8).
Постановлением администрации Орловского района Орловской области от <дата> № в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации за детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, а также за лицами из числа детей-сиротами и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшими на учет до 01 января 2013 г., признано право на получение жилого помещения по договору специализированного найма ( л.д. 7).
Верижников М.В., получив основное общее образование, в ноябре 2015 г. поступил на обучение в Бюджетное профессиональное образовательное учреждение <...> со сроком обучения по 30 июня 2019 г. (л.д. 10). На период обучения Верижникову М.В. предоставлено общежитие техникума по 30 июня 2019 г. (л. д. 48).
На праве собственности жилых помещений Верижников М.В. не имеет, как и не является нанимателем или членом семьи нанимателя.
Учитывая, что Верижников М.В. окончил общеобразовательное учреждение по уровню основного общего образования и достиг возраста 18 лет, то у администрации Орловского района Орловской области возникла обязанность по предоставлению Верижникову М.В. жилого помещения.
Однако жилое помещение не было предоставлено Верижникову М.В., в связи с чем он был вынужден обратиться в суд.
Установив, что право истца на получение благоустроенного жилого помещения не реализовано, иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, Верижников М.В. не имеет, Верижников М.В. является нуждающимся в жилом помещении, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования и обязал администрацию Орловского района Орловской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
Установленный судом срок, после которого должно быть предоставлено жилое помещение Верижникову М.В. (после 30 июня 2019 г.), в настоящее время не нарушает прав Верижникова М.В., поскольку на день рассмотрения спора судом апелляционной инстанции и вступления решения суда в законную силу установленный судом срок истек.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 23 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё