Судья Магомедов Р.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 22-1943/2023
20 сентября 2023 г. г. Махачкала
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Асхабова А.А., судей Магомедова М.Р. и Исрафилова З.Э., при секретаре судебного заседания Даниялове Д.Н., с участием прокурора Ибрагимовой М.М., представителя потерпевшего (по доверенности) – Махтиева Г.Г., законного представителя Шугаибова А.З. – Шугаибовой Ю.А., защитников – адвокатов Акуева М.А. и Магомедгаджиевой Р.А-А., рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе представителя потерпевшего (по доверенности) – Махтиева Г.Г. и защитника – адвоката Акуева М.А. на приговор Советского районного суда г. Махачкалы от 10 июля 2023 г. в отношении Муртазалиева Гаджимурада Магомедсултановича и Шугаибова Ахава Закировича.
Заслушав после доклада судьи Магомедова М.Р., выступление законного представителя Шугаибовой Ю.А., защитника – адвоката Акуева М.А. о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы Акуева М.А., представителя потерпевшего (по доверенности) – Махтиева Г.Г. о необходимости удовлетворения его апелляционной жалобы, защитника – адвоката Магомедгаджиевой Р.А-А., полагавшей приговор суда оставить без изменения, мнение прокурора о необходимости отмены приговора с передачей уголовного дела на новое рассмотрение, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
приговором Советского районного суда г. Махачкалы от 10 июля 2023 г. Муртазалиев Гаджимурад Магомедсултанович, родившийся <дата> в <адрес> ДАССР, проживающий по адресу: <адрес>, гражданин РФ, женатый, имеющий 4-х детей, ранее не судимый, осужден по ч. 4 ст. 159 УК РФ к наказанию в виде 2 (двух) лет 9 (девяти) месяцев лишения свободы. На основании п. «в» ч. 1 ст. 78 УК РФ и ч. 8 ст. 302 УПК РФ ФИО1 от назначенного наказания освобожден в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности;
Шугаибов Ахав Закирович, родившийся <дата> в <адрес> ДАССР, гражданин РФ, работавший в ООО «Дюна», ранее не судимый, осужден по двум преступлениям, предусмотренным ч. 4 ст. 159, в отношении него уголовное дело прекращено по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 254 УПК РФ в связи с его смертью.
Приговором разрешены вопросы о мере пресечения в отношении Муртазалиева, гражданском иске и вещественных доказательствах.
В апелляционной жалобе представитель Минюста РД (по доверенности) – Махтиев Г.Г. выражает несогласие с приговором суда в части оставления иска без рассмотрения в отношении обвиняемого Муртазалиева, поскольку мотивировочная часть приговора не содержит указания о причинах оставления гражданского иска без рассмотрения в отношении обвиняемого Муртазалиева.
Приводя разъяснения, содержащиеся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2020 г. № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу», цитируя ст. ст. 297 и 389.1 УПК РФ, просит обжалуемый приговор в части оставления гражданского иска без рассмотрения с признанием права гражданского истца на обращение с иском в порядке гражданского судопроизводства в отношении Муртазалиева изменить, удовлетворив гражданский иск Правительства РД, взыскав с Муртазалиева в возмещение причиненного преступлением вреда 10.000.000 рублей.
В апелляционной жалобе защитник – адвокат Акуев выражает несогласие с приговором суда, поскольку в основу обвинительного вывода судом поставлены доказательства, которые прямо не указывают на виновность Шугаибова.
Обращает внимание, что все свидетели, допрошенные в судебном заседании, ничего по существу дела не помнили и просто подтвердили показания, данные ими в ходе предварительного следствия. Основные показания, на основании которых суд установил виновность Шугаибова даны лицами, которые сами находились под уголовным преследованием в связи с расследованием данного уголовного дела и имели личную заинтересованность в том, чтобы свалить всю вину за преступления, на того, кто не мог их опровергнуть – на Шугаибова. Письменные доказательства по уголовному делу, исследованные судом, вообще не показали какой-либо причастности Шугаибова к хищениям денег.
Относительно второго эпизода обвинения отмечает, что еще менее доказанной является вина Шугаибова в нем. В обоснование вины Шугаибова, положены показания Алиева, который, познакомил своего знакомого с Шугаибовым, который, в свою очередь, уверил их в своих возможностях обналичить деньги и «хочет определенный процент с перечисленных денежных средств». Каких либо подписанных чеков или иных финансовых документов, кроме платежного поручения от 13 апреля 2012 г. на общую сумму 9.969.400 рублей, суд первой инстанции не исследовал.
Заявляет о своем несогласии с приговорам суда, так как вина Шугаибова не доказана имеющимися в деле доказательствами.
Просит обжалуемый приговор отменить, вынести оправдательный приговор в отношении Шугаибова по всем эпизодам обвинения.
Изучив материалы уголовного дела, выслушав мнения участников процесса, проверив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 297 УПК РФ приговор суда признается законным, обоснованным и справедливым, если он основан на правильном применении уголовного закона и постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
В силу требований ст. 389.15 и 389.17 УПК РФ основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке являются, в том числе, существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного и обоснованного судебного решения.
По настоящему уголовному делу допущены такие нарушения закона, а приговор суда не соответствует требования, предъявляемым к нему ст. 297 УПК РФ.
Так, судебная коллегия отмечает, что ранее в отношении Муртазалиева 7 октября 2022 г. вынесен приговор, который отменен судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан апелляционным определением от 8 февраля 2023 г.
Судом первой инстанции в приговоре от 7 октября 2022 г. в качестве обстоятельства, смягчающего наказание Муртазалиеву, помимо прочего, было учтено отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание (ч. 2 ст. 61 УК РФ).
Отменяя приговор суда, апелляционная инстанции не указывала на необоснованный учет приведенного смягчающего наказание обстоятельства, соответствующего представления в этой части не было и нет.
Согласно разъяснению, данному в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве», с учетом взаимосвязанных положений ст. 389.22, 389.23 и ч. 1 ст. 389.24 УПК РФ о том, что обвинительный приговор, определение, постановление суда первой инстанции могут быть отменены или изменены в сторону ухудшения положения осужденного не иначе как по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей, при новом рассмотрении дела в суде первой или апелляционной инстанции после отмены приговора в связи с нарушением права обвиняемого на защиту, а также по иным основаниям, не связанным с необходимостью ухудшения положения обвиняемого, не допускается применение закона о более тяжком преступлении, назначении обвиняемому более строгого наказания или любое иное усиление его уголовной ответственности.
При новом рассмотрении уголовного дела приведенное обстоятельство, а именно отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание не было признано смягчающим Муртазалиеву наказание.
Кроме этого, в силу п. 5 ст. 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать обоснование принятых решений по вопросам, указанным в ст. 299 УПК РФ.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 299 УПК РФ при постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает, в том числе и вопрос, подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в чью пользу и в каком размере.
Так, на стадии судебного следствия потерпевшим заявлен гражданский иск о возмещении материального ущерба в размере 10.000.000 рублей.
Разрешая заявленный потерпевшим гражданский иск о взыскании материального ущерба, причиненного преступлением, суд оставил его без рассмотрения, признав за потерпевшим право на обращение с иском в порядке гражданского судопроизводства. При этом в качестве обоснования привел обстоятельства, относящиеся к личности Шугаибова.
В соответствии с п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2020 г. № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу» в случае если в соответствии с ч. 2 ст. 309 УПК РФ суд признал за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передал вопрос о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, такое решение всегда должно быть мотивировано в приговоре.
Вместе с тем, выводы суда в части разрешения гражданского иска по заявленным требованиям в отношении осужденного Муртазалиева, как того требует уголовно-процессуальный закон, не мотивированы. В приговоре не изложены мотивы, обосновывающие решение суда в отношении Муртазалиева.
Одновременно судебная коллегия отмечает, что судом установлено, что до постановления приговора подсудимый Шугаибов умер.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24, п. 1 ст. 254 УПК РФ уголовное дело подлежит прекращению в случае смерти подозреваемого или обвиняемого (подсудимого), за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.
В судебном заседании законный представитель Шугаибова – Шугаибова Ю.А. возражала против предъявленного Шугаибову обвинения и просила продолжить рассмотрение уголовного дела с целью оправдания последнего.
Вместе с тем, согласно п. 6 постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. № 16-П при заявлении возражения со стороны близких родственников подозреваемого (обвиняемого) против прекращения уголовного дела в связи с его смертью орган предварительного расследования или суд обязаны продолжить предварительное расследование либо судебное разбирательство.
При этом в рамках судебного разбирательства должны быть установлены обстоятельства произошедшего, дана им правовая оценка, а также выяснена действительная степень вины (или невиновность) лица в совершении инкриминируемого ему деяния. Рассмотрев уголовное дело по существу в обычном порядке (с учетом особенностей, обусловленных физическим отсутствием такого участника судебного разбирательства, как подсудимый), суд должен либо, придя к выводу о невиновности умершего лица, вынести оправдательный приговор, либо, не найдя оснований для его реабилитации, прекратить уголовное дело на основании п. 4 ч. 1 ст. 24, п. 1 ст. 254 УПК РФ.
Следовательно, в отношении умершего Шугаибова суд мог вынести либо оправдательный приговор, либо постановление о прекращении уголовного дела в связи со смертью.
Суд первой инстанции вынес в отношении Шугаибова обвинительный приговор, чем нарушил требования уголовно-процессуального законодательства.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что приговор, постановленный по итогам рассмотрения уголовного дела, нельзя признать соответствующим требованиям закона, допущенные судом первой инстанции фундаментальные нарушения уголовно-процессуального и уголовного законов, искажающее саму суть уголовного судопроизводства, являются неустранимым в суде апелляционной инстанции и в силу ст. 389.22 УПК РФ влекут отмену приговора с передачей дела на новое судебное разбирательство.
Поскольку Муртазалиеив и Шугаибов обвиняются совершении преступлений группой лиц по предварительному сговору, то подлежит также отмене и приговор суда в отношении Муртазалиева.
При новом разбирательстве дела суду необходимо с соблюдением всех требований уголовно-процессуального и уголовного законов, всесторонне, полно, объективно исследовать материалы дела, доводы сторон, дать им надлежащую оценку и принять по делу законное, обоснованное и справедливое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.15, 389.20 и 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
приговор Советского районного суда г. Махачкалы от 10 июля 2023 г. в отношении Муртазалиева Гаджимурада Магомедсултановича и Шугаибова Ахава Закировича отменить, уголовное дело передать на новое судебное разбирательство в тот же суд в ином составе.
Апелляционное определение может быть обжаловано в порядке выборочной кассации, предусмотренном статьями 401.10 – 401.12 УПК РФ, непосредственно в Пятый кассационный суд общей юрисдикции. При этом обвиняемый и другие участники уголовного судопроизводства вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи: