РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск
21 января 2015 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего федерального судьи Петрашова В.В., при секретаре Куткиной А.В.,
с участием заявителя Алапаевского городского прокурора в лице помощника прокурора Манькова А.Ю.,
ответчика Администрации МО Алапаевское в лице представителя Змеевой О.Е., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-76/2015 по иску
Алапаевского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Алапаевское о признании незаконными бездействий и обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор (далее – Прокурор) в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Алапаевское (далее – Администрации) о признании незаконными бездействия, выражающегося в непринятии мер по устранению несанкционированной свалки бытовых отходов, и обязании ответчика в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу очистить от свалки территорию, находящуюся около <данные изъяты>
Заявитель в обоснование иска указал на то, что прокуратурой г. Алапаевска совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области (далее – Роспотребнадзор) проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе, при сборе и утилизации бытовых отходов, на территории МО Алапаевское, в ходе которой установлено, что на земельном участке, расположенном около <данные изъяты> находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (далее – ТБО) размером <данные изъяты>
Данный факт подтверждается справкой ведущего специалиста-эксперта Роспотребнадзора, а также фотографиями, изготовленными в ходе проведения совместной проверки ДД.ММ.ГГГГ
Прокурор, ссылаясь на то, что факт наличия на территории МО несанкционированной свалки ТБО, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, установлен и ответчиком – органом местного самоуправления не оспаривается, считает, что Администрация в соответствии с пп. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 г. № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, обязана ликвидировать несанкционированную свалку ТБО, находящуюся на территории около <данные изъяты>
Представитель ответчика Администрации в судебном заседании иск Прокурора не признал, указав в возражение на него то, что действительно на территории около <данные изъяты> находилась несанкционированная свалка ТБО, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, которая после предъявления иска Прокурором была ликвидирована Администрацией, однако, в результате действий неустановленных лиц несанкционированная свалка ТБО на том же месте, но меньшей площадью 20 * 20 м.вновь была создана. Представитель органа местного самоуправления обязанность Администрации по ликвидации несанкционированной свалки ТБО не оспаривал.
Представитель государственного органа Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, в предварительном судебном заседании поддержал исковые требования Прокурора.
Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск, подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с пп. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с послед. изменениями) к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичное положение об обязанности органов местного самоуправления, закреплены в ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 08.11.2007 г.), в ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 10.01.2008 г.), ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 г. № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 13.06.2006 г. №26-ОЗ).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в редакции от 08.11.2007 г.) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 14.07.2008 г.) порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления.
Ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.
В связи с тем, что ответчиком не оспорены, а признаны обстоятельства, на которые ссылается заявитель, как на основание своих требований, а именно наличие несанкционированной свалки ТБО, ее неблагоприятное воздействие на окружающую среду и обязанность органа местного самоуправления ликвидировать свалку ТБО, суд в соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает указанные обстоятельства доказанными и достоверно установленными.
Исходя из изложенного, судом установлено, что несанкционированная свалка ТБО оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие Администрации МО Алапаевское, в обязанность которой входит принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд считает требования Прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Обсудив требование Прокурора об исполнении решения о ликвидации свалки в течение 30-ти дней со дня вступления в законную силу, суд считает его не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурором не приведено никаких доводов и доказательств в обоснование того, что замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц или невозможности его исполнения, то есть немедленного 30-ти дневного исполнения решения суда, поэтому суд считает, что решение подлежит исполнению в общем, предусмотренном ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке, согласно которой решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу в порядке, установленном п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В соответствии с действующим законодательством Прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, будучи органом местного самоуправления, выступающий по делу в качестве ответчика, также освобожден от уплаты госпошлины, поэтому суд согласно ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает не взыскивать госпошлину в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Алапаевского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Алапаевское о признании незаконными бездействий и обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов удовлетворить.
Обязать Администрацию МО Алапаевское очистить от свалки территорию, находящуюся около <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья:
Петрашов В.В.