Дело№58RS0010-01-2020-000336-85 № 2а-162/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
8 июля 2020 года р.п. Земетчино
Пензенской области
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Шабровой Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным и понуждении к совершению определённых действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортирования твёрдых коммунальных отходов на территории Юрсовского сельсовета, повлекших образование несанкционированной свалки, и обязать административного ответчика – администрацию Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную по адресу: с. Юрсово, ул. Калинина напротив дома № 66.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, а также в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что на территории Юрсовского сельсовета в с. Юрсово, ул. Калинина напротив д. № 66 размещена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов.
Указанная несанкционированная свалка оказывает негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в конечном итоге существенно нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования; бездействие администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района нарушает интересы неопределённого круга лиц на благоприятную природную среду.
При подаче административного искового заявления прокурор Земетчинского района Пензенской области в силу ч. 2 ст. 291 КАС РФ ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощённого (письменного) производства.
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству административный ответчик не представил возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощённого (письменного) производства, просил рассмотреть дело без его участия.
Поскольку все лица, участвующие в процессе, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным, дело рассматривается в порядке упрощённого (письменного) производства в соответствие со ст. 291 КАС РФ.
Суд, исследовав письменные материалы административного дела, полагает, что требования административного истца обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года (с последующими изменениями) и ст. 42 Конституции РФ установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Положениями статьи 51 данного Закона закреплено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Статьёй 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закона), к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
На основании ст. 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 года № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области», принятого в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Закона, к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Однако, требования действующего законодательства администрацией муниципального образования «Юрсовский сельсовет Земетчинского района Пензенской области» не исполняются, т.е. орган местного самоуправления бездействует.
Как следует из материалов административного дела, 9 июня 2020 года прокуратурой Земетчинского района Пензенской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, а также в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области. В ходе проверки установлено, что на территории Юрсовского сельсовета в с. Юрсово, ул. Калинина напротив д. № 66 размещена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов. До настоящего времени нарушения не устранены.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопредёленного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по организации сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Юрсовского сельсовета, повлекших образование несанкционированной свалки, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пункта 9 части 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправлении, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков.
Учитывая, что административный ответчик является органом местного самоуправления, государственная пошлина с него взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным и понуждении к совершению определённых действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортирования твёрдых коммунальных отходов на территории Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, повлекших образование несанкционированной свалки.
Обязать администрацию Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную по адресу: с. Юрсово, ул. Калинина напротив дома № 66.
Администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу – прокурору Земетчинского района Пензенской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья