Дело № 2а-247/2022
(58RS0008-01-2022-000120-95)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Пенза 25 января 2022 года
Железнодорожный районный суд города Пензы в составе:
судьи Деминой Л.В.,
при секретаре Евтеева Д.А.,
с участием помощника прокурора Железнодорожного района г.Пензы Аверьяновой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи административное дело по иску ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области к Макееву Александру Владимировичу об установлении административного надзора и ограничений,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области обратилось в суд с вышеназванным административным иском, указав, что осужденный Макеев А.В. за период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны, допустил 58 нарушений установленного порядка отбывания наказания, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Просят установить в отношении Макеева А.В. административный надзор по месту его убытия на три года и административные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета выезда за пределы Пензенской области.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области Любавин Н.К., действующий на основании доверенности от 25 января 2022 года, поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, указав, что осужденный Макеев А.В. за время отбывания наказания характеризуется отрицательно, допустил 58 нарушений установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Просил административный иск удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик – Макеев А.В. с административным иском не согласился, указав, что он является гражданином Республики Казахстан, после освобождения из мест лишения свободы будет проживать с родителями на территории Республики Казахстан.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив, представленные материалы, заключение прокурора, возражавшего против удовлетворения иска, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон № 64- ФЗ).
В статье 2 Закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 1 части первой статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом в соответствии с основанием, предусмотренным пунктом 1 части третьей настоящей статьи, в отношении указанного лица административный надзор устанавливается, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 приведенного Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешение въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ).
В силу подп. 3 ч. 1 ст. 27 названного Федерального закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении № 15 от 16.05.2017 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение (п. 3 Постановления).
Судом установлено, что Макеев А.В. осужден приговором Ленинского районного суда г. Пензы от 11 декабря 2020 года по ч.2 ст.139 УК РФ к 8 месяцам исправительных работ с удержанием из заработной платы ежемесячно в доход государства 10%, по пп. «а.в,г» ч.2 ст.163 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, на основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний, с учетом п. «в» ч.1 ст.71 УК РФ соответствия одному дню лишения свободы трех дней исправительных работ, окончательно к 2 годам 7 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Приговор вступил в законную силу 11 декабря 2020 года.
Деяние, совершенное Макеевым А.В., предусмотренное частью 2 статьи 163 УК РФ, в соответствии с частью 4 статьи 15 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений.
В соответствии с абзацем «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Постановлением начальника ФКУ ИК-8 от 25 ноября 2021 года, Макеев А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Постановление не отменено и является действующим.
Вместе с тем, осужденный Макеев А.В. является гражданином Республики Казахстан, что не оспаривается участниками процесса и подтверждается материалами дела.
Согласно заключению УВМ УМВД России по Пензенской области от 15 декабря 2021 года постановлено считать Макеева А.В. не состоящим в гражданстве Российской Федерации.
Таким образом, установление судом административного надзора в отношении Макеева А.В., являющегося иностранным гражданином, отбывающим наказание в местах лишения свободы на территории Российской Федерации, не имеющего законных оснований на пребывание на территории России, после его освобождения будет являться препятствием для его возвращения в государство, гражданином которого он является. Кроме того, обеспечить административный надзор на территории России в отношении Макеева А.В. не представляется возможным, поскольку после освобождения, разрешение на временное проживание на территории России и, соответственно, регистрация по месту жительства на территории Российской Федерации, в силу ст. ст. 7, 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ему предоставлены быть не могут, то есть обстоятельства, которые необходимы для установления административного надзора, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление об установлении административного надзора и ограничений в отношении Макеева А.В. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░-8 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 25 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░