Решение от 06.10.2021 по делу № 2а-1559/2021 от 12.04.2021

Дело № 2а-1559/2021

УИД: 77RS0027-02-2021-001667-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Казаковой Е.Н.,

с участием истца Куприянова Д.В.,

рассмотрев 06 октября 2021 года в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Куприянова Дмитрия Владимировича к Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушения условий содержания во время конвоирования, взыскании компенсации морального вреда

у с т а н о в и л:

Куприянов Д.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании разумной денежной компенсации за ненадлежащие условия во время конвоирования с 06.12.2017 по 16.10.2020 в размере 1 500 000 руб.

В обоснование требований Куприянов Д.В. указал, что 16 и 17 декабря 2017 года при конвоировании автомобильным транспортом из ФКУ ... УФСИН по Республике Коми (г. ...) до железнодорожного вокзала г. ..., время в пути составляло 30-35 минут, и от железнодорожного вокзала г. ... до ФКУ ... УФСИН по Республике Коми (г. ...), время в пути составляло 40-50 минут, не были созданы надлежащие условия: в автомобиле отсутствовал биотуалет, специальные приспособления (поручни), ремни безопасности, вытяжная вентиляция не функционировали, отопительная система находилась в неисправном состоянии, также указывает на нарушение нормы площади, мотивируя тем, что совместно с ним перевозилось от 7 до 15 человек, площадь личного пространства составляла от 0,15 до 0,3 кв.м. При конвоировании в спецвагоне железнодорожного транспорта 17.12.2017 от железнодорожного вокзала г. ... до железнодорожного вокзала г. ..., время в пути около 2 суток, количество конвоируемых лиц было 12 человек, в связи с чем площадь на одного человека не превышала 0,28 кв.м., место для размещения багажа отсутствовало, стол для приема пищи и спальные места отсутствовали, постельные принадлежности не выдавались, не был предоставлен доступ к питьевой воде, отсутствовала горячая вода, выдавалась только теплая вода, вентиляция и естественное освещение отсутствовали, нельзя было пользоваться туалетом и умывальником в свободном доступе, в туалет выводили 3-4 раза в сутки, а не по требованию, конвоируемые лица курили в вагоне, вследствие чего ему было тяжело дышать.

05.05.2021 Куприянов Д.В. дополнил требования (л.д. 37), указывая на ненадлежащие условия при конвоировании специальным автомобильным транспортом 11.02.2019 из ФКУ ... УФСИН по Республике Коми (г....) в ФКУ ... УФСИН по Республике Коми (г....), время в пути составляло около 8 часов, указывая, что был выдан сухой паек, однако употребить его не имелось возможности, поскольку не выдавали горячую и питьевую воду, за все время пути в туалет выводили один раз.

Определением от 03.07.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц УФСИН по Республике Коми, ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН по Республике Коми», ФКУ «Управление по конвоированию по Кировской области», ФКУ СИЗО-3 УФСИН по Республике Коми.

В судебном заседании Куприянов Д.В. требования уточнил, указывая, что в период с 06.12.2017 по 16.10.2020 неоднократно конвоировался, однако в настоящее время не может назвать точные даты и маршруты конвоирования, поэтому просит рассматривать нарушения условий содержания, допущенные при конвоировании 16 и 17 декабря 2017 года, а также 11 февраля 2019 года, по остальным периодам намерен предъявлять самостоятельные требования с указанием конкретных дат и маршрутов передвижения, а также допущенных нарушениях.

В силу действующего принципа диспозитивности только административный истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право, на него возлагается обязанность на стадии подачи административного искового заявления оформить его надлежащим образом, указать на то, в чем именно заключается нарушение либо угроза нарушения его прав, свобод или законных интересов, указать конкретные факты допущенных нарушений, в том числе указать конкретные даты незаконных действий/бездействия и обстоятельства нарушений, определить круг административных ответчиков и сформулировать соответствующие требования.

В соответствии со статьей 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, административный ответчик, в свою очередь, исходя из заявленных требований, а также конкретно указанных административным истцом нарушений, должен представить доказательства отсутствия таких нарушений и соответствия действий/бездействия требованиям закона.

В рассматриваемом случае, Куприянов Д.В. указал на конкретные факты нарушений, допущенных в отношении него государственными органами 16.12.2017, 17.12.2017 и 11.02.2019, указанные нарушения и подлежат рассмотрению в настоящем споре, Куприянов Д.В. не лишен права на предъявление самостоятельных требований в порядке КАС РФ либо ГПК РФ по другим конкретным периодам.

В судебном заседании, проведенном с использованием ВКС-связи, Куприянов Д.В. уточненные требования поддержал.

Министерство финансов Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН по Республике Коми, ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН по Республике Коми», ФКУ «Управление по конвоированию по Кировской области», ФКУ СИЗО-3 УФСИН по Республике Коми, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли.

Дело рассмотрено при имеющейся явке лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.

Выслушав доводы Куприянова Д.В., изучив материалы административного дела и, оценив в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со статьями 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ и 12.1 УИК РФ, подозреваемый, обвиняемый, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей, в исправительном учреждении, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Согласно статье 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Указанная норма применяется с 27 января 2020 года и данная категория дел подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ.

Если административный истец, заявляя требования о компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, обращается в суд за период, как до вступления Федерального закона № 494-ФЗ в силу, так и после него, то такие требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ с применением к данным правоотношениям как положений статьи 151 и главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей помимо общих положений параграф 4 «Компенсация морального вреда», так и положений статьи 227.1 КАС РФ, оснований для прекращения производства по делу по правоотношениям, возникшим до вступления в законную силу Федерального закона № 494-ФЗ, не имеется.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Наставлению по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N 140-дсп, согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой судебных приставов, охрана, конвоирование и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, передвигаются под конвоем.

Одним из направлений деятельности территориальных органов ФСИН России являются обеспечение изоляции лиц, содержащихся под стражей, постоянный надзор за ними, организация охраны и конвоирование, а также перевозки в пределах своей компетенции.

Конвоирование – это система обеспечительных и предупредительных мер, направленных на перемещение лиц, заключенных под стражу.

Порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 N 1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию.

Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).

В ходе рассмотрения дела установлено, что 08.12.2017 Воркутинским городским судом Республики Коми в отношении Куприянова Д.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, он помещен в ФКУ ... УФСИН по Республике Коми.

24.10.2019 Ухтинским городским судом Республики Коми Куприянов Д.В. осужден по статьям ...

16.12.2017 Куприянов Д.В. конвоировался из ФКУ ... (г. ...) до железнодорожного вокзала г. ... отделом охраны ФКУ ... УФСИН России по Республике Коми в спецавтомобиле КАМАЗ-43114, затем 16-17.12.2017 Куприянов Д.В. конвоировался железнодорожным транспортом от станции ... до станции ... Федеральным казенным учреждением УК УФСИН России по Кировской области в специальном вагоне модели «ЦМВ 61-512», после чего 17.12.2017 от железнодорожной станции г. ... до ФКУ ... УФСИН по Республике Коми (г. ...) Куприянов Д.В. конвоировался Федеральным казенным учреждением «Управление по конвоированию УФСИН по Республике Коми» в специальном автомобиле КАМАЗ-5350. 11.02.2019 из ФКУ ... УФСИН по Республике Коми (г. ...) до ФКУ ... УФСИН по Республике Коми (г. ...) Куприянов Д.В. конвоировался Федеральным казенным учреждением «Управление по конвоированию УФСИН по Республике Коми» в специальном автомобиле КАМАЗ-4308.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из содержания названной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) федеральных органов государственной власти, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Указанные законоположения предусматривают установление факта причинения нравственных или физических страданий незаконным действием (бездействием) государственного органа, наличия причинно-следственной связи между противоправностью действий (бездействия) государственного органа или должностного лица и наступлением вреда в виде нравственных или физических страданий.

Обязательным условием удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий и вина (противоправность или незаконность действий, бездействия) ответчиков.

Из системного толковании приведенных норм права следует, что само по себе нарушение личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не является безусловным основанием для удовлетворения требования о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названного требования о компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

Процесс содержания под стражей законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание. Содержание на законных основаниях лица под стражей или нахождения в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. При таких обстоятельствах, само по себе содержание лица под стражей, осуществляемое на законных основаниях, не порождает у этого лица право на компенсацию морального вреда. Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

Из представленных суду документов следует, что 16.12.2017 Куприянов Д.В. перевозился в спецавтомобиле КАМАЗ-43114 в большой камере №..., рассчитанной на 15 человек, совместно с ним следовали 5 человек, протяженность маршрута составила 5 километров.

16-17.12.2017 Куприянов Д.В. перевозился в большой камере № ... специального вагона модели «ЦМВ 61-512», рассчитанного на 10 человек, совместно с ним до г. ... содержались еще 2 человека, после г. ... он следовал в вагоне один, время в пути с 17 часов 45 минут 16.12.2017 до 10 часов 21 минуты 17.12.2017.

