Решение по делу № 33-10784/2023 от 27.10.2023

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 91RS0021-01-2023-001161-33         №2-899/2023                            №33-10784/2023 Председательствующий судья первой инстанции      Быховец М.А.

          АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 ноября 2023 года                                                            г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,

судей – Любобратцевой Н.И., Морозко О.Р.,

     при секретаре – Плескун А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

    по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 12 сентября 2023 года,

                                                УСТАНОВИЛА:

В августе 2023 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать решение Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым от 13.07.2023 незаконным; включить в ее страховой стаж период работы с 21.07.1982 по 21.12.2005 и периоды нахождения на учете в центре занятости с 04.01.2006 по 22.05.2006, с 03.12.2015 по 08.06.2016, с 02.04.2020 по 31.08.2020; определить продолжительность общего страхового стажа на дату обращения с заявлением о назначении пенсии в 28 лет 6 месяцев 17 дней и ИПК 33,803; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с даты подачи заявления истцом от 05.04.2023 года; обязать ответчика установить социальную федеральную доплату к пенсии с даты подачи заявления от 05.04.2023 года.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением последнего в назначении пенсии было отказано, ввиду отсутствия необходимого страхового стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

    При этом, ответчиком не учтены следующие периоды: с 21.07.1982 по 21.12.2005, с 04.01.2006 по 22.05.2006, с 03.12.2015 по 08.06.2016, с 02.04.2020 по 31.08.2020. Указанные периоды не включены в связи с имеющимися незаверенными исправлениями в трудовой книжке и отсутствием подтверждения получения пособия по безработице компетентными органами.

    Такое решение пенсионного органа истец полагает незаконным, в связи с чем обратился в суд с соответствующим исковым заявлением.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 12 сентября 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; признано незаконным и отменено решение Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым от 13 июля 2023 года; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым возложена обязанность включить в общий страховой стаж ФИО1 следующие периоды: с 21 июля 1982 года по 21 декабря 2005 года - период трудовой деятельности на приборостроительном заводе «Сокол»; с 4 января 2006 года по 22 мая 2006 года - получение пособия по безработице; с 3 декабря 2015 года по 8 июня 2016 года - получение пособия по безработице; со 2 апреля 2020 года по 31 августа 2020 года - получение пособия по безработице и назначить ФИО1 страховую пенсию по старости со дня приема заявления Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым, а именно с 6 апреля 2023 года; в удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с таким решением Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице представителя ФИО3 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права, несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.

Так, автор жалобы указывает, что в расчет общего страхового стажа не учтены периоды работы истца с 21.07.1982г. по 21.12.2005г., поскольку в трудовой книжке имеется незаверенное исправление в дате приказа о приеме на работу; с 04.01.2006г. по 22.05.2006г.; с 03.12.2015г. по 08.06.2016г.; с 02.04.2020г. по 31.08.2020г. – периоды получения пособия по безработице, так как не подтверждены компетентными органами.

По подсчетам пенсионного органа общий страховой стаж ФИО1 составляет 05 лет 03 месяцев 21 дней, суммарный стаж 7 лет 10 месяцев 0 дней, при требуемом 11 лет, ИПК - 15,116, при требуемом 18,600. В связи с чем оснований для назначения пенсии в соответствии со статьей 8 Закона № 400-ФЗ не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу, поступивших в Верховный Суд Республики Крым 10 ноября 2023 года представитель истца ФИО2, указывает на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, решение суда просит оставить без изменения.

Истцом решение суда в неудовлетворенной части исковых требований не обжаловано.

    Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

    Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.

Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, обозрев оригинал отказного дела ФИО1, судебная коллегия приходит к нижеследующему.

    Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, 5 апреля 2023 года обратилась в Клиенскую службу г. Судака Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.8, пенсионное дело л. 6-12).

    К заявлению о назначении пенсии истцом предоставлены следующие документы: паспорт гражданина Россий Федерации Серии , выданный <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.; свидетельство о браке; трудовая книжка БТ-I от 24.07.1982г.; диплом; свидетельство о рождении сына (л.д. 9, пенсионное дело л. 11).

    Решением группы установления пенсий №1 Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 13.07.2023 года ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) (л.д. 11-14).

Согласно указанного выше решения пенсионного органа, в расчет страхового стажа пенсионным органом не учтены следующие периоды: работа с 21.07.1982г. по 21.12.2005г., поскольку имеется незаверенное исправление в дате приказов о приеме на работу; получение пособия по безработице с 04.01.2006г. по 22.05.2006г.; с 03.12.20015г. по 08.06.2016г., с 02.04.2020г. по 31.08.2020г., ввиду отсутствия подтверждения этих периодов (л.д. 11-14).

По подсчетам пенсионного органа общий стаж истца составил 05 лет 03 месяца 21 день, суммарный стаж 7 лет 10 месяцев 0 дней, при требуемом стаже 11 лет, ИПК – 15,116, что ниже требуемого 18,600, и соответственно является недостаточным для назначения страховой пенсии по старости (л.д. 11-14).

Согласно паспорта гражданина Российской Федерации, выданного МВД по Республике Крым 29.03.2023г., на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, последняя зарегистрирована по адресу: <адрес> с 28.09.1994г. (л.д. 6-7). Паспорт получен ФИО1 в соответствии с Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 № 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области".

    Согласно трудовой книжке , выданной 24.07.1982г. на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., осуществляла трудовую деятельность с 21.07.1982 г., а именно работала: с 21.07.1982г. по 21.12.2005г. на разных должностях на Приборостроительном заводе «Сокол» (приказ о приеме на работу от 22.07.1982г., приказ об увольнении от 21.12.2005г.) (л.д. 16-24).

    Трудовая книжка также содержит сведения о периодах получение ФИО1 пособия по безработице с 04.01.2006г. по 22.05.2006г.; с 03.12.20015г. по 08.06.2016г., с 02.04.2020г. по 31.08.2020г. (л.д. 16-24).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в общий страховой стаж ФИО1 периоды: с 21 июля 1982 года по 21 декабря 2005 года - период трудовой деятельности на приборостроительном заводе «Сокол»; с 4 января 2006 года по 22 мая 2006 года - получение пособия по безработице; с 3 декабря 2015 года по 8 июня 2016 года - получение пособия по безработице; со 2 апреля 2020 года по 31 августа 2020 года - получение пособия по безработице, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их обоснованности исходя из нижеследующего.

Пенсионным органом вышеуказанный период работы с 21 июля 1982 года по 21 декабря 2005 года на приборостроительном заводе «Сокол» не был включены в подсчет страхового стажа для назначения пенсии ФИО1, ввиду наличия нарушений при заполнении трудовой книжки (в дате приказа приема на работу в трудовой книжке имеется незаверенное исправление, а именно в указании года 1982 последняя цифра обведена жирной пастой); периоды получения истцом пособия по безработице документально не подтверждены.

Согласно вышеуказанной трудовой книжке истца в ней отражены все периоды работы и периоды получения пособия по безработице; записи являются последовательными; в трудовой книжке имеются указания на номера приказов и даты их вынесения; все записи заверены подписями уполномоченного работника отдела кадров и печатями предприятий.

С 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, устанавливает Федеральный закон № 17-ФЗ от 17.02.2023 "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан проживающих на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области ".

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 17.02.2023 N 17-ФЗ периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле.

В силу ст. ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.

При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях, иную ответственность.

Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на пенсионный орган обязанности включить спорные периоды работы и получения пособия по безработице в страховой стаж истца, суд первой инстанции учел вышеприведенные положения действующего законодательства, то, что данные периоды подтверждены надлежащим образом записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника.

По смыслу указанной правовой нормы сведения трудовой книжки считаются достаточными документальными данными, подтверждающими периоды трудовой деятельности на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года для выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию.

    Анализируя документы, предоставленные истцом, а также приведенные нормы закона, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в мотивировочной части судебного решения, о том, что указанные периоды работы получения пособия по безработице ФИО1 нашли свое подтверждение представленными суду документами.

    Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что трудовая книжка заполнена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденных постановлением Госкомтруда ССР от 20 июня 1974 №162 и отсутствуют основания для включения в страховой стаж истца спорных периодов, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что само по себе неправильное либо неточное оформление трудовой книжки работодателем не может являться достаточным основанием для лишения работника прав на пенсионное обеспечение, поскольку работник не может нести ответственность за правильность заполнения работодателем выдаваемых документов.

    Записи в трудовой книжке истца последовательны, имеют надлежащие реквизиты, указаны даты приёма и увольнения, имеются ссылки на номера приказов, соответствующие печати и подписи должностных лиц.

    При этом, работник не может нести ответственность за ненадлежащее оформление трудовой книжки как неблагоприятные последствия, связанные с надлежащим заполнением трудовой книжки в виде отказа в назначении страховой пенсии.

    Установив отсутствие законных оснований для не включения спорных периодов в страховой стаж истца, суд обоснованно признал незаконным и отменил решение пенсионного органа об отказе ФИО1 в назначении пенсии и удовлетворил исковые требования ФИО1 о возложении обязанности на ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости в ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.04.2023 года, исходя из нижеследующего.

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

    До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

    Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

    В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

    Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

    В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

    Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

    В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции по состоянию на дату обращения истца за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Право на назначение страховой пенсии по старости наступает для лиц, достигших пенсионного возраста в 2020 году, при наличии 11 лет страхового стажа и индивидуального коэффициента 18,6.

    Как было указано судебной коллегией выше и установлено при рассмотрении спора, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., то есть возраста 55 лет и 6 месяцев, требуемого для назначения страховой пенсии по старости, истец достигла 22.04.2020г.

Согласно предварительного расчета страхового стажа истца, предоставленного пенсионным органом по запросу суда апелляционной инстанции, с учетом всех спорных периодов, включенных в страховой стаж истца решением суда, продолжительность страхового стажа ФИО1 составит 28 лет 6 месяцев 17 дней (при требуемом – 11 лет), индивидуальный пенсионный коэффициент – 33,803 (при требуемом 18,600), что является достаточным для назначения истцу страховой пенсии с 05.04.2023г. (дату подачи заявления о назначении пенсии).

В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее; чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    При таких обстоятельствах выводы суда о необходимости назначения страховой пенсии истцу с даты обращения за ее назначением сделаны с соблюдением норм материального права, в связи с чем решение суда в данной части является законным, а доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией как необоснованные.

    Вместе с тем, как указано выше судебной коллегией ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 05 апреля 2023 года, тогда как судом указана дата обращения истца – 06 апреля 2023 года и с указанной даты на пенсионный орган возложена обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости.

    Решение суда в указанной части истцом не обжалуется, апелляционная жалоба ответчика по существу не содержит доводов в части несогласия с определением даты назначения ФИО1 пенсии с 06 апреля 2023 года, ввиду чего, исходя из положений ст. 327.1 ГПК РФ, решение суда в части указания даты назначения истцу страховой пенсии по старости не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

    Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют содержание решения пенсионного органа об отказе в назначении истцу пенсии, а также правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

                                                        ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Судакского городского суда Республики Крым от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.

        Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.11.2023.

    Председательствующий –                                Т.С. Готовкина

    Судьи –                                                               Н.И. Любобратцева

                                                                                 О.Р. Морозко

33-10784/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Петреченко Валентина Борисовна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Клиентская служба (на правах отдела) в г. Судаке Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
27.10.2023Передача дела судье
15.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023Передано в экспедицию
15.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее