Решение по делу № 12-88/2019 от 18.03.2019

дело № 12-88/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Омск 23 апреля 2019 года

Судья Советского районного суда г.Омска Колядов Ф.А., при секретаре Худолеевой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя по доверенности АО «ТГК-11» Видякина В.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Шмаль Е.В. №…. от …. года, которым АО «ТГК-11», ИНН …, ОГРН … юридический и фактический адрес: 644037, г.Омск, ул…., д…., признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 80000 (восемьдесят тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Шмаль Е.В. №… от …. года, АО «ТГК-11» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 80000 (восемьдесят тысяч) рублей.

В жалобе представитель АО «ТГК-11» по доверенности Видякин В.В. просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что в протоколе об административном правонарушении от …. №… (стр. 6) Административный орган указывает, что в выбросах от источника … АО «ТГК-11» установлено содержание метана в размере … г/с. По мнению Административного органа, наличие указанного вещества в выбросах зафиксирован при отсутствии у АО «ТГК-11» норматива для данного источника, что является нарушением условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от … № ….. В соответствии с ч.5 ст. 12 Федерального закона … N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативы и методы определения метана на объекте теплоэнергетики не определены. Административным органом не указано в силу каких законодательных требований существует обязанность у АО «ТГК-11» по нормированию выбросов метана от источника 0032 - Цеха парогазовой установки СП «ТЭЦ-3» АО «ТГК-11». Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ (далее -Минприроды РФ) от … N … до того, как Минприроды России будет сформирован перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, для расчета выбросов могут быть использованы методики, входящие в Перечень методик, используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованный АО «НИИ Атмосфера», в части, не противоречащей законодательству и в соответствии с установленной областью применения конкретной методики, либо проводить инвентаризацию выбросов с помощью инструментальных методов. Согласно Перечням методик, используемых в 2018 году и 2019 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных АО НИИ «Атмосфера», применяется для использования «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб, 2012 (далее Методическое пособие), которое в свою очередь введено в действие письмом Ростехнадзора от … г. N ….. На возможность применения данного пособия указывалось в письме Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 «Об использовании предприятиями-природопользователями методических пособий при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха». Выбросы других веществ, содержащихся в дымовых газах, и выбросы от прочих источников основных и вспомогательных цехов и производств ТЭС, ТЭЦ и котельной при разработке проекта нормативов ПДВ не нормируются и не подлежат контролю (п.2.3 Методического пособия). Таким образом, положения методического пособия нормирования выбросов загрязняющих веществ и отсутствие конкретных законодательных требований по вопросу необходимости нормирования метана на объектах электроэнергетики, свидетельствует об отсутствии в действиях АО «ТГК-11» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ. По результатам рассмотрения заявления АО «ТГК-11» об установлении предельно допустимых выбросов Департаментом Росприроднадзора по СФО выданы приказ об утверждении норматива выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключение радиоактивных) в атмосферный воздух от … № … и приказ от … № … о выдаче разрешения №… на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за исключение радиоактивных веществ). Исходя из вышеизложенного, Обществом выполнены возложенные на него законодательством об охране атмосферного воздуха обязанности в части обеспечения разработки предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Обществом в ходе его производственной деятельности применялись нормативы ПДВ, утвержденные в соответствии с требованиями Законов «Об охране окружающей среды» и "Об охране атмосферного воздуха", в связи с чем в действиях АО «ТГК-11» отсутствует событие административного правонарушения. Кроме того административным органом нарушен порядок проведения проверки, что привело к принятию необоснованных выводов и незаконных решений в отношении АО «ТГК-11». В случае, если суд признает, что действия АО «ТГК-11» содержат признаки административного правонарушения, считаем возможным применение ст. 2.9. КоАП РФ, так как в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства тяжести последствий, наступивших в результате действий АО «ТГК-11». Кроме того, как уже указывалось, зафиксированный уровень метана в выбросах в размере … г/с соответствовал проектным решениям действующего на момент проведения проверки разрешения от …. № …. На основании изложенного, АО «ТГК-11» просит постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сибирскому федеральному округу от … №… отменить, производство по делу прекратить.

Представитель АО «ТГК-11» Видякин В.В., действующий на основании доверенности от … года, в судебном заседании доводы жалобы и дополнения к жалобе поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, при этом пояснил, что в протоколе об административном правонарушении от … №… Административный орган указывает, что в выбросах от источника … АО «ТГК-11» установлено содержание метана в размере … г/с. По мнению Административного органа, наличие указанного вещества в выбросах зафиксировано при отсутствии у АО «ТГК-11» норматива для данного источника, что является нарушением условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от … № …. Административным органом не указано в силу каких законодательных требований существует обязанность у АО «ТГК-11» по нормированию выбросов метана от источника … - Цеха парогазовой установки СП «ТЭЦ-3» АО «ТГК-11». Положения методического пособия нормирования выбросов загрязняющих веществ и отсутствие конкретных законодательных требований по вопросу необходимости нормирования метана на объектах электроэнергетики, свидетельствует об отсутствии в действиях АО «ТГК-11» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ. На разработанный проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для АО «ТГК-11» было получено Санитарно-эпидемиологическое заключение от …, что соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от … №…. Указанные проект и заключение вместе с иными документами направлены в Департамент Росприроднадзора по СФО на установление предельно допустимых выбросов АО «ТГК-11» (заявление от … №…). По результатам рассмотрения заявления АО «ТГК-11» об установлении предельно допустимых выбросов Департаментом Росприроднадзора по СФО выданы приказ об утверждении норматива выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключение радиоактивных) в атмосферный воздух от … № … и приказ от … № …о выдаче разрешения №… на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за исключение радиоактивных веществ). В протоколе об административном правонарушении административный орган указывает, что по всем загрязняющим веществам установлены предельно допустимые выбросы (абз.6 на стр.3 Протокола) таким обществом выполнены возложенные на него законодательством об охране атмосферного воздуха обязанности в части обеспечения разработки предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Обществом в ходе его производственной деятельности применялись нормативы ПДВ, утвержденные в соответствии с требованиями Законов «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха», в связи с чем в действиях АО «ТГК-11» отсутствует событие административного правонарушения. Также указал, что административным органом нарушен порядок проведения проверки, что привело к принятию необоснованных выводов и незаконных решений в отношении АО «ТГК-11», так замеры выбросов от источников СП «ТЭЦ - 3» проводились …, на момент проведения замеров выбросов на источнике …на СП «ТЭЦ 3» отсутствовал приказ об утверждении