17.12.2017 Куприянов Д.В. перевозился на специальном автомобиле КАМАЗ-5350 в большой камере № ..., рассчитанной на 15 человек, совместно с 8 лицами, протяженность маршрута составляет 11 км., время в пути 20 минут.

11.02.2019 Куприянов Д.В. конвоировался в специальном автомобиле КАМАЗ-4308, размещался в большой камере № ..., совместно с еще одним лицом, протяженность маршрута составляет 330 км., время в пути (с учетом заезда в пос. ...) составляет 6 часов.

Согласно техническим паспортам спецавтомобилей на базе КАМАЗ, пассажировместимость составляет 36 человек, имеются 2 большие камеры, рассчитанные на 15 человек в каждой, из расчета не менее 45 см. на одного человека, в том числе на многоместном сидении длиной 325 см. – 7 человек, на многоместном сидении длиной 363 см. – 8 человек.

Европейский суд признал приемлемой перевозку осужденных и лиц, заключенных под стражу, по норме вместимости, установленной техническими требованиями и нормативными документами для отечественных специальных транспортных средств (Постановления ЕСПЧ по делам «Селезнев против Российской Федерации» и «Алехин против Российской Федерации»).

Используемые ФСИН России спецавтомобили изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Транспортные средства изготовлены на предприятии, имеющем соответствующее одобрение транспортного средства, выданное органом по сертификации продукции. В соответствии с полученными одобрениями транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам. Таким образом, законность эксплуатации транспортных средств, предназначенных для перевозки лиц, заключенных под стражу, не может подвергаться сомнению, поскольку одобрение типа транспортного средства выдается в соответствии с правилами по сертификации.

В соответствии с правилами сертификации, помимо общих требований, предъявляемых к механическим транспортным средствам, к автомобилям, осуществляющим перевозку лиц, заключенных под стражу, предъявляются специальные технические требования – Правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010, ПР 78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Конструктивные особенности специальных автомашин предполагают наличие общих и одиночных камер и установленными для них нормами площади, их вентиляцию, которая производится за счет вентиляционных отверстий в двери, отопление рабочего салона и его освещение, в том числе камер. Органом по сертификации произведено одобрение транспортных средств, они полностью соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Отсеки для подозреваемых и обвиняемых, в том числе размеры, двери, стенки, сидения, камеры и их оборудование, производятся в соответствии с ГОСТом 33546-2015 и Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279.

Согласно главе 12 Наставления, сидения для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей, выполнены из фанеры. Спинки сидений должны быть выполнены из доски хвойных пород, окрашены в цвет рабочего салона, спинки должны быть выполнены из досок, установленных на высоте от 250 до 350 мм. от уровня сидений, и должны крепиться к каркасам сидений или каркасу перегородок камер (стенок кузова). Сидения должны иметь следующие размеры: длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм. на одно посадочное место, высота сидений от 400 до 500 мм., глубина сидений - не менее 350 мм. Спецавтомобили предназначены для перевозки только сидящих людей. Оборудование спецавтомобилей поручнями, ремнями безопасности, подлокотниками, подставками для ног, подушками безопасности, а также багажным отделением не предусмотрено, переоборудование спецтранспорта запрещено. Выпуск на линию неисправных автомобилей не допускается.

Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугороднем, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (п. 22.3), запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (п. 22.8).

Автомобили, в которых конвоировался Куприянов Д.В., оборудованы воздушным отопителем, накрышным вентилятором, электрическим освещением.

Условия конвоирования Куприянова Д.В. в специальных автомобилях являлись надлежащими, камеры специальных автомобилей были оборудованы системой обогрева и вентиляции, были исправными как в пути следования, так и после завершения конвоирования, все системы: освещение, вентиляция, отопление находились в рабочем состоянии, что подтверждается отметками в путевых журналах; конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие ремней безопасности, а также мягких полок для сидения, перед каждой отправкой производилась полная проверка работоспособности систем автомобиля.

Согласно пункту 197 Инструкции при конвоировании по плановым и автодорожным маршрутам через каждые 2-3 часа движения делаются остановки для осмотра кузова спецавтомобиля и отправления конвоируемыми естественных надобностей. Пункты остановок предусматриваются планом охраны, как правило, в местах расположения учреждений УИС или органов внутренних дел, а при их отсутствии на местности, позволяющей обеспечить надежную охрану осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и их изоляцию от посторонних граждан.

При конвоировании Куприянова Д.В. 11.02.2019 из ФКУ ... УФСИН по Республике Коми (г. ...) до ФКУ ... УФСИН по Республике Коми (г. ...), расстояние 330 км., время в пути 5 часов, согласно путевому журналу с 10-30 до 10-45 часов осуществлялась остановка для вывода спецконтингента в туалет, конвоируемые отказались. С 12-30 до 13-30 час. осуществлялся заезд в ФКУ ... (пос. ...) для отправления естественных надобностей и приема пищи.

Протяженность маршрута от ФКУ ... г. ... до станции ж/д вокзала – 5 км., от железнодорожной станции ... до ФКУ ... УФСИН России по Республике Коми – 11 км., время в пути составляло не более 20 мин., в связи с непродолжительным периодом времени конвоирования вывод в туалет не предусмотрен.

Конвоирование спецконтингента в специальных автомобилях осуществлялось в пределах населенных пунктов. Скорость движения спецавтомобилей, в которых размещался Куприянов Д.В., не превышала 60 км/ч, а на опасных участках дороги, скорость снижалась в соответствие с требованиями знаков дорожного движения, что обеспечивало комфортабельную и безопасную перевозку не только конвоируемых лиц, но и личного состава караула.

Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей. При этом камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.

Таким образом, доводы Куприянова Д.В. о недостаточности места в камерах специальных автомобилей, технических неисправностях транспорта, нарушении нормы площади, невозможности отправления естественных надобностей, невозможности приема пищи, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения спора.

При конвоировании 16-17 декабря 2017 года Куприянова Д.В. по железнодорожному маршруту «...» от обменного пункта станция ... до обменного пункта станция ..., он размещался в специальном вагоне модели «ЦМВ 61-512», в большой камере № ....

Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.

Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.20 18 N 26дсп/85дсп "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп "Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию" нормы размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.

Большая камера специального вагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения по 4 человека на каждую из 2 нижних полок, которые можно использовать как спальные места.

Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов для размещения личных вещей конвоируемых составляют под нижними полками с левой и правой сторон, длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0,51 куб. м, что позволяет использовать пространство для размещения личных вещей.

Конструкция спального вагона, в котором конвоировался Куприянов Д.В., внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также система жизнеобеспечения вагона соответствовали требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12. Внутренняя планировка спецвагона выполнена согласно требованиям приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы». Наставление в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией (2006) Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы (п. 1 Наставления).

Перед каждым убытием специального вагона, осуществляется проверка его технического состояния, в том числе экипировка и отсутствие недостатков, влияющих на обеспечение безаварийного движения, безопасность несения службы и жизнеобеспечения спецконтингента и состава караула, о чем составляется акт, который подписывается начальником караула ФКУ УК, проводником и сотрудником отделения специальных перевозок.

Согласно акту приемки спецвагона от 10.12.2017 техническое состояние, в том числе система отопления, вентиляция, водоснабжение вагона были исправными.

Общее освещение вагона состоит из 10 комбинированных плафонов освещения, мощностью 20 Ватт и люминисцентной лампой дневного света, мощностью 40 Ватт. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры.

В коридоре специального вагона имеется 6 застекленных оконных проемов, выстой 98 см. и шириной 78 см., с непрозрачными стеклами, двойной стеклопакет, установлены заводом-изготовителем.

Наличие в камерах стола для приема пищи не предусмотрено конструкцией специального вагона.

Нормативными документами, регламентирующими службу конвоирования, предоставление индивидуального спального места конвоируемым лицам в камере специального вагона не предусмотрено, специальные вагоны типа «СТ» относятся к классу жестких вагонов с местами для сидения (общий вагон), соответственно нижние места в камере предназначены для сидения, а на верхних и средних полках осужденным и лицам, содержащимся под стражей, разрешается лежать.

Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдачу им матрацев, постельных принадлежностей, однако использование личных постельных принадлежностей не запрещено.

Специальный вагон не имеет отдельного багажного отсека для размещения личных вещей спецконтингента. В соответствии с требованиями п. 174 Инструкции общий вес предметов и вещей, принадлежащих конвоируемому, не должен превышать 50 кг. Все личные вещи конвоируемых лиц размещаются в свободном пространстве под сидениями.

От станции ... до станции ... Куприянов Д.В. находился в камере совместно с 2 лицами, от станции ... до станции ... Куприянов Д.В. был один, на всем пути следования количество лиц, размещенных в камере, не превышало 3 человек, что подтверждается выпиской из журнала № ..., при максимальной вместимости 10 человек (п. 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной совместным приказом Минюста России и МВД России от 24.05.2006 №199дсп/369дсп).

Поскольку Куприянов Д.В. 10.12.2017 находился в большой камере, предназначенной для перевозки 10 человек, сначала совместно с двумя лицами, а затем один, его доводы о недостаточности места в камере, в том числе и для размещения багажа, не нашли своего подтверждения.

Выдача питьевой воды осуществляется по просьбе конвоируемых лиц, без ограничения. Согласно акту приемки специального вагона от 10.12.2017 система водоснабжения (заправка водой) была исправна, водой вагон заправлен. Санитарное состояние караульных помещений, специальных вагонов, доброкачественность воды проверяются врачом (фельдшером) не реже одного раза в месяц (п. 336 Инструкции).

Согласно протоколу лабораторных испытаний питьевой воды от 24.11.2017 № 146 и от 01.12.2017 № 225 пробы воды соответствовали требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.

В силу п. 175 Инструкции при конвоировании по железнодорожным маршрутам осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются горячей водой для гидратации индивидуального рациона питания, не реже трех раз в день (завтрак, обед, ужин).

В соответствии с Порядком, утвержденным ФСИН России от 04.05.2007 № 10/10-518, в целях обеспечения мер безопасности, горячая вода охлаждается до 60 °С, которая сохраняет за собой способности гидратации сублимированных продуктов.

Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют конвоируемым лицам отправлять естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.

Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществляется по их просьбе и согласно путевой ведомости, Куприянова Д.В. выводили в ...

Таким образом, каких-либо препятствий Куприянова Д.В. в пути следования для осуществления права на обеспечение его водой и предоставления ему возможности ... не имелось.

Специальный вагон оснащен системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха во время движения поезда на всем пути следования, также открываются окна в коридорах для проветривания; система отопления и вентиляции находились в исправном состоянии, то есть системы нагрева и вентилирования обеспечивали необходимую температуру воздуха и проветривание.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение в вагонах запрещено, за это предусмотрена административная ответственность, по каждому нарушению составляется акт. Поскольку 16 и 17 декабря 2017 года актов о нарушении составлено не было, фактов нарушения запрета на курение в камерах специальных вагонов в указанный период не выявлено.

Перед каждой отправкой проводится полная проверка работоспособности систем спецвагона, его материально-техническое и медицинское обеспечение, о чем имеются отметки в путевых ведомостях.

Обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении в отношении Куприянова Д.В., нарушении его прав и свобод, включая право на уважение достоинства личности, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Конвенции о защите основных прав и свобод, в ходе рассмотрения дела не выявлено.

Установленные обстоятельства, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности, вопреки доводам Куприянова Д.В., не позволяют прийти к выводу о том, что перемещение его в специальном транспорте в период конвоирования, достигли границы жесткости, требуемой для характеристики обращения в качестве бесчеловечного или унижающего достоинство согласно значению статьи 3 Конвенции (Постановление Европейского Суда по жалобам № 11215/10 и №55068/12 «Д. и С. против России».

Куприяновым Д.В. не представлено доказательств тому, что он перевозился и содержался в заявленные им периоды в бесчеловечных условиях, нарушающих его права и унижающих достоинство человека. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, не установлено. Те неудобства, которые, по мнению Куприянова Д.В., причинили ему страдания в связи с его перевозкой и содержанием не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с ограничением свободы.

Поскольку в период конвоирования Куприянова Д.В. условия его содержания соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушений его прав не установлено, оснований для удовлетворения требований Куприянова Д.В. о взыскании компенсации за ненадлежащие условия его конвоирования 16.12.2017, 17.12.2017 и 11.02.2019 не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180,227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2021 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1559/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Куприянов Дмитрий Владимирович
Ответчики
Министерство финансов РФ
ФСИН России
Другие
ФКУ Управление по конвоированию УФСИН по Республике Коми
УФСИН России по Республике Коми
ФКУ СИЗО-3 г. Воркуты
Управление по конвоированию по Кировской области
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Попова Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
12.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2021Передача материалов судье
13.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2021Предварительное судебное заседание
03.06.2021Предварительное судебное заседание
03.06.2021Предварительное судебное заседание
04.06.2021[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
09.08.2021Предварительное судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
13.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее