Судья Золотухина Г.А. УИД 38RS0032-01-2024-001557-88
Судья-докладчик Малиновская А.Л. № 33-7649/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 сентября 2024 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,
судей Ринчинова Б.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Богомоевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1612/2024 по исковому заявлению ФИО2 к администрации города Иркутска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Серебренниковой Евгении Анатольевны,
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 05 июня 2024 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование указано, что ФИО2 установлена инвалидность первой группы бессрочно. Утверждена индивидуальная программа реабилитации, на основании которой истец пользуется инвалидным креслом-коляской бессрочно.
Дата изъята приказом начальника департамента жилищной политики администрации г. Иркутска ФИО2 признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом один человек.
Зарегистрирована и в настоящее время проживает по адресу: <адрес изъят>, вместе с сестрой ФИО5 и несовершеннолетним племянником ФИО6 в квартире, находящейся в муниципальной собственности.
Заболевание ФИО2 входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от Дата изъята Номер изъят. Вместе с тем, до настоящего времени администрацией <адрес изъят> жилое помещение ФИО2 не предоставлено.
В связи с изложенным истец просила суд возложить на администрацию г. Иркутска обязанность предоставить ФИО2 вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям <адрес изъят>, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте <адрес изъят>, пригодное по своим техническим характеристикам для проживания инвалида-колясочника, не ниже установленных социальных норм с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 05.06.2024 исковые требования ФИО2 к администрации г. Иркутска удовлетворены.
Суд возложил на администрацию г. Иркутска обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение, благоустроенное, применительно к условиям <адрес изъят>, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте <адрес изъят>, по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 15 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Серебренникова Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование приводит доводы о том, что доводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм материального права.
Администрация полагает, что удовлетворение исковых требований и предоставление ФИО2 жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке может повлечь нарушение принципа справедливости и ущемления прав других очередников.
При наличии заключения о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, необходимо определить источник финансирования и порядок замены жилых помещений, принадлежащих инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и семьям, имеющим детей-инвалидов, на другие жилые помещения, приспособленные для проживания с учетом потребностей инвалида. Вместе с тем, судом не определен источник финансирования и порядок замены жилого помещения.
Кроме этого, приобретение ответчиком жилых помещений происходит за счет денежных средств, поступающих в муниципальный бюджет <адрес изъят> из бюджета <адрес изъят>. В настоящее время ответчик не располагает свободным благоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания инвалида-колясочника ФИО2
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
Конституция Российской Федерации, закрепляет в ст. 40 право каждого на жилище и предполагает, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагая на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов направлена на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод, установленных конституцией государства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами государства.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», где указано, что жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В соответствии со ст. 10, 12, 13, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти в области жилищных отношений. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся в том числе установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 ЖК РФ).
В соответствии с п. 7 и 8 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Согласно п. 54 вышеуказанного Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
В соответствии с п. 2 Правил, они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (п. 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (п. 6 Правил).
Подпунктами "д" и "е" пункта 12 Правил определено, что по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:
- выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;
- перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).
Согласно п. 20 Правил, заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования; решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом "б" п. 17 Правил.
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (п. 21 Правил).
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ гражданам, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма регламентированы ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 1 решения Думы г. Иркутска от 05.07.2005 № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске», норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15,0 кв.м. общей площади на одного человека.
На основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 52 ЖК РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО2, Дата изъята г.р., является инвалидом первой группы с Дата изъята года, наблюдается в ОГБУЗ «ИГП № 4» с тяжелой формой хронического заболевания, входящего в перечень утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим, или право на дополнительную жилую площадь».
Имеются значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций. Нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски. В связи с чем при проведении МСЭ (протокол Номер изъят от Дата изъята ), была разработана Номер изъят, для обеспечения креслом-коляской бессрочно.
Истец, являющийся инвалидом, зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 48,7 кв.м.
Приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», ФИО2 признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья из одного человека.
В соответствии с п. 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата изъята Номер изъят, Муниципальной комиссией принято Заключение Номер изъят от Дата изъята об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида по адресу: <адрес изъят>.
Заключением Межведомственной комиссии Номер изъят от Дата изъята , выявлены основания для признания помещения по адресу: <адрес изъят>, непригодным для проживания в соответствии с п. 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ Номер изъят от Дата изъята (далее также Положение).
Распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят жилое помещение по адресу: <адрес изъят>, признано непригодным для проживания граждан в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ Номер изъят от Дата изъята .
В соответствии с материалами дела достоверно установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес изъят>, в котором проживает истец инвалид-колясочник, не соответствует потребностям инвалида. ФИО2 обращалась в орган местного самоуправления по вопросу предоставления жилого помещения с учетом потребностей инвалида-колясочника и обеспечения условий его доступности для инвалида, которое удовлетворено не было (ответ от Дата изъята Номер изъят).
Из ответа на судебный запрос МУП БТИ г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят следует, что по данным МУП БТИ г. Иркутска сведений о принадлежности объектов недвижимости, зарегистрированных за ФИО2 не имеется.
Согласно Уведомлению Управления Росреестра по Иркутской области от Дата изъята № Номер изъят сведения о принадлежности объектов недвижимости ФИО2 в ЕГРН отсутствуют.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2 является инвалидом первой группы, состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации г. Иркутска, жилое помещение, занимаемое ФИО2, не отвечает специальным требованиям доступности, не приспособлено для проживания инвалида-колясочника, возможность надлежащего приспособления жилого помещения путем ремонта или реконструкции отсутствует, жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодными для проживания инвалида-колясочника, что в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ является основанием для внеочередного предоставления другого жилья по договору социального найма.
Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, следовательно, ФИО2 как инвалид-колясочник подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Также, суд учел, что в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», ФИО2, как лицо, имеющее органические заболевания центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями функции тазовых органов, согласно кода заболеваний, имеет право на выделение дополнительной жилой площади (ответ на судебный запрос ОГБУЗ «ИГП №4», Код диагноз по Номер изъят).
На основании изложенного пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном возложении на ответчика обязанности по предоставлению ФИО2 жилого помещения по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке, о нарушении принципа справедливости и ущемлении прав других очередников при предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, отсутствии свободного жилья и финансирования на эти цели, не могут быть приняты судебной коллегией в связи со следующим.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди. Такое право судом установлено и не опровергнуто ответчиком. Учитывая вышеизложенное, ФИО2 как инвалид-колясочник подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, и предоставления жилых помещений по договору социального найма действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению инвалидам жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
Не может являться основанием для отказа в предоставлении жилого помещения – отсутствие свободного жилья и отсутствие финансирования муниципального образования г.Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда первой инстанции, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 05 июня 2024 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Т.В. Николаева
Судьи Б.А.Ринчинов
А.Л. Малиновская
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 сентября 2024 года.