дело № 33-6883/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 28 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пашковой Т.В.,
судей: Грековой Н.О., Швыдковой С.В.
при секретаре Ромахиной И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-410/2023 по иску Бучковой Татьяны Владимировны к администрации Волгограда, СНТ «Дзержинец», ТСН СНТ «Дзержинец-Винновка» об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на недвижимое имущество,
по апелляционной жалобе представителя Бучковой Татьяны Владимировны - Гредневой Елены Михайловны на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 31 января 2023 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Грековой Н.О., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Бучкова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда, СНТ «Дзержинец», ТСН СНТ «Дзержинец-Винновка» об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на земельный участок.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер её супруг ФИО1
При жизни ФИО1 принадлежал земельный участок, расположенный по адресу Волгоград, СНТ «Дзержинец», массив Винновский, квартал 75, участок 12, площадью 536 кв.м.
ФИО1 являлся членом СНТ, обратился к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ, однако на момент его смерти не успел оформить земельный участок в собственность.
Истец, являясь единственным наследником первой очереди по закону, фактически приняла наследство после смерти супруга, несла расходы на содержание земельного участка, однако оформить свое право она возможности не имеет, поскольку наследодатель своевременно также не оформил свое право собственности.
На основании изложенного, просила установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти ФИО1, признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на вышеуказанное имущество.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Бучковой Т.В. – Греднева Е.М., оспаривая законность и обоснованность принятого решения ввиду неправильного применения материального права, просит его отменить.
В жалобе указывает, что решение принято без учета того, что ФИО1 при жизни являлся законным владельцем земельного участка, в целях дальнейшего оформления права собственности произвел кадастровые работы, однако завершить процедуру при жизни не успел. Бучкова Т.В. продолжает владеть и пользования земельным участком, в силу чего отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя не может ограничивать её имущественные права.
Проверив законность и обоснованность судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 года за № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда данным требованиям закона не отвечает.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок ФИО1 и Бучкова Т.В. приобрели у Долматова А.И. ДД.ММ.ГГГГ, с указанного времени ФИО1 являлся членом СНТ, за ним был закреплен спорный земельный участок, расположенный по адресу: Волгоград, СНТ «Дзержинец», массив Винновский, квартал 75, участок 12, площадью 536 кв.м., которым он владел и пользовался в течение жизни совместно с супругой.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, наследственное дело к его имуществу не заводилось.
Единственным наследником по закону является супруга Бучкова Т.В.
При жизни ФИО1 с 2006 года являлся членом СНТ «Дзержинец», пользуясь спорным земельным участком, нес бремя его содержания, оплачивал целевые и членские взносы.
После смерти ФИО1 его супруга Бучкова Т.В. продолжила пользоваться земельным участком, вносила членские и целевые взносы в июле, октябре 2019 года.
Отзывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что на момент смерти ФИО1 его права на земельный участок зарегистрированы не были, и пришел к выводу о том, что данный земельный участок не может входить в состав наследственного имущества.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом по следующим основаниям.
Так, на основании п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Также в силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 1 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 34, 35, 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факт принятия наследства.
Согласно ст. 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В соответствии с п. 82 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный наследодателю, являвшемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае, если составляющий его территорию земельный участок предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» оно было создано (организовано), в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим в нем распределение земельных участков документом, при условии, что наследодателем в порядке, установленном п. 4 ст. 28 названного Федерального закона, было подано заявление о приобретении такого земельного участка в собственность бесплатно (если только федеральным законом не установлен запрет на предоставление земельного участка в частную собственность).
Отказывая в удовлетворении требований Бучковой Т.В., суд не учел, что при жизни ФИО1 инициировал процедуру постановки земельного участка на кадастровый учет с целью дальнейшего оформления его в собственность, для чего 2 ноября 2018 года заключил с кадастровым инженером Суликаевой Т.Е. договор подряда на выполнение комплекса кадастровых работ в отношении спорного земельного участка, произвел оплату по договору, работы были фактически выполнены, межевой план был передан ФИО1, однако обратиться в уполномоченный орган с заявлением о передаче земельного участка в собственность, ФИО1 не успел, в связи со смертью.
Какие-либо правопритязания в отношении земельного участка со стороны третьих лиц отсутствовали и отсутствуют в настоящее время.
Сведений о том, что спорный земельный участок ограничен в гражданском обороте, материалы дела не содержат.
Указанные обстоятельства оставлены судом без внимания, что повлекло неправильное разрешение спора.
Более того, Бучкова Т.В. уже обращалась за судебной защитой путем предъявления исковых требований о признании за ней права собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности, однако апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 сентября 2022 года было высказано суждение о том, что правоотношения по владению земельным участком в данном случае возникли из договора купли-продажи от 19 октября 2006 года.
Таким образом, применительно к приведенным обстоятельствам и нормам права истец вправе ставить вопрос о включении спорного земельного участка в наследственную массу.
Поскольку Бучкова Т.В. после смерти ФИО1 в предусмотренный законом шестимесячный срок совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, несла расходы по содержанию наследственного имущества, что подтверждается также членской книжкой садовода и сведениями об уплате членских и целевых взносов, оснований к отказу в удовлетворении требований об установлении факта принятия наследства не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что спорный объект недвижимого имущества входит в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1
Отсутствие регистрации перехода права собственности на участок при доказанности законности правообладания этой недвижимостью наследодателем, не может являться препятствием для признания за наследником права собственности в порядке наследования на спорный земельный участок.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п.1,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных Бучковой Т.В. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 31 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Установить факт принятия Бучковой Т. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения № <...> наследства, открывшегося после смерти ФИО1.
Признать за Бучковой Татьяной Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения № <...> право собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу <адрес>, площадью 536 кв.м.
Председательствующий:
Судьи: