Дело №12-154/2021
№
Р Е Ш Е Н И Е
город Ярославль 12 июля 2021 года
Судья Ярославского районного суда Ярославской области Голикова Е.П., при секретаре судебного заседания Романовой Е.В., с участием помощника военного прокурора Ярославского гарнизона Западного военного округа Ананина О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Денисюк Валентины Михайловны – Жохова Алексея Алексеевича на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО6 №120/6185/76 от 27.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела хранения склада <данные изъяты> Денисюк Валентины Михайловны,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО6 №120/6185/76 от 27.01.2021 должностное лицо – начальник отдела хранения склада <данные изъяты> Денисюк В.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Из обжалуемого Денисюк В.М. постановления следует, что 11.12.2020 осмотром административно-хозяйственной территории по адресу: <адрес> <данные изъяты> на которой размещены здания и сооружения, используемые должностными лицами воинской части с целью выполнения возложенных на них задач, выявлен факт отсутствия в районе канализационно-насосной станции места для сбора твердых коммунальных отходов (отсутствует твердое покрытие, отсутствует ограждение). В ходе проверки установлено, что указанные нарушения допущены должностным лицом – начальником отдела хранения <данные изъяты> Денисюк В.М., которая в соответствии с приказом начальника склада <данные изъяты> от 09.01.2020 №2 и соглашением о совмещении работником должностей от 09.01.2020 исполняет обязанности начальника отдела материально-технического обеспечения указанной части, в обязанности которого входит обеспечение на закрепленной территории и объектах соблюдение требований и выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Вина Денисюк В.М. в совершении административного правонарушения заключается в непринятии мер по оборудованию места сбора для твердых коммунальных отходов, что является нарушением ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 3.7 СанПиН «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», и образуют в бездействии Денисюк В.М. состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Денисюк В.М. - Жохов А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что Денисюк В.М. не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку в её должностные обязанности не входят те функции, невыполнение которых, по мнению административного органа, свидетельствует о виновном поведении Денисюк В.М. В соответствии с Приказом Министра обороны РФ №155 от 02.03.2017 для выполнения функций эксплуатации имущества Министерства обороны создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» (далее - ФГБУ «ЦЖКУ») с созданием структурных подразделений на местах. <данные изъяты>, в которой проходит службу Денисюк В.М., находится в ведении эксплуатирующего учреждения – ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) Жилищно-коммунальная служба №19 (г.Ярославль), в ведение которого согласно письму Министерства обороны <данные изъяты> от 12.04.2017 №3078 возложена обязанность по сбору, обработке и утилизации отходов, управлению недвижимым имуществом и выполнение иных видов деятельности в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На основании приказа №189 от 16.11.2017 ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны разработан регламент о порядке проведения работ по санитарному содержанию внутренних помещений и прилегающих территорий казарменного и иных фондов Минобороны России структурными подразделениями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны. Согласно указанному регламенту в обязанность ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России входит уборка территории. Факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, передана на санитарное содержание ФГБУ «ЦЖКУ», что подтверждается разделом 2 «Санитарное содержание объектов и <данные изъяты> входящим в состав паспорта военного городка №76-2-1019 и утвержденным начальником ЖКС №19 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Западному военному округу) 20.11.2019. На территории войсковой части расположена оборудованная в установленном порядке контейнерная площадка, на которой размещены контейнеры для сбора и утилизации твердых бытовых отходов. Контейнер, расположенный в месте нахождения канализационной насосной станции, был поставлен для утилизации отходов, возникающих при обслуживании и ремонте данной канализационной насосной станции. Денисюк В.М. не является военнослужащей, является начальником отдела хранения склада войсковой части <данные изъяты>, в обязанности которой выполнение функций в области охраны окружающей среды и природопользования в зоне расположения канализационной насосной станции не входит.
Должностное лицо, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, - Денисюк В.М. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснив, что в соглашении и её должностных обязанностях четко указано, что она отвечает за обеспечение экологической безопасности на закрепленной территории, в материалах дела доказательств того, что нарушение выявлено на закрепленной за ней территории - нет. Территория канализационно-насосной станции за ней не закреплена. В рамках проверки, при рассмотрении дела, она сообщала, что санитарное содержание войсковой части <данные изъяты> возложено на организацию, которую определило Министерство обороны приказом №155, - ФГБУ «ЦЖКУ», именно эта организация отвечает за вывоз и утилизацию мусора.
