Дело № 2а-2886/2021
УИД № 34RS0006-01-2021-004445-32
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 26 октября 2021 года
Советский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.В.
при секретаре Бакулиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области к Лебедянцеву Алексею Вячеславовичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области обратилась в суд с иском к Лебедянцеву А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Лебедянцев А.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области в качестве налогоплательщика.
Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, налогоплательщик имел в собственности транспортные средства:
автомобиль Вольво F 12, государственный регистрационный номер номер
автомобиль МАН 19 372, государственный регистрационный номер номер
автомобиль Скания R 93М, государственный регистрационный номер номер
автомобиль автобетоносмеситель 69361Н, государственный регистрационный номер номер
Таким образом, сведения об имуществе, содержащиеся в налоговом уведомлении №82288182 от 01.12.2017 г. получены в установленном законом порядке из соответствующих регистрационных органов.
Согласно ст. 363 НК РФ транспортный налог физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ, в адрес административного ответчика направлялись соответствующее уведомление. Однако налогоплательщик в установленный законом срок обязанность по уплате налога не исполнил. Уплата налога в более поздние сроки влечет начисление пени в порядке, установленном ст. 75 НК РФ.
В соответствии со ст. 69 НК РФ инспекцией выставлено требование об уплате налога, пени, штрафа, процентов № 4315 от 14.02.2018 г. Срок исполнения требования – 04.04.2018 г. Согласно указанному требованию, за Лебедянцевым А.В. числится задолженность на общую сумму 117797 рублей 55 копеек по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц.
До настоящего момента указанные требования налогоплательщиком не исполнены. Инспекция обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 108 Волгоградской области от 14.12.2018 г. с Лебедянцева А.В. в пользу инспекции взыскана задолженность по имущественным налогам. Однако, административным ответчиком представлены возражения относительно его исполнения, на основании которых определением суда от 28.04.2021 г. вышеуказанный судебный приказ отменен.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Представитель МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Ответчик Лебедянцев А.В. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, ст. 19, п. п. 1 п. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 45 НК РФ, каждое лицо обязано самостоятельно, своевременно и в полном объеме уплачивать установленные законом налоги.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога, согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которые в соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Федеральным законом от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" раздел Х Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц", в соответствии с которой налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400), объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) в том числе жилое помещение (квартира, комната) (пп. 2 п. 1 статьи 401); налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 статьи 402); налоговым периодом признается календарный год (статья 405); налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (п. 1 статьи 406).
Согласно части 1 статьи 3 названного Федерального закона права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Транспортный налог является региональным налогом. Определение транспортного налога, перечень налогоплательщиков, определение объектов налогообложения, налоговой базы и налогового периода, а также ставки налога приведены в главе 28 НК РФ, которая входит в Раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации "Региональные налоги и сборы".
Статьей 356 НК РФ определено, что транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, который вводится в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен на территории соответствующего субъекта.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, и форму отчетности.
Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
В силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектами по транспортному налогу являются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Статьей 361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну "лошадиную силу" мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ приведены различные виды и мощности транспортных средств, а также ставки транспортного налога в рублях, которые установлены применительно к типу транспортного средства.
Судом установлены следующие обстоятельства:
Лебедянцев А.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области в качестве налогоплательщика.
Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, налогоплательщик имел в собственности транспортные средства:
автомобиль Вольво F 12, государственный регистрационный номер номер
автомобиль МАН 19 372, государственный регистрационный номер номер;
автомобиль Скания R 93М, государственный регистрационный номер номер
автомобиль автобетоносмеситель 69361Н, государственный регистрационный номер номер
Таким образом, сведения об имуществе, содержащиеся в налоговом уведомлении № 82288182 от 01.12.2017 г. получены в установленном законом порядке из соответствующих регистрационных органов (л.д. 14).
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ, в адрес административного ответчика направлялось соответствующее уведомление. Однако налогоплательщик в установленный законом срок обязанность по уплате налога не исполнил.
В соответствии со ст. 69 НК РФ инспекцией выставлено требование об уплате налога, пени, штрафа, процентов № 4315 от 14.02.2018 г. (л.д. 12). Срок исполнения требования – 04.04.2018 г. Согласно указанному требованию, за Лебедянцевым А.В. числится задолженность на общую сумму 117797,55 рублей по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц: недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере 117375 рублей, пени в размере 422,55 рублей. До настоящего момента указанные требования налогоплательщиком не исполнены.
Инспекция обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 108 Волгоградской области от 14.12.2018 г. с Лебедянцева А.В. в пользу инспекции взыскана задолженность по имущественным налогам. Однако, административным ответчиком представлены возражения относительно его исполнения, на основании которых определением суда от 28.04.2021 г. вышеуказанный судебный приказ отменен.
Согласно п. 2 ст. 286 КАС РФ: «Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом».
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 1 - ч. 3 ст. 52 НК РФ)
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В нарушении данной нормы налоговым органом в материалы дела не представлено доказательств получения Лебедянцева А.В. налогового уведомления, а, следовательно, возникновения обязательства по уплате налога.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Из п. 6 ст. 69 НК РФ следует, что в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При этом требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как видно из требования Межрайонной ИФНС №10 по Волгоградской области об уплате налогов и пени № 4315 от 14.02.2018 г срок его исполнения истек – 04.04.2018 г.
В предусмотренный законом 6-ти месячный срок со дня истечения срока, указанного в требовании № 4315 от 14.02.2018 г., налоговый орган должен был обратиться к мировому судье за выдачей судебного приказа, т.е. не позднее 14.08.2018.
Однако, данный срок был пропущен налоговым органом. Как видно из материалов дела с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье в декабре 2018 года.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговый орган не заявлял.
Таким образом, на момент обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган пропустил срок, предусмотренный ч.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, административным истцом был пропущен процессуальный срок для подачи административного искового заявления, более того, в материалах дела не содержится ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Ввиду данных обстоятельств, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований МИ ФНС России №10 по Волгоградской области к Лебедянцеву Алексею Вячеславовичу о взыскании недоимки в размере 117797 рублей 55 копеек, из которых: 117375 рублей - задолженность по транспортному налогу за 2016 год; 422,55 рублей - пеня за неуплату транспортного налога в установленные законом сроки – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через Советский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Полный (мотивированный) текст решения изготовлен 02.11.2021 года
Судья Т.В. Макарова