Решение по делу № 22-1943/2023 от 05.09.2023

Судья Магомедов Р.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 22-1943/2023

20 сентября 2023 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Асхабова А.А., судей Магомедова М.Р. и Исрафилова З.Э., при секретаре судебного заседания Даниялове Д.Н., с участием прокурора Ибрагимовой М.М., представителя потерпевшего (по доверенности) – Махтиева Г.Г., законного представителя Шугаибова А.З. – Шугаибовой Ю.А., защитников – адвокатов Акуева М.А. и Магомедгаджиевой Р.А-А., рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе представителя потерпевшего (по доверенности) – Махтиева Г.Г. и защитника – адвоката Акуева М.А. на приговор Советского районного суда г. Махачкалы от 10 июля 2023 г. в отношении Муртазалиева Гаджимурада Магомедсултановича и Шугаибова Ахава Закировича.

Заслушав после доклада судьи Магомедова М.Р., выступление законного представителя Шугаибовой Ю.А., защитника – адвоката Акуева М.А. о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы Акуева М.А., представителя потерпевшего (по доверенности) – Махтиева Г.Г. о необходимости удовлетворения его апелляционной жалобы, защитника – адвоката Магомедгаджиевой Р.А-А., полагавшей приговор суда оставить без изменения, мнение прокурора о необходимости отмены приговора с передачей уголовного дела на новое рассмотрение, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

приговором Советского районного суда г. Махачкалы от 10 июля 2023 г. Муртазалиев Гаджимурад Магомедсултанович, родившийся <дата> в <адрес> ДАССР, проживающий по адресу: <адрес>, гражданин РФ, женатый, имеющий 4-х детей, ранее не судимый, осужден по ч. 4 ст. 159 УК РФ к наказанию в виде 2 (двух) лет 9 (девяти) месяцев лишения свободы. На основании п. «в» ч. 1 ст. 78 УК РФ и ч. 8 ст. 302 УПК РФ ФИО1 от назначенного наказания освобожден в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности;

Шугаибов Ахав Закирович, родившийся <дата> в <адрес> ДАССР, гражданин РФ, работавший в ООО «Дюна», ранее не судимый, осужден по двум преступлениям, предусмотренным ч. 4 ст. 159, в отношении него уголовное дело прекращено по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 254 УПК РФ в связи с его смертью.

Приговором разрешены вопросы о мере пресечения в отношении Муртазалиева, гражданском иске и вещественных доказательствах.

В апелляционной жалобе представитель Минюста РД (по доверенности) – Махтиев Г.Г. выражает несогласие с приговором суда в части оставления иска без рассмотрения в отношении обвиняемого Муртазалиева, поскольку мотивировочная часть приговора не содержит указания о причинах оставления гражданского иска без рассмотрения в отношении обвиняемого Муртазалиева.

Приводя разъяснения, содержащиеся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2020 г. № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу», цитируя ст. ст. 297 и 389.1 УПК РФ, просит обжалуемый приговор в части оставления гражданского иска без рассмотрения с признанием права гражданского истца на обращение с иском в порядке гражданского судопроизводства в отношении Муртазалиева изменить, удовлетворив гражданский иск Правительства РД, взыскав с Муртазалиева в возмещение причиненного преступлением вреда 10.000.000 рублей.

В апелляционной жалобе защитник – адвокат Акуев выражает несогласие с приговором суда, поскольку в основу обвинительного вывода судом поставлены доказательства, которые прямо не указывают на виновность Шугаибова.

Обращает внимание, что все свидетели, допрошенные в судебном заседании, ничего по существу дела не помнили и просто подтвердили показания, данные ими в ходе предварительного следствия. Основные показания, на основании которых суд установил виновность Шугаибова даны лицами, которые сами находились под уголовным преследованием в связи с расследованием данного уголовного дела и имели личную заинтересованность в том, чтобы свалить всю вину за преступления, на того, кто не мог их опровергнуть – на Шугаибова. Письменные доказательства по уголовному делу, исследованные судом, вообще не показали какой-либо причастности Шугаибова к хищениям денег.

Относительно второго эпизода обвинения отмечает, что еще менее доказанной является вина Шугаибова в нем. В обоснование вины Шугаибова, положены показания Алиева, который, познакомил своего знакомого с Шугаибовым, который, в свою очередь, уверил их в своих возможностях обналичить деньги и «хочет определенный процент с перечисленных денежных средств». Каких либо подписанных чеков или иных финансовых документов, кроме платежного поручения от 13 апреля 2012 г. на общую сумму 9.969.400 рублей, суд первой инстанции не исследовал.

Заявляет о своем несогласии с приговорам суда, так как вина Шугаибова не доказана имеющимися в деле доказательствами.

Просит обжалуемый приговор отменить, вынести оправдательный приговор в отношении Шугаибова по всем эпизодам обвинения.

Изучив материалы уголовного дела, выслушав мнения участников процесса, проверив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 297 УПК РФ приговор суда признается законным, обоснованным и справедливым, если он основан на правильном применении уголовного закона и постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

В силу требований ст. 389.15 и 389.17 УПК РФ основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке являются, в том числе, существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного и обоснованного судебного решения.

По настоящему уголовному делу допущены такие нарушения закона, а приговор суда не соответствует требования, предъявляемым к нему ст. 297 УПК РФ.

Так, судебная коллегия отмечает, что ранее в отношении Муртазалиева 7 октября 2022 г. вынесен приговор, который отменен судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан апелляционным определением от 8 февраля 2023 г.

Судом первой инстанции в приговоре от 7 октября 2022 г. в качестве обстоятельства, смягчающего наказание Муртазалиеву, помимо прочего, было учтено отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание (ч. 2 ст. 61 УК РФ).

Отменяя приговор суда, апелляционная инстанции не указывала на необоснованный учет приведенного смягчающего наказание обстоятельства, соответствующего представления в этой части не было и нет.

Согласно разъяснению, данному в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве», с учетом взаимосвязанных положений ст. 389.22, 389.23 и ч. 1 ст. 389.24 УПК РФ о том, что обвинительный приговор, определение, постановление суда первой инстанции могут быть отменены или изменены в сторону ухудшения положения осужденного не иначе как по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей, при новом рассмотрении дела в суде первой или апелляционной инстанции после отмены приговора в связи с нарушением права обвиняемого на защиту, а также по иным основаниям, не связанным с необходимостью ухудшения положения обвиняемого, не допускается применение закона о более тяжком преступлении, назначении обвиняемому более строгого наказания или любое иное усиление его уголовной ответственности.

При новом рассмотрении уголовного дела приведенное обстоятельство, а именно отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание не было признано смягчающим Муртазалиеву наказание.

Кроме этого, в силу п. 5 ст. 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать обоснование принятых решений по вопросам, указанным в ст. 299 УПК РФ.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 299 УПК РФ при постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает, в том числе и вопрос, подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в чью пользу и в каком размере.

Так, на стадии судебного следствия потерпевшим заявлен гражданский иск о возмещении материального ущерба в размере 10.000.000 рублей.

Разрешая заявленный потерпевшим гражданский иск о взыскании материального ущерба, причиненного преступлением, суд оставил его без рассмотрения, признав за потерпевшим право на обращение с иском в порядке гражданского судопроизводства. При этом в качестве обоснования привел обстоятельства, относящиеся к личности Шугаибова.

В соответствии с п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2020 г. № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу» в случае если в соответствии с ч. 2 ст. 309 УПК РФ суд признал за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передал вопрос о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, такое решение всегда должно быть мотивировано в приговоре.

Вместе с тем, выводы суда в части разрешения гражданского иска по заявленным требованиям в отношении осужденного Муртазалиева, как того требует уголовно-процессуальный закон, не мотивированы. В приговоре не изложены мотивы, обосновывающие решение суда в отношении Муртазалиева.

Одновременно судебная коллегия отмечает, что судом установлено, что до постановления приговора подсудимый Шугаибов умер.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24, п. 1 ст. 254 УПК РФ уголовное дело подлежит прекращению в случае смерти подозреваемого или обвиняемого (подсудимого), за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.

В судебном заседании законный представитель Шугаибова – Шугаибова Ю.А. возражала против предъявленного Шугаибову обвинения и просила продолжить рассмотрение уголовного дела с целью оправдания последнего.

Вместе с тем, согласно п. 6 постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. № 16-П при заявлении возражения со стороны близких родственников подозреваемого (обвиняемого) против прекращения уголовного дела в связи с его смертью орган предварительного расследования или суд обязаны продолжить предварительное расследование либо судебное разбирательство.

При этом в рамках судебного разбирательства должны быть установлены обстоятельства произошедшего, дана им правовая оценка, а также выяснена действительная степень вины (или невиновность) лица в совершении инкриминируемого ему деяния. Рассмотрев уголовное дело по существу в обычном порядке (с учетом особенностей, обусловленных физическим отсутствием такого участника судебного разбирательства, как подсудимый), суд должен либо, придя к выводу о невиновности умершего лица, вынести оправдательный приговор, либо, не найдя оснований для его реабилитации, прекратить уголовное дело на основании п. 4 ч. 1 ст. 24, п. 1 ст. 254 УПК РФ.

Следовательно, в отношении умершего Шугаибова суд мог вынести либо оправдательный приговор, либо постановление о прекращении уголовного дела в связи со смертью.

Суд первой инстанции вынес в отношении Шугаибова обвинительный приговор, чем нарушил требования уголовно-процессуального законодательства.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что приговор, постановленный по итогам рассмотрения уголовного дела, нельзя признать соответствующим требованиям закона, допущенные судом первой инстанции фундаментальные нарушения уголовно-процессуального и уголовного законов, искажающее саму суть уголовного судопроизводства, являются неустранимым в суде апелляционной инстанции и в силу ст. 389.22 УПК РФ влекут отмену приговора с передачей дела на новое судебное разбирательство.

Поскольку Муртазалиеив и Шугаибов обвиняются совершении преступлений группой лиц по предварительному сговору, то подлежит также отмене и приговор суда в отношении Муртазалиева.

При новом разбирательстве дела суду необходимо с соблюдением всех требований уголовно-процессуального и уголовного законов, всесторонне, полно, объективно исследовать материалы дела, доводы сторон, дать им надлежащую оценку и принять по делу законное, обоснованное и справедливое решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.15, 389.20 и 389.28 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

приговор Советского районного суда г. Махачкалы от 10 июля 2023 г. в отношении Муртазалиева Гаджимурада Магомедсултановича и Шугаибова Ахава Закировича отменить, уголовное дело передать на новое судебное разбирательство в тот же суд в ином составе.

Апелляционное определение может быть обжаловано в порядке выборочной кассации, предусмотренном статьями 401.10 – 401.12 УПК РФ, непосредственно в Пятый кассационный суд общей юрисдикции. При этом обвиняемый и другие участники уголовного судопроизводства вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

22-1943/2023

Категория:
Уголовные
Истцы
Ходжалов Ш.М., Исматулаев И., Ибрагимова Д.М. Магомедрасулов К.К
Другие
Примова Э.Н.
Абдулаева Камилла Аппясовна
Муртазалиев Гаджимурад Магомедсултанович
Акуев Магад Ахмедович
Махтиев Г.Г.
Шугаибов Ахав Закирович
Бедирханов Арсен Маммаевич
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на сайте суда
vs.dag.sudrf.ru
20.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее