Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск
02.06.2006г. Дело № А72-3834/06-15/240
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Лубяновой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лубяновой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
к индивидуальному предпринимателю Масленникову Сергею Анатольевичу
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился, заявление о рассмотрении в отсутствие представителя
от ответчика – Масленников С.А., предприниматель, паспорт
установил:
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области ( далее Роспотребнадзор) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении ИП Масленникова С.А.к административной ответственности по ст 6.14 КоАП РФ.
Ответчик заявленные требования не признает.
Из материалов дела усматривается следующее:
14.04.2006г. должностными лицами заявителя на основании распоряжения о проведении мероприятий по контролю № 818-РК от 13.04.2006г проведена проверка в магазине ИП Масленникова С.А. , находящегося в г.Ульяновске, пр Нариманова, 51. По результатам проверки составлен акт проверки от 14.04.2006г, который подписан продавцом Трофимовой Л.А. без замечаний.
14.04.2006г Роспотребнадзором вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Для определения качества продукции заявителем произведен отбор проб и составлен акт отбора образцов (проб) № 0008 от 14.04.2006г .
18.04.2006г Роспотребнадзор вынес определение о назначении экспертизы на следующие вина: вино виноградное натуральное полусладкое красное «Хванчкара» производство р. Грузия ; вино виноградное натуральное полусладкое белое «Мускат «Светлый Замок» емк 0,75 л, производство р.Молдова; вино виноградное натуральное белое полусухое «Семь сестер «Патриция» емк 0,75 л, производство р. Молдова на соответствие требованиям ГОСТа 7208-93 по органолептическим, физико –химическим показателям и содержанию пестицидов.
21.04.2006г ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» произвел исследования вышеуказанных вин ( протокол исследования № 15-17 от 21.04.2006г).
По фактам правонарушений составлен протокол об административном правонарушении № 0425 от 10.05.2006г. Из протокола следует, что в обороте находилась алкогольная продукция не соответствующая требованиям государственных стандартов, а именно:
- вино виноградное натуральное полусладкое «Ла ТАОНА» - 6 бут ( 720 руб), емк 0,75л; производство Испания;
- вино виноградное натуральное полусладкое розовое без выдержки Мария дель Маар» - 4 бут ( 480 руб), емк 0,75 л, производство Испания;
- вино виноградное натуральное розовое полусладкое «Семь сеттер»»Лючия» - 1 бут ( 85 руб), 0,75л, производство р.Молдова;
- вино виноградное натуральное полусладкое белое «Мушкотай Токай» - 3 бут ( 195 руб), емк о,5 л, , производство р. Молдова;
- вино виноградное натуральное белое полусухое «Семь сестер «Патриция» - 6 бут (510 руб), емк 0,75 л, производство р. Молдова;
- вино виноградное натуральное полусладкое белое «Шардоне «Светлый Замок» - 5 бут (425 руб), емк 0,75 л, производство р.Молдова;
- вино виноградное натуральное полусладкое белое «Мускат» - 5 бут (425 руб), емк 0,75 л, производство р.Молдова
- вино виноградное натуральное полусладкое красное «Хванчкара» - 4 бут ( 2 280 руб), производство р. Грузия не соответствовали требованиям п. 2.2.1 ГОСТа 7208-93 «Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия» по наличию внутренних посторонних включений в виде взвешенных частиц, мутного осадка, вместо прозрачной жидкости без осадка и посторонних включений. Не соответствие требованиям государственного стандарта вин виноградных «Хванчкара», «Мускат «Светлый Замок», «Семь сестер «Патриция» подтверждено протоколом исследования ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» № 15-17 от 21.04.2006г.
В нарушение требований п. 3.5.2 ГОСТА Р 51074 – 2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» отсутствовала информация о стране изготовителе на следующей алкогольной продукции :
- вино виноградное десертное красное «Черные глаза» - 7 бут ( 525 руб), 0,75 л., производитель А.О. «Норок»;
- вино виноградное натуральное полусладкое белое «Траминер» - 5 бут ( 375 руб), емк 0,75 л, производитель А.О.Норок.
Бренди «Староармянский» - 16 бут ( 3520 руб), емк 0,5 л производство р. Армения не соответствует требованиям государственного стандарта по наличию внутренних посторонних включений в виде взвешенных частиц, вместо прозрачной жидкости ( ГОСТ Р 51618 – 2000 п. 5.1.3.)
Заявитель поддерживает свои требования, факт совершения ИП Масленниковым С.А. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст 6.14 КоАП РФ, подтверждается материалами проверки.
В судебном заседании опрошены свидетели Фоминова Г.В. и Пыркин Н.В., которые пояснили, что вино проверялось визуальным методом. Осадки, посторонние включения в вине определялись визуальным методом. Бутылки с содержимым переворачивали и осматривали на проходящий свет. Осадки, а так же посторонние влючения определяются на проходящий свет не зависимо от цвета стекла бутылки.
Заслушав объяснения заявителя и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 6.14 КоАП РФ производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что под оборотом понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся, в том числе, национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
Согласно пункту п. 2.2.1 ГОСТа 7208-93 «Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия» по органолептическим показателям вина и обработанные виноматериалы должны быть розливостойкими, прозрачными, без осадка и посторонних включений.
Согласно п. 5.1.3. ГОСТа Р 51618 – 2000 в бренди не должно быть посторонних включений в виде взвешанных частиц, жидкость должна быть прозрачной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.
Как установлено судом, в порядке визуального контроля проверяющими установлено, что вина виноградные «Ла ТАОНА» емк 0,75л; производство Испания; « Мария дель Маар» емк 0,75 л, производство Испания; «Семь сеттер» «Лючия» 0,75л, производство р.Молдова; «Мушкотай Токай» емк о,5 л, , производство р. Молдова; «Шардоне «Светлый Замок» емк 0,75 л, производство р.Молдова; «Мускат» емк 0,75 л, производство р.Молдова не соответствуют по органолептическим показателям требованиям ГОСТа 7208-93 «Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия» по наличию внутренних посторонних включений в виде взвешенных частиц, мутного осадка; Бренди «Староармянский» емк 0,5 л производство р. Армения не соответствует требованиям государственного стандарта по наличию внутренних посторонних включений ( ГОСТ Р 51618 – 2000 п. 5.1.3.)
Нарушение требований вышеназванных норм образует состав административного правонарушения , предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ.
Предприниматель при должной внимательности и осмотрительности мог предвидеть последствия – возможность нарушения законодательства, имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер. В частности, внешние характеристики реализуемой алкогольной продукции (наличие посторонних включений, осадок) свидетельствовали о некачественности товара и позволяли Предпринимателю изъять её из оборота.
Требования заявителя о привлечении к административной ответственности за реализация алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственного стандарта: вино виноградное натуральное полусладкое красное «Хванчкара» производство р. Грузия ; вино виноградное натуральное полусладкое белое «Мускат «Светлый Замок» емк 0,75 л, производство р.Молдова; вино виноградное натуральное белое полусухое «Семь сестер «Патриция» емк 0,75 л, производство р. Молдова суд оставляет без удовлетворения по следующим основаниям.
В качестве доказательства события правонарушения и вины предпринимателя в его совершении представлен протокол исследования вина виноградного № 15-17 от 21.04.2006г., отобранного по акту № 0008 от 14.04.06г.
Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, изъятие в качестве образцов 4 бут вина виноградного натурального полусладкого красного «Хванчкара» , 5 бут вина виноградного натурального полусладкого белого «Мускат «Светлый Замок», 6 бут вина виноградного натурального белого полусухого «Семь сестер «Патриция» в отсутствие понятых, акт отбора образцов (проб) №0008 от 14.04.06г. оформлен с нарушением административно-процессуальных норм, регулирующих порядок его составления.
Согласно ст.26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.
О взятии проб и образцов составляется протокол в присутствии двух понятых в соответствии с требованиями ст.27.10 КоАП РФ.
В соответствии со ст.27.10 КоАП РФ изъятие вещей, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, осуществляется в присутствии двух понятых.
Об изъятии вещей и документов составляется протокол. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей.
В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах суд считает, что в соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ акт отбора образцов (проб) №0008 от 14.04.06г. не может служить доказательством, так как получен с нарушением закона, что, в свою очередь, лишает доказательственной силы и протокол исследования, поскольку предметом экспертизы служила алкогольная продукция, отобранная с нарушением закона.
Данное процессуальное нарушение является грубым, не позволяющим установить событие и вину лица, привлекаемого к административной ответственности. Положения статьи 26.5 КоАП РФ являются существенной гарантией от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц в сфере властной деятельности государства в целях обеспечения частных и публичных интересов в административном производстве.
Поэтому суд считает, что отсутствуют доказательства, подтверждающие событие правонарушения и вину ИП Масленнкиова С.А.в обороте некачественной алкогольной продукции, а именно вина виноградного натурального полусладкого красного «Хванчкара» , вина виноградного натурального полусладкого белого «Мускат «Светлый Замок», вина виноградного натурального белого полусухого «Семь сестер «Патриция»
Требования заявителя о привлечении к административной ответственности за реализация алкогольной продукции, как не соответствующей требованиям государственного стандарта :
вино виноградное десертное красное «Черные глаза» , 0,75 л., производитель А.О. «Норок»;
вино виноградное натуральное полусладкое белое «Траминер», емк 0,75 л, производитель А.О.Норок , а именно за отсутствие информации о стране изготовителе, суд считает не обоснованными, поскольку данное нарушение образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица.
Статья 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкций с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения , а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
С учетом обстоятельств правонарушения и личности ответчика , учитывая, что ранее ответчик не привлекался к административной ответственности, суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном ст. 6.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 минимальных размеров оплаты труда, что на дату рассмотрения дела составляет 4 000 руб.без конфискации алкогольной продукции, поскольку согласно акта от алкогольная продукция у предпринимателя отсутствует. .
Учитывая изложенное и руководствуясь 6.14, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь индивидуального предпринимателя Масленникова Сергея Анатольевича (13.07.1971г.р.,зарегитсчрированного в качестве индивидуального предпринимателя 19.02.1998г Администрацией Железнодорожного района г.Ульяновска,. перерегистрирован 18.05.2004г в ИМНС России по Ленинскому району г.Ульяновска, место жительства г.Ульяновск, К Маркса, 52 - 31,) к административной ответственности по ст 6.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4 000 рублей .
Штраф может быть добровольно оплачен ответчиком в течение 30 дней после вступления решения в законную силу.
Об уплате штрафа ИП Масленников С.А. должен незамедлительно поставить в известность арбитражный суд, принявший решение, представив доказательства уплаты штрафа.
При непредставлении доказательств уплаты штрафа в установленном порядке решение будет направлено судом для принудительного взыскания.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном порядке.
Судья О.А.Лубянова