Дело №
91RS0№-68
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2022 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Петровой Ю.В.
при секретаре – Севастьянове Е.М.
истце - Мостовой А.А.
представителе ответчика - Титаренко О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, 3-й лица: Прокуратура <адрес>, Департамент по делам детей администрации <адрес>, МКУ Департамент жилищной политики администрации <адрес>, ФИО3 об установлении статуса лица оставшегося без попечения родителей, понуждении включения в список детей оставшихся без попечения родителей,
у с т а н о в и л :
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым, 3-й лица: Прокуратура <адрес>, Департамент по делам детей администрации <адрес> об установлении статуса лица оставшегося без попечения родителей, понуждении включения в список детей оставшихся без попечения родителей.
Исковые требования мотивированы тем, что истец родилась ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 и ФИО4. В дальнейшем брак был расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ Центральным отделом регистрации актов гражданского состояния Симферопольского городского управления юстиции Автономной Республики Крым было выдано свидетельство о расторжении брака ФИО4 с ФИО3, актовая запись №, после расторжения брака мать истца оставила фамилию ФИО15. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 заключила брак с ФИО5 в связи с чем стала ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО5 и ФИО9 был расторгнут согласно свидетельству о расторжении брака о ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись №. Также после расторжения брака мать оставила фамилию ФИО16. ДД.ММ.ГГГГ мать истца, ФИО9 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти выданным ДД.ММ.ГГГГ 99100007 отделом регистрации смерти <адрес> записи актов гражданского состояния Министерства Юстиции Республики Крым, актовая запись №. О месте нахождения отца истцу неизвестно. Истец была поставлена органом опеки ипопечительства (администрация <адрес>) на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесена в журналпервичного учета детей, оставшихся без попечения родителей под №. В настоящее время истец проживает с бабушкой-ФИО6 и дедушкой-ФИО7 в общежитии колледжа с августа 2008 года и по настоящее время по адресу: <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, своего жилого помещения истец не имеет, в связи с чем вынуждена жить у родственников в стеснительных условиях. Истец обратилась с заявлением в Администрацию <адрес> о включении в список лиц на получение жилой площади в соответствии со ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке, однако, ей было отказано, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с настоящим иском, который просила суд удовлетворить.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент жилищной политики Администрации <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО3.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика просил суд в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Третьи лица в судебное заседание не явились, судом извещены, причины неявки суду неизвестны.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы иска, заслушав истца, допросив свидетелей, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации ФИО1 провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Судом по делу было установлено, что согласно свидетельства о рождении ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, в сведениях о родителях указаны: мать - ФИО15 (ФИО16) ФИО10, отец - ФИО3.
Согласно справке Департамента по делам детей от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 относится к категории - лицо из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.
Данный статус установлен на основании актовой записи о смерти матери, ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществленной Отделом регистрации смерти <адрес> записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым и информации ОП № «Центральный» УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии данных о местонахождении отца ФИО3.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что она не подтвердила статус ребенка, лишенного родительского попечения.
Согласно протеста прокурора <адрес> от 11.10.2021г., прокуратурой <адрес> при проведении проверки по обращению ФИО2 было изучено постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ФИО2 было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> был внесен протест на указанное постановление.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> не удовлетворила протест прокурора.
Причиной послужило то обстоятельство, что у заявителя – ФИО2 отсутствовало решение суда о признании отца ФИО3 безвестно отсутствующим.
Как следует из справки Начальника ОАСР УВМ МВД по <адрес> от 16.05.2022г. № ФИО3, 10.02.1978года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Мера социальной поддержки предоставляется детям, оставшимися без попечения родителей в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, а также установлением судом факта утраты лицом попечения родителей.
В судебном заседании было установлено, что мать истца – ФИО9 умерла, а отец ребенка – ФИО3 участия в воспитании ребенка не осуществлял, алименты не уплачивал, жизнью ребенка не интересовался, заботу не проявлял. Указанные обстоятельства подтвердили в суде свидетели, допрошенные в судебном заседании и предупрежденные об уголовной ответственности – ФИО6 и ФИО13.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт утраты лицом- ФИО2 попечения родителей подтвержден в суде относимыми и допустимыми доказательствами.
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, суд приходит к выводу о подтверждении факта утраты истцом родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте и наличии оснований для постановки ее на учет для целей получения жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
р е ш и л:
░░░ ░░░2 – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░,░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░