Судья: С.И. Гарипова                   УИД 03RS0033-01-2022-001840-29

     дело № 2-85/2023

                                                                                       № 33-10031/2023

                                                                                                                               Учёт 2.096

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        г. Уфа                                                                      6 июня 2023 г.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

    председательствующего                                               Троценко Ю.Ю.,

    судей                                                                               Гадиева И.С.,

                                                                                             Нурисламовой Э.Р.,

    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

                                                                                             Мударисовым Р.Н.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Юшковой Любовь Ивановны, Акционерного общества ««Страховое общество газовой промышленности» на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 г.,

    по иску Юшковой Любовь Ивановны к Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» о взыскании страхового возмещения.

    Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    Юшкова Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением к АО «Страховое общество газовой промышленности» (далее АО «СОГАЗ»), в котором просил признать право Юшковой Л.И. на получение страховой суммы в соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» в связи со смертью Шевкунова Кирилла Владимировича в период прохождения военной службы. Взыскать с АО «СОГАЗ» в пользу Юшковой Л.И. страховую сумму (с учетом индексации на 2022 год) в размере 2 968 462,94 руб.

    Исковые требования мотивированы тем, что 29.10.2021 г. Шевкунов Кирилл Владимирович, будучи военнослужащим по призыву в/ч ..., находясь в военном госпитале в адрес с диагнозом бактериальная пневмония, острый миелоидный лейкоз, скончался.

    С 2005 года Шевкунов К.В. воспитывался бабушкой, так как его мать - Шевкунова Алевтина Федоровна умерла дата

    Отцовство ФИО3 в отношении ФИО1 в период жизни не устанавливалось, в свидетельство о рождении отец вписан со слов матери.

    дата Юшков Владимир Александрович умер.

    Юшкова Любовь Ивановна с 2005 года воспитывала внука одна, погибший Шевкунов К.В. находился на содержании бабушки и воспитывался ею более пяти лет до достижения совершеннолетия.

    Решением Благовещенского районного суда РБ от 03.06.2022 г. Юшкова Л.И. признана лицом, фактически воспитывавшим и содержавшим Шевкунова К.В. в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия - фактическим воспитателем. В решении суда указано, что родители Шевкунова К.В. - Шевкунова А.Ф. и Юшков (Шевкунов) В.А. умерли. Родителями Юшкова В.А. (отец погибшего военнослужащего Шевкунова К.В.) являются Юшков Александр Андреевич и Юшкова Любовь Ивановна. Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что Юшкова Л.И. является бабушкой Шевкунова К.В.

    Истцом в АО «СОГАЗ» было направлено заявление о выплате страховой суммы с комплектом предусмотренных Перечнем документов, а также со вступившим в законную силу решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 03.06.2022 г., однако выплата страховой суммы до настоящего времени не произведена.

    Истец считает, что с учетом наступления смерти воспитанника в период военной службы и при исполнении обязанностей военной службы, у истца возникло право на получение страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья.

    Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны РФ.

    Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года постановлено:

    исковые требования Юшковой Любовь Ивановны к Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» о взыскании страхового возмещения, удовлетворить частично.

    Признать право Юшковой Любовь Ивановной право на получение страховой суммы в соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» в связи со смертью Шевкунова Кирилла Владимировича в период прохождения военной службы.

    Взыскать с Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в пользу Юшковой Любовь Ивановны страховую сумму в размере 2 672 283,15 рублей.

    В удовлетворении требований Юшковой Л.И. о взыскании страховой суммы в большем размере - отказать.

    Взыскать Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в доход местного бюджета государственную госпошлину в размере 21 561 рублей.

    Не согласившись с принятым решением в части размера страховой суммы, Юшкова Л.И. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение в указанной части изменить.

    Не согласившись с принятым решением, Акционерное общество ««Страховое общество газовой промышленности» обратилось в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указав, что суд необоснованно признал право Юшковой Л.И. на получение страховой суммы.

    Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

    Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

    Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

    С учетом данных обстоятельств судебная коллегия в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дате судебного заседания надлежащим образом.

    Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Судом первой инстанции установлено, что Шевкунов Кирилл Владимирович, дата рождения, проходил военную службу в войсковой части №... в должности старшего пулеметчика 5 мотострелковой роты 2 мотострелкового батальона.

    Жизнь и здоровье Шевкунова К.В. была застрахована в АО «СОГАЗ» на основании государственного контракта, заключенного с Министерством обороны РФ №... от 25.12.2019 г.

    дата Шевкунов К.В. умер.

    Согласно выписке из приказа №217 от 08.11.2021 г. командира войсковой части №... гвардии рядового Шевкунова К.В. исключить из списков войсковой части с 30.10.2021 г. в связи со смертью во время исполнения служебных обязанностей, снять с котлового и вещевого довольствия.

    Согласно заключению по материалам служебного разбирательства от 30.11.2021г. и справке об обстоятельствах наступления страхового случая при гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, военных сборов №16 от 24.12.2021 г., Шевкунов К.В. находился на лечении в реанимации филиала №1 ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ адрес с диагнозом – лейкоз (рак крови и костного мозга), скончался вследствие повышенной кровоточивости, кровоизлияния и инфекционного осложнения, вызванного тяжелым протеканием болезни.

    Из справки о смерти №... от 02.11.2021 г. следует, что причиной смерти Шевкунова К.В. явились сепсис, бактериальная пневмония, острый миелоидный лейкоз.

    В соответствии с указанной выше справкой №16 от 24.12.2021 г. в личном деле рядового Шевкунова К.В. значатся члены семьи: опекун (бабушка) Юшкова Любовь Ивановна, мать Шевкунова Алевтина Федоровна – умерла, отец Юшков Владимир Александрович отсутствует (умер).

    В заключении по материалам служебного разбирательства от 30.11.2021 г. указаны ближайшие родственники Шевкунова К.В. – опекун Юшкова Любовь Ивановна.

    Юшкова Любовь Ивановна 14.01.2022 г. обратилась в АО «СОГАЗ» с заявлением о страховой выплате в связи со смертью внука Шевкунова К.В.

    Согласно ответу АО «СОГАЗ» №СГ-13502 от 03.02.2022 г. для принятия решения о выплате страховой суммы необходимо документально подтвердить факт воспитания или содержания бабушкой застрахованного лица, а также представить заверенные копии документов, подтверждающих родственную связь Юшковой Л.И. и Шевкунова К.В.

    Как видно из выплатного дела №... заявителем были представлены, в том числе, следующие документы: постановление администрации Бедеево-Полянского сельсовета Благовещенского района и г. Благовещенска №19 от 01.08.2005 г. о назначении Юшковой Л.И. опекуном несовершеннолетнего Шевкунова К.В. в связи со смертью его матери, а также удостоверение опекуна №16 от 05.08.2005 г.

    В своем письме №СГ-92294 от 12.07.2022г. АО «СОГАЗ», рассмотрев дополнительно представленные документы на страховую выплату, дал аналогичный ответ.

    Юшкова Л.И. обратилась в Благовещенский районный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании ее лицом, фактически воспитывавшим и содержавшим погибшего Шевкунова К.В. в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактическим воспитателем).

    Вступившим в законную силу решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 03.06.2022 г. заявление Юшковой Л.И. удовлетворено.

    Согласно ответу АО «СОГАЗ» № СП-139478 от 10.10.2022 г. решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 03.06.2022 г. не является документом, официально подтверждающим/доказывающим родственную связь между Юшковой Л.И. и Шевкуновым К.В. Указано, что при предоставлении ранее запрашиваемого документа, АО «СОГАЗ» сможет вернуться к вопросу о принятии решения о выплате страховой суммы по данному делу.

    Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку Шевкунов К.В. проходил военную службу, его жизнь и здоровье в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» были застрахованы в АО «СОГАЗ». Смерть Шевкунова К.В. наступила в период прохождения им военной службы. Его смерть признана страховым случаем. Предусмотренных законом оснований для освобождения страховщика от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию не имеется.

    С таким выводом суда, судебная коллегия соглашается.

    При этом, довод апелляционной жалобы Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» о не согласии с решением суда, поскольку изменение в Федеральный закон № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» вступило в законную силу со дня официального опубликования Федерального закона № 315-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и распространяется на страховые случаи, наступившие с 14.07.2022 года, а смерть застрахованного Шевкунова К.В. наступила дата, судебная коллегия находит несостоятельным, как основанный на неправильном применении норм названного закона.

    Согласно ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 № 315-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 315-ФЗ) в п. 3 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ в список выгодоприобретателей добавлено лицо, признанное фактически воспитавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

    Данное изменение вступило в законную силу со дня официального опубликования Федерального закона № 315-ФЗ.

    Законодателем расширен круг лиц, имеющих право на получение страховой суммы.

    Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

    Пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

    Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

    Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

    Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (ФЗ от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ).

    Федеральным законом от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - ФЗ от 07.11.2011г. № 306-ФЗ) установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

    В соответствии с положениями части 9 статьи 3 ФЗ от 07.11.2011г. № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

    Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 ФЗ от 07.11.2011г. № 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

    Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

    Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 г. № 17-П, от 20.10.2010 г. № 18-П, от 17.05.2011 г. № 8-П, от 19.05.2014 г. № 15-П, от 17.07.2014 г. № 22-П, от 19.07.2016 г. № 16-П).

    Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»).

    К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

    При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

    Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

    Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. № 16-П).

    Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.

    Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае бабушке Юшковой Л.И., которая длительное время, являясь опекуном Шевкунова К.В., надлежащим образом воспитывала военнослужащего, содержала его до совершеннолетия и вырастила достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его смертью.

    Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г.              № 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае смерти военнослужащего, среди которых опекуны такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у них права на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего, их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

    Дополнительно к изложенному, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.

    Как отмечено в Постановлении от 17 июля 2014 года № 22-П Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель имеет право внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, с тем, чтобы обеспечить оказавшимся в затруднительном материальном положении лицам, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, оставшегося без материнского попечения в связи со смертью матери, и содержали его до достижения совершеннолетия, адекватное возмещение вреда, в том числе посредством предоставления мер социальной поддержки, сопоставимых по своему объему и характеру с ежемесячной денежной компенсацией, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон).

    С учетом изложенного 14 июля 2020 года Государственной Думой внесены изменения в часть 11 статьи 3 Федерального закона, в соответствии с которым к членам семьи военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, или инвалидов вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, и ежемесячной денежной компенсации, отнесены фактические воспитатели указанных категорий граждан, которые надлежащим образом осуществляли их воспитание и содержание не менее пяти лет, не являясь при этом усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями или патронатными воспитателями.

    С учетом положений статьи 96 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» признание лица фактическим воспитателем военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы предлагается осуществлять судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

    Принятым Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 286-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» изменения учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации.

    Вместе с тем, указанные изменения не коснулись Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».

    Фактические воспитатели застрахованных при наличии права получения социальных гарантий в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», выпали из перечня выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованных лиц, указанных в части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».

    Вместе с тем, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, которая направлена на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ в выплате Юшковой Л.И. страховой суммы, приведет к нарушению конституционного принципа равенства граждан перед законом, гарантированного статьей 19 Конституции Российской Федерации.

    Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о том, что размер страховой суммы подлежит взысканию исходя из условий Государственного контракта от 25.12.2019 г. (подпункт 6.2.1), которым установлена фиксированная страховая сумма, выплачиваемая выгодоприобретателям в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы – в размере 2 672 283, 15 руб., размер страховой суммы указан в данном подпункте с учетом индексации на начало действия контракта, судебная коллегия находит ошибочным, а доводы апелляционной жалобы Юшковой Л.И. заслуживающими внимания.

    В ст. 5 Федерального закона N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.

    Так, согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 указанного закона, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2000000 руб.

    Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░. 9 ░. 2 ░░. 5 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ N 52-░░).

    ░░ «░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 25.12.2019 ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 1165/░░/2019/░░░/3 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ 2018-2019 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ 2020-2021 ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 6.2.1 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░                                      № 1165/░░/2019/░░░/3 ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 2 672 283,15 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ 6.3 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.2 ░░. 5 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.2 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░ 6.4 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 2 968 462,94 ░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 2000000 ░░░. ░ 1,055 ░ 1,05 ░ 1,055 ░ 1,054 ░ 1,04 ░ 1,043 ░ 1,03 ░ 1,037 ░ 1,04.

    ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 968 462,94 ░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 98 ░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 042,31 ░░░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328 - 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░                   16 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» (░░░ ...) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ...) ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 968 462,94 ░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 23 042,31 ░░░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░░

    ░░░░░                                                                             ░.░. ░░░░░░

                                                                                            ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.06.2023 ░.

33-10031/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Юшкова Любовь Ивановна
Ответчики
АО «Страховое общество газовой промышленности»
Другие
Министерство Обороны РФ
Шумилин А.В
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Троценко Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
05.05.2023Передача дела судье
06.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2023Передано в экспедицию
06.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее