РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Кырен 28 июля 2022 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дандаровой А.А., при секретаре Будаевой К.С., с участием старшего помощника прокурора района Цыбиковой Ю.В., истца Бобкова С.А., представителя МВД РФ, МВД по РБ по доверенности Шалаева В.В., представителя МО МВД России "Тункинский" по доверенности Танхаевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи в здании Тункинского районного суда Республики Бурятия гражданское дело № 2-425/2022 по исковому заявлению Бобкова Сергея Александровича к Российской Федерации в лице МВД Российской Федерации о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей в изоляторе временного содержания МО МВД России "Тункинский",
УСТАНОВИЛ:
Бобков С.А. обратился в районный суд с административным иском к начальнику МО МВД России "Тункинский" о взыскании денежной компенсации в сумме 50 000 рублей вследствие ненадлежащих условий содержания в изоляторе временного содержания МО МВД России "Тункинский" (далее - ИВС).
Заявленные требования мотивированы тем, что в период его содержания в ИВС камеры не соответствовали инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России №-ДПС от 02.06.2003. В камерах было плохое освещение, недостаточное для чтения, неудовлетворительные вентиляция и отопление, отсутствовал бак для питьевой воды, не было канализации, вместо канализации был биотуалет, который выносили 1 раз в сутки, в результате чего приходилось дышать нечистотами 23 часа в сутки. Прием пищи производился в непосредственной близи с биотуалетом. Также в камерах ИВС не были созданы условия для поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, отсутствовали раковины с кранами горячей воды. Не имелось прогулочного двора. Полагает, что он содержался в ИВС в нечеловеческих условиях, что унизило его человеческое достоинство.
Определением суда от 24.07.2020 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определением суда от 24.07.2020 года произведена замена ненадлежащего ответчика - начальника МО МВД России "Тункинский" на Российскую Федерацию в лице МВД Российской Федерации.
Определением суда от 22.09.2020 года МО МВД России "Тункинский" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Тункинского районного суда РБ от 06.11.2020 года исковые требования Бобкова С.А. к Российской Федерации в лице МВД РФ о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей в изоляторе времени Мо МВД России "Тункинский" оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 12.05.2021 года решение Тункинского районного суда РБ от 06.11.2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.01.2022 года решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 06.11.2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 мая 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Истец Бобков С.А., принимая участие в судебном заседании посредствам видеоконференц-связи, настаивал на удовлетворении исковых требований, по доводам изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что содержался в ИВС МО МВД "Тункинский" в 2018 году, условия содержания в ИВС не соответствовали требованиям действующего законодательства, а именно в камерах было плохое освещение, недостаточное для чтения, неудовлетворительные вентиляция и отопление, отсутствовал бак для питьевой воды, не было канализации, смонтированный биотуалет вычищался один раз в сутки, в результате приходилось дышать нечистотами. Прием пищи производился в непосредственной близи с биотуалетом. Не были созданы условия для поддержания личной гигиены, отсутствовали раковины с кранами горячей воды, не имелось прогулочного двора. В результате проверки ИВС МО МВД "Тункински" закрыли на ремонт и до настоящего времени он находится на ремонте. Также указал, что в связи с перенесенным заболеванием Туберкулез, ему было положено повышенное питание в течении 3 лет. Просит иск удовлетворить.
Представитель МВД России, МВД по Республике Бурятия по доверенности Шалаев В.В., участвовавший в деле посредством видеоконференцсвязи с исковыми требованиями Бобкова С.А. не согласился, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В суд представил письменный отзыв на исковое заявление, доводы которого поддержал в полном объеме. Положениям приказа Минюста России от 26.02.2016 года № 48 и от 17.09.2018г. № 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время" распространяется на лиц, содержащихся в Учреждениях ФСИН. ИВС МО МВД России "Тункинский" не относится к учреждениям федеральной службы исполнения наказаний.
Представитель третьего лица МО МВД России "Тункинский" по доверенности Танхаева Л.В. возражала против удовлетворения исковых требований, суду представила мотивированный отзыв, доводы которого поддержала.
Выслушав участников судебного заседания, заключение старшего помощника прокурора Цыбиковой Ю.В., полагавшей, что иск Бобкова С.А. подлежит частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно статье 4 названного федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Статьями 6 и 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" определено, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами, несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным федеральным законом и иными федеральными законами. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
В силу пунктов 9 и 11 статьи 17, статьи 23 этого же федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 42 и 130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 года N 950, пунктом 45 которых также предусмотрено, что камеры изоляторов временного содержания оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец Бобков С.А. содержался в ИВС МО МВД России "Тункинский" в периоды времени с 10.07.2018 по 22.07.2018, с 03.08.2018 по 21.08.2018, с 04.09.2018 по 07.09.2018, с 12.09.2018 по 20.09.2018, с 03.10.2018 по 11.10.2018, о чем свидетельствуют соответствующие записи в книге учета лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания МО МВД России "Тункинский" № 1723, заведенной 09.01.2017 года.
В период содержания Бобков С.А. обращался в прокуратуру Тункинского района РБ с жалобами на ненадлежащие условия содержания, по результатам рассмотрения которых представлены надзорные производства, в том числе № 630ж-2018 по жалобе Бобкова С.А. в связи с неудовлетворительными условиями содержания в ИВС.
Из представленного надзорного производства следует, что Бобков С.А., обращаясь с жалобой, ссылался на неудовлетворительные условия содержания в ИВС МО МВД России "Тункинский", указывая, что он содержится в камере один, и данное обстоятельство сказывается на состоянии здоровья, так как ранее он перенес травму головы. Также указывал на несоответствие температурного режима в камере № 2, превышение влажности воздуха и недостаточное освещение, о том, что он в связи с заболеванием - туберкулез легких нуждается в диетическом питании, которое ему не предоставлялось.
Согласно справке ЦГСЭН МСЧ МВД РФ по Республике Бурятия от 19.09.2018 года № 28/1287 по результатам проверки соблюдения условий содержания и медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых в ИВС МО МВД России "Тункинский" установлено, что при проведении проверки 13.09.2018 года установлено, что камеры ИВС однотипные, площадь каждой камеры составляет 12 кв.м., имеется душевая, прогулочный двор. Лимит ИВС составляет 16 человек, на момент проверки содержалось 11 человек, больных нет. Отопление централизованное, канализация - надворный туалет в прогулочном дворе, водоснабжение централизованное от поселкового водопровода, в помещениях камер оборудована приточно-вытяжная вентиляция, побелка в камерах проводилась летом 2018 года. Санузлы в камерах с подводкой водоснабжения и канализации отсутствуют. Камеры оборудованы бытовым рукомойником, приватной перегородкой, за которой установлена емкость с крышкой для жидких бытовых отходов, емкости для ЖБО своевременно не дезинфицируются. Освещение в камерах смешанное: естественное - через оконные проемы (30*40 см) зарешеченные с возможностью открывания форточек и искусственное - от настенных ламп в защитных плафонах (используются лампы накаливания). Питание горячее, трехразовое, готовые блюда фасованы в одноразовые упаковки. Для организации питьевого режима установлен термопот, кипяченую воду доставляют в камеры 2-3 раза в день и по просьбе подозреваемых, обвиняемых. Журнал регистрации больных туберкулезом ведется, в 2018 году больные туберкулезом не содержались. Согласно инструментальным замерам параметров микроклимата и освещения помещений - освещение не соответствует требованиям нормативов, параметры температуры воздуха в помещениях ИВС соответствовали установленным нормативам. По результатам проверки техническое состояние помещений камер ИВС признано не соответствующим требованиям законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся в ИВС признано удовлетворительным. Руководителю МО МВД России "Тункинский" предложено решить вопрос о проведении капитального ремонта с оборудованием санузлов в камерах, расширением оконных проемов, усилить искусственное освещение в камерах, провести ремонт в душевой комнате, еженедельно в камерах проводить обеззараживание и очистку емкости сбора жидких бытовых отходов и др.
В соответствии со справкой начальника МО МВД России "Тункинский" Глушкова К.В. от 14.12.2018 года, направленной в адрес Начальника МСЧ МВД России по Республике Бурятия, по выявленным недостаткам условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС проведена следующая работа. При наличии финансирования будет проведен капитальный ремонт с оборудованием санузлов с камерах, расширением оконных проемов согласно требованиям СП 12-95 МВД России. Направлена заявка в тыл МВД по Республике Бурятия на выделение денежных средств на оборудование дневных (ночных) светильников с большей мощностью. В душевой комнате имеются два резиновых коврика. После использования подвергаются дезинфекции. Еженедельно в камерах проводится обеззараживание и очистка емкостей для сбора жидких бытовых отходов.
22.01.2019 года начальник МО МВД России "Тункинский" Глушков К.В. уведомил заместителя прокурора Тункинского района РБ о том, что во время проверки условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС были выявлены недостатки, в том числе по освещению, в настоящее время во всех камерах изолятора временного содержания установлены лампы с большей мощностью. Также были направлены заявки в Тыл МВД по РБ на замену всех светильников.
С 30.09.2019 года производится капитальный ремонт административного здания ИВС МО МВД России "Тункинский", о чем свидетельствует государственный контракт от 30.09.2019 года. До настоящего времени капитальный ремонт не окончен.
В соответствии со справкой ЦГСЭН МСЧ МВД РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам проверки соблюдения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС МО МВД ФИО1 "Тункинский" выявлено, что техническое состояние помещений камер ИВС не соответствует требованиям Федерального закона №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении престпулений", Свода Правил МВД ФИО1 №от ДД.ММ.ГГГГ, приказов МВД РФ № от 22.11.2005г., № дсп от ДД.ММ.ГГГГ. В частности параметры освещения не соответствовали требованиям действующих нормативов в камерах, рекомендовано усиление искусственного освещения в камерах, требовался капитальный ремонт с оборудованием санузлов в камерах, требовалось расширение оконных проемов согласно требованиям СП 12-95 МВД ФИО1.
Поскольку истец Бобков С.А. в указанный период содержался в ИВС МО МВД "Тункинский" суд приходит к выводу о нарушении прав истца, выразившееся в его содержании в изоляторе временного содержания в ненадлежащих условиях, соответственно, истцу причинены нравственные и физические страдания.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Бобкова С.А. частично, суд руководствуясь ст. ст. 9, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ст. ст. 125, 151, 1069, 1071, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и установив нарушение прав истца Бобкова С.А., выразившееся в его содержании в изоляторе временного содержания в ненадлежащих условиях, приходит к выводу о причинении истцу нравственных и физических страданий, в связи с чем определяет ко взысканию в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, возложив обязанность по выплате денежных средств на главного распорядителя бюджетных средств - МВД РФ.
По мнению суда, истец не предоставил суду убедительных доказательств причинения ему морального вреда в заявленном им размере.
Доводы ответчиков о недоказанности причинения истцу морального вреда не принимаются судом, поскольку судом были установлены обстоятельства, которые объективно не могут не обусловливать физические и нравственные страдания человека, находящегося в условиях ограничения свободы.
В ходе судебного разбирательства истец Бобков С.А. заявил о том, что в период содержания в ИВС ему были причинены нравственные страдания, связанные с не обеспечением его диетическим питанием в результате перенесенного заболевания туберкулеза легких.
Условия и порядок содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право:... получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Деятельность ИВС также регламентирована приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 г. "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел".
В соответствии с п. 42 вышеуказанных Правил, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 205 от 11 апреля 2005 года утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время.
Повышенные нормы питания, рациона питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту, установлены приказом МВД России от 19 октября 2012 года №966.
Указанным приказом установлены повышенные нормы питания для следующий категорий граждан: 1) для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений беременных женщин и кормящих матерей, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1); 2) для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений несовершеннолетних, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2); 3) для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений больных и лиц, являющихся инвалидами I и II групп, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, больных лиц, подвергнутых административному аресту (приложение N 3).
Названным приказом МВД России от 19 октября 2012 года №966 не предусмотрены повышенные нормы питания для лиц, наблюдающихся по поводу туберкулеза III группы диспансерного учета.
Судом истребована из ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области медицинская карта Бобкова С.А.
Из медицинской карты Бобкова С.А. следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был осмотрен врачом фтизиатром, указано, что по данным оргметодотдела Республиканского клинического противотуберкулезного диспансера Бобков С.А. переведен в III группу диспансерного учета ДД.ММ.ГГГГ. Диагноз: <данные изъяты>".
По запросу суда начальником – врачом филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России Батоевым А.Б. представлена выписка из амбулаторной карты осужденного Бобкова С.А., из которой следует, что Бобков С.А. состоял на диспансерном учете в лечебно-профилактическом отделении филиала «Туберкулезная больница» с диагнозом: <данные изъяты>.
Приказ Минюста России от 26.02.2016 № 48 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", а также Приказ Минюста России от 17.09.2018 N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку устанавливает повышенные нормы питания для отдельных категорий граждан, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время. Названные выше правовые акты содержат специальные нормы по правовому регулированию повышенного питания в учреждениях ФСИН. В свою очередь приказ МВД России от 19 октября 2012 года № 966 является также специальным правовым актом регулирующим повышенные нормы питания для лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел Российской Федерации.
В рассматриваемом случае изолятор временного содержания МО МВД России "Тункинский" к следственным изоляторам ФСИН законом не отнесен, данный изолятор временного содержания входит в систему МВД РФ, а для лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания МВД РФ повышенные нормы питания утверждены приведенным выше приказом МВД России от 19.10.2012 г. N 966.
При этом следует учесть, что пребывание в изоляторах временного содержания носит кратковременный характер, анализ положений приказа МВД России от 19 октября 2012 года № 966 с положениями приказа Минюста России от 26.02.2016 № 48, а также приказа Минюста России от 17.09.2018 N 189, свидетельствует об отличии режима содержания в изоляторах временного содержания органов внутренних дел РФ, как не предназначенного для длительного содержания в нем лиц, заключенных под стражу, соответственно нормы питания различаются, также как и категории лиц, для которых установлены повышенные нормы питания.
Бобков С.А., как лицо наблюдавшееся по поводу <данные изъяты> диспансерного учета, в 2018 году имел бы право на повышенные нормы питания при приказу Минюста России от 26.02.2016 № 48, а также по приказу Минюста России от 17.09.2018 N 189, если бы содержался в учреждении ФСИН. А поскольку в указанный в иске период времени Бобков С.А. содержался в ИВС МО МВД России "Тункинский", который входит в систему МВД России, на него положения, регулирующие повышенные нормы питания, установленные приказом Минюста России от 26.02.2016 № 48, а также по приказом Минюста России от 17.09.2018 N 189 не распространяются. Положения приказа МВД России от 19 октября 2012 года №966 не предусматривают повышенные нормы питания для лиц, наблюдающихся по поводу туберкулеза III группы диспансерного учета. При таких обстоятельствах нарушение прав Бобкова С.А. в части питания судом не установлено. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в указанной части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бобкова Сергея Александровича к Российской Федерации в лице МВД Российской Федерации о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей в изоляторе временного содержания МО МВД России "Тункинский" удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Бобкова Сергея Александровича компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Дандарова