Защитник должностного лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, Денисюк В.М. – Жохов А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, - государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям - ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО6 в судебное заседание не явилась, в предыдущем судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснив, что в соответствии с приказом начальника склада <данные изъяты> от 09.01.2020 №2 и соглашением о совмещении работником должностей от 09.01.2020 помимо работы в должности начальника отдела хранения Денисюк В.М. исполняет также обязанности начальника отдела материально-технического обеспечения. В соответствии с п.2.13 Должностной инструкции начальника третьего отдела хранения в должностные обязанности Денисюк В.М. входит обеспечение на закрепленной территории и объектах соблюдение требований и выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Согласно п.п.2.14, 2.15 указанной должностной инструкции в обязанности Денисюк В.М. входит также руководство деятельностью должностных лиц склада по обеспечению экологической безопасности на объектах, а также в разработке плана экологической безопасности. В своих объяснениях от 16.12.2020 Денисюк В.М. подтвердила факт того, что в её должностные обязанности входит обязанность по контролю экологического состояния войсковой части. Согласно выписке из приказа начальника склада войсковой части <данные изъяты> от 09.01.2020 №2 Денисюк В.М. были определены дополнительные должностные обязанности, в том числе обязанность по организации выполнения природоохранных мероприятий, поэтому в обязанности Денисюк В.М. как начальника отдела хранения, так и начальника отдела материально-технического обеспечения входит обеспечение соблюдения природоохранного законодательства, в том числе требований законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проверки установлено, что в районе канализационно-насосной станции отсутствует надлежащим образом оборудованное место для сбора твердых коммунальных отходов, следовательно, Денисюк В.М. данные требования не исполнены. Относительно доводов Денисюк В.М. о функциях ФГУБ «ЦЖКУ» Минобороны пояснила, что согласно Уставу данного учреждения оно выполняет функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а не контроль над экологической безопасностью и соблюдением природоохранного законодательства, оно создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это учреждение создано приказом Министерства обороны от 02.03.20217 №155, в то время как должностные инструкции начальника третьего отдела хранения и начальника отдела материально-технического обеспечения утверждены 09.01.2020, то есть на дату утверждения должностных обязанностей Денисюк В.М. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ уже осуществляло свои полномочия, к числу которых выполнение природоохранных мероприятий отнесено не было.
Участвующая в предыдущем судебном заседании ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Ярославской области по доверенности ФИО7 также сочла доводы жалобы несостоятельными, обращая внимание суда на то, что дело рассмотрено всесторонне и объективно, постановление в отношении Денисюк В.М. вынесено законно и обоснованно.
Заслушав участников процесса, мнение прокурора Ананина О.И., полагавшего, что вина Денисюк В.М. при рассмотрении дела нашла своё подтверждение, и что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Согласно п.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно ст.11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с п.3.7 СанПиН 2.1.7.13.22-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с техническими условиями.
Приведенные нормы содержат экологические и санитарно – эпидемиологические требования в области сбора отходов потребления. Указанные нормы, в том числе санитарные правила с учетом положений ст.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», относятся к законодательству об охране окружающей среды, являются действующими.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При рассмотрении настоящего дела требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела не выполнены.
Из материалов дела следует, что ответственным лицом за сбор, обработку и утилизацию отходов потребления, в том числе на территории <данные изъяты> <адрес>, является ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Основной целью деятельности учреждения, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 №155, является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Минобороны России.
В силу п.14 Устава учреждения одним из видов его деятельности является сбор, обработка и утилизация отходов.
Согласно Регламенту «О порядке проведения работ по санитарному содержанию внутренних помещений и прилегающих территорий казарменного и иных фондов Минобороны России структурными подразделениями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» учреждение не оказывает услуги на объектах, расположенных в воинских частях, в которых предусмотрены штатные подразделения, укомплектованные солдатами и сержантами.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что обслуживание войсковой части осуществлялось ею собственными силами и средствами.
Напротив, из материалов дела следует, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляло сбор и вывоз отходов с территории войсковой части 55443 на основании договора, заключенного учреждением с ООО «Хартия». Изложенное свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг, в том числе связанных со сбором и вывозом отходов потребления с территории войсковой части, несет ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, и именно оно наделено в связи с этим необходимыми полномочиями – проводит соответствующие закупки, располагает для этого денежными средствами и имуществом.
В связи с этим доводы жалобы Денисюк В.М., что она не является субъектом административного правонарушения, в совершении которого признана виновным, нахожу обоснованными.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, обжалуемое Денисюк В.М. постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО6 №120/6185/76 от 27.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела хранения склада <данные изъяты> Денисюк Валентины Михайловны - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд Ярославской области.
Судья Голикова Е.П.