РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2021 г. город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Хромовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-299/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спецтрансмонолит-Т» к правительству Тульской области, ГУ ТО «Областное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Спецтрансмонолит-Т» (далее - Общество) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "....".
Полагает, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670 по состоянию на 01.01.2020, является необоснованно завышенной, что затрагивает права и обязанности Общества как плательщика налога.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в "....".
В соответствии с отчетом об оценке "....", выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 01.01.2020 составляет соответственно 15 290 000 рублей, 10 740 000 рублей, 540 000 рублей.
На основании изложенного Общество просило установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." равную их рыночной стоимости в размере, указанном в отчете "....".
Представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью «Спецтрансмонолит-Т» по доверенности Ермолаев И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административных ответчиков Государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации», правительства Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Тульской области, администрации города Тула в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.
Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
"...." площадью 19 188 кв.м (единое землепользование), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилых зданий, местоположение установлено относительно ориентира (нежилого здания), расположенного в границах участка по адресу: "....";
"...." площадью 13 476 кв.м (единое землепользование), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства зданий производственного назначения, находящегося примерно в 3 м по направлению на запад от ориентира (нежилого здания), расположенного за пределами участка по адресу: "....";
"...." площадью 625 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания (насосная станция 1-го подъёма), расположенного по адресу: "....".
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от "...." и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», с Постановлением правительства Тульской области от 26.08.2019 № 395 «О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Тульской области», утверждены Постановлением правительства Тульской области 05.11.2020 № 670 результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на 01.01.2020.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." данным Постановлением утверждена по состоянию на 01.01.2020 в размерах соответственно 50 007 880,25 рублей, 35 121 231,72 рублей, 1 138 072,5 рублей (№ п/п "....", "....", "...." Приложения № "...."). Указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 27.12.2020, 27.12.2020, 28.12.2020 и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2021.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости "....".
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в "....".
В соответствии с отчетом об оценке "....", выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 01.01.2020 составляет соответственно 15 290 000 рублей, 10 740 000 рублей, 540 000 рублей.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 01.01.2020, проведение которой поручено эксперту "...."
Согласно выводам, содержащимся в заключении "...." названного эксперта, отчет "...." соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." по состоянию на 01.01.2020, определенная в названном отчете, подтверждается.
Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено специалистом в области экономической и оценочной деятельности, а изложенные в нём выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
О несогласии с указанным отчетом об оценке "....", заключением эксперта "...." другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости объектов недвижимости указанные лица не обращались.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков - 01.01.2020, рыночная стоимость вышеназванных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного оснований сомневаться в достоверности и правильности выводов отчета "...." у суда не имеется. Данный отчет суд считает достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "....", "....", "...." может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета "....", подтвержденного результатами судебной оценочной экспертизы, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд.
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Спецтрансмонолит-Т» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "...." площадью 19 188 кв.м (единое землепользование), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилых зданий, местоположение установлено относительно ориентира (нежилого здания), расположенного в границах участка по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 15 290 000 рублей по состоянию на 01.01.2020.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "...." площадью 13 476 кв.м (единое землепользование), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства зданий производственного назначения, находящегося примерно в 3 м по направлению на запад от ориентира (нежилого здания), расположенного за пределами участка по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 10 740 000 рублей по состоянию на 01.01.2020.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "...." площадью 625 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания (насосная станция 1-го подъёма), расположенного по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере 540 000 по состоянию на 01.01.2020.
Датой подачи обществом с ограниченной ответственностью «Спецтрансмонолит-Т» административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного юридического лица в суд - 10.06.2021.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий