Дело № 2-1673/2024 УИД: 66RS0044-01-2024-001152-64
Мотивированное решение составлено 31.05.2024 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Первоуральск Свердловской области 28 мая 2024 года
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Сухоплюевой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Сальниковой Т.М.,
с участием:
представителя истца – Межениной Е.В.,
ответчика- Огневой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1673/2024 по иску Востриковой Татьяны Владимировны, Шамшуриной Ирины Владимировны к Огневой Ирине Владимировне о восстановлении срока для принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Вострикова Т.В., Шамшурина И.В. обратились в суд с иском Огневой И.В. о восстановлении срока для принятия наследства после смерти Огнева В.С., проследовавшей 20.01.2015 г., в обоснование иска, указав, что 20.01.2015 г. умер Огнев Владимир Степанович. Вострикова Татьяна Владимировна и Шамшурина Ирина Владимировна являются дочерьми наследодателя. О смерти наследодателя Истцы узнали в марте 2016 года, так как о смерти отца им никто не сообщил.
Шамшурина И.В и Вострикова Т.В общались с отцом по телефону. Точный адрес продивания отца был неизвестен. После того- как отец перестал выходить на связь, Шамшурина И.В обратилась с заявлением о розыске в отдел УФМС России по Свердловской области в Первоуральске. Был получен ответ, в котором сообщалось о смерти наследодателя.
28.03.2016 Истцы обратились в Первоуральский городской суд Свердловской области с исковым заявлением о признании причины пропуска срока на принятие наследства уважительной, продлении срока для принятия наследства. Исковое заявление было возвращено заявителям.
При жизни наследодателю Огневу Владимиру Степановичу принадлежалоследующее имущество:
Квартира, с кадастровым номером: №, расположенная по адресу: <адрес>.
После смерти наследодателя нотариусом Кошелевой Н.В было открыто наследственное дело №. В права наследования вступила Огнева Ирина Владимировна.
В силу статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 Кодекса), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали, в связи с чем обратились в суд с иском.
Определением суда от 25.04.2024 г. для участия в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований привлечено Управление Росреестра по Свердловской области.
В судебное заседание истцы Вострикова Т.В., Шамшурина И.В. не явились, о дате судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Истец Шамшурина И.В. телефонограммой в адрес суда ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Востриковой Т.В. - Межениной Е.В. исковые требования Востриковой Т.В. поддержала по доводам искового заявления, дополнительно пояснив, что ей неизвестно, по какой причине ранее истец Вострикова Т.В. не имела возможности обратиться в суд за защитой своих прав.
Ответчик Огнева И.В. исковые требования не признала, представила письменные возражения на исковое заявление, доводы которого в полном объеме поддержала в ходе судебного разбирательства. В обоснование своей позиции пояснив, что она является дочерью наследодателя Огнева В.С. О том, что у не имеются старшие сестры, она узнала, когда ей было приблизительно 20 лет. Родственные связи сестры с ней не поддерживали, их адреса, телефоны ей не были известны, попыток с их стороны наладить при жизни отца с не общение также не было. Сведения о том, что истцам не был известен точный адрес проживания их отца, не соответствуют действительности, поскольку по адресу: <адрес> отец проживал постоянно, с марта 1976 г. по 20.01.2015 г. Более того, при жизни к отцу в гости приезжал внук, Востриков А., с которым она познакомилась лично и оставила ему своей контактный номер телефона. Далее попыток познакомиться лично, поддерживать родственные связи, позвонить ни с его стороны, ни со стороны его матери не было. Истцами пропущен срок для обращения в суд, прошло почти 10 лет. Она вступила в наследство, наследственное имущество зарегистрировано на ее имя. Полагает, что если бы истцы своевременно обратились с заявлением о принятии наследства, имущество было бы поделено между ними поровну. Уважительных причин такого длительного пропуска сока не представлено. В связи с чем, полагает, что истцам в иске следует отказать.
Третьи лица без самостоятельных исковых требований относительно предмета судебного разбирательства нотариус нотариального округа Н.В. Кошелева, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Третье лиц без самостоятельных исковых требований Управление Росреестра по Свердловской области о слушании дела извещено своевременно и надлежащим образом, представило письменный отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
При указанных выше обстоятельствах, в соответствии с положениями 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотрение дела по существу иска при данной явке лиц в судебное заседание.
Выслушав позицию представителя истца Востриковой Т.В., ответчика Огневой И.В., представленные письменные возражения ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему:
В силу начал гражданского законодательства, установленных ч.ч.1-3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно положениям ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности имущественные права, в том числе права, вытекающие из договоров.
Согласно п.1 ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п.1 ст.1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии со ст.1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина (п.1 ст.1114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений ч.1 ст. 1154 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.В соответствии с положениями ч.1 ст. 1155 Гражданского кодекса РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно ст. 205 Гражданского кодекса РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 40,41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства. В силу пункта 1 статьи 1155 ГК РФ при вынесении решения о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство суд обязан определить доли всех наследников в наследственном имуществе и принять меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (при необходимости), а также признать недействительными ранее выданные свидетельства о праве на наследство (в соответствующих случаях - лишь в части). Восстановление пропущенного срока принятия наследства и признание наследника принявшим наследство исключает для наследника необходимость совершения каких-либо других дополнительных действий по принятию наследства.
Из анализа вышеприведенных норм права и акта их разъяснения следует, что юридически значимым является то обстоятельство, когда наследнику стало известно об открытии наследства, то есть о дне смерти наследодателя и наличие обстоятельств, свидетельствующих о пропуске срока для принятия наследства по уважительным причинам.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из смысла приведенных норм закона, бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя лежит на лице, обратившемся с требованием о восстановлении данного срока.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что 20.01.2015 г. умер Огнев В.С. Как следует из материалов наследственного дела за № г., с заявлением о принятии наследства после его смерти к нотариусу нотариального округа города Первоуральска Н.В. Кошелевой в пределах установленного срока для принятия наследства обратилась наследник 1 очереди, дочь наследодателя Огнева И.В. Поскольку, иные наследники 1 очереди в установленный срок для принятия наследства о своих правах на наследственное имущество не заявляли, нотариусом наследнику Огневой И.В. выданы свидетельства о праве на наследство на наследственное имущество Огнева В.С. В связи с пропуском установленного законом срока для принятия наследства, наследники первой очереди после смерти Огнева В.С. -Вострикова Т.В., Шамшурина И.В. обратились в суд с вышеуказанным иском.
Суд, исследовав представленные сторонами по делу доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает, что по делу отсутствует совокупность обстоятельств, с которыми закон связывает возможность восстановления срока для принятия наследства.
Уважительной причиной пропуска срока может быть признана такая причина, которая создает физическую или юридическую невозможность совершения наследниками актов принятия наследства. Таких причин, послуживших основанием пропуска срока принятия наследства, истцами суду не приведено.
Как следует из приведённых выше норм, у истцов Востриковой Т.В., Шашмуриной И.В. имелась реальная возможность обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства либо выдаче им свидетельства о праве на наследство в установленный законом срок.
Как следует из материалов дела, о смерти наследодателя истцам стало известно в марте 2016 г. Ими было реализовано право на обращение в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства после смерти Огнева В.С. Однако определением Первоуральского городского суда от 04.05.2016 г. исковое заявление было возвращено истцам на основании ст. 136 ГПК РФ.
Истцами не представлено доказательств того, что в период с 05.05.2016 г. по 05.03.2024 г. у них имелись уважительные причины, все это время препятствовавшие их обращению в суд.
Факт того, что при жизни наследодателя истцы не поддерживали с ним отношения, не знали о дате его смерти, законом не отнесено к уважительным причинам пропуска срока.
Данные препятствие могли быть преодолены истцами на наличии с их стороны интереса к судьбе наследодателя.
Не представлено Востриковой Т.В., Шамшуриной И.В. доказательств и фактического принятия наследства.
При указанных фактических обстоятельствах по делу в их совокупности суд пришел к выводу о том, что по делу отсутствует совокупность правовых оснований, с которыми закон связывает возможность восстановления пропущенного срока для принятия наследства, в связи с чем, истцам Востиковой Т.В., Шамшуриной И.В. в иске о восстановлении срока для принятия наследства после смерти Огнева В.С., последовавшей 20.01.2015 г. следует отказать.
руководствуясь ст. ст. 12, 14, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Востриковой Татьяны Владимировны (паспорт гражданина РФ серии № Шамшуриной Ирины Владимировны (паспорт гражданина РФ серии №) к Огневой Ирине Владимировне (паспорт гражданина РФ серии №) о восстановлении срока для принятия наследства после смерти Огнева Владимира Степановича, последовавшей 20.01.2015 г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись. Л.М. Сухоплюева