УИД 86RS0001-01-2019-007607-52
Дело № 2а-1769/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.
при помощнике Тимошенко А.Г.,
с участием административного истца Семенова Е.В., представителей административного ответчика Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кузнецовой С.Н. и Романюк Ю.В, представителя Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Заболотской Е.В., представителя заинтересованного лица Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Платоновой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1769/2020 по административному исковому заявлению Семенова Евгения Васильевича к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заинтересованное лицо Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о признании незаконным действий (бездействий) в неисполнении Указа Президента РФ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Семенов Е.В. обратился в Ханты – Мансийский районный суд ХМАО – Югры с требованием к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным действий (бездействий) в неисполнении Указа Президента РФ.
Свое требование мотивирует тем, что 07 мая 2018 года вступил в законную силу Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204, согласно подпункту «в» пункта 1 которого органами исполнительной власти Российской Федерации предписано «обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции». С ДД.ММ.ГГГГ истец находится на пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ получает страховую пенсию по старости. Распоряжением Правительства ХМАО – Югры от 17.02.2017г. № 90-рп, протоколом комиссии по назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ. истцу назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. при стаже государственной службы <данные изъяты>. Департаментом соцразвития ХМАО – Югры по каждому случаю повышения государством размера страховой пенсии на уровень инфляции проводился перерасчет истцу пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения на ту же сумму, с чем истец не согласен, так как его пенсионное обеспечение не растет, а ежегодно сокращается на уровень инфляции. По данным Росстата инфляция в 2016 году составила 5,4%, в 2017 году – 2,5%, в 2018 году – 4,3%, в связи с чем Правительством Российской Федерации проводилась индексация страховых пенсий, но пенсия, назначенная в соответствии с вышеуказанным законодательством ХМАО – Югры не индексировалась, а сокращалась, в связи с чем просит обязать Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры исполнить подпункт «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204, предусматривающего обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и в качестве заинтересованного лица Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Административный истец в судебном заседании административные исковые требований поддержал в полном объеме, дав пояснения по существу заявленных требований, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кузнецова С.Н. и Романюк Ю.В. с требованиями не согласились, представили письменные возражения, доводы которого поддержали в полном объеме, указав, что согласно подпункта «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить устойчивый рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции. Губернатор ХМАО – Югры входит в систему органов государственной власти автономного округа и является высшим должностным лицом автономного округа, в связи с чем Губернатор не относится к органам власти Российской Федерации и не входит в состав Правительства Российской Федерации, в связи с чем поручения, указанные в подпункте «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 не могут быть исполнены Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Кроме того указывают, что пенсионное обеспечение административного истца состоит из страховой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет, назначаемой в связи с законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и предусматривающего в сумме уровень пенсионного обеспечения истца не свыше 75 процентов среднемесячного заработка лица, замещавшего должность гражданской службы автономного округа, в связи с чем, при изменении суммы страховой пенсии по старости, оспариваемая истцом пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии законодательством ХМАО – Югры, также может изменяться до уровня в сумме 75% среднемесячного заработка лица, замещавшего должность гражданской службы автономного округа, в связи с чем права и законные интересы истца не нарушаются.
Представитель ответчика Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Заболотская Е.В. и представитель заинтересованного лица Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Платонова Н.И. поддержали возражения на административное исковое заявление, также просили в удовлетворении требований отказать.
Заслушав доводы участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, представленные сторонами доказательства, а также оценив их в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет и Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ. №-рп, Семенову Е.В. назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Правительства ХМАО – Югры от 13 июля 2018г. осуществлена индексация с 1 января 2018г. пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с применением индекса 1,02.
Распоряжением Правительства ХМАО – Югры от 18 февраля 2019г. осуществлена индексация с 1 января 2019г. пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с применением индекса 1,02.
Уведомлениями Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ года № №, от ДД.ММ.ГГГГ года №, от ДД.ММ.ГГГГ №, с приложенными расчетами размера пенсии за выслугу лет, истцу сообщалось о суммах назначаемой ему пенсии за выслугу лет, с указаниями размера трудовой пенсии по старости и учитываемой при расчете за выслугу лет.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на страховые пенсии, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии со статьей 2 которого установлено, что законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов. При этом страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.
Согласно пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем субъект Российской Федерации, при отсутствии соответствующего федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, дополнительного пенсионного обеспечения.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 25 Закона автономного округа от 31 декабря 2004 года № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» гражданский служащий автономного округа имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа. Пенсия за выслугу лет является дополнительной к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и назначается, выплачивается в порядке, установленном Правительством автономного округа.
Из положений части 1 статьи 26 Закона № 97-оз следует, что общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка лица, замещавшего должность гражданской службы автономного округа.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемая административным истцом пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается в соответствии с действующим законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, её размер может изменяться в зависимости от суммы получаемой административным истцом страховой пенсии, и общая сумма двух пенсий не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка лица, замещавшего должность гражданской службы автономного округа, в связи с чем права и законные интересы административного истца не нарушаются.
Кроме того, как следует из подпункта «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Правительству Российской Федерации надлежит обеспечить обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
Согласно статьям 1, 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации и в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со статьями 6, 12 Закона № 2-ФКЗ, Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров и руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Губернатор автономного округа в рамках полномочий, закрепленных в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» входит в систему органов государственной власти автономного округа и является высшим должностным лицом автономного округа.
Таким образом Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является высшим должностным лицом автономного округа, не относится к органам государственной власти Российской Федерации и не входит в состав Правительства Российской Федерации, в связи с чем поручения, данные Президентом Российской Федерации Правительству Российской Федерации и закрепленные в пункте 1 Указа Президента РФ №204, на Губернатора не могут быть распространены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Семенова Евгения Васильевича к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заинтересованное лицо Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о признании незаконным действий (бездействий) в неисполнении Указа Президента РФ – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда В.В. Черкашин
Мотивированное решение суда составлено 26 июня 2020 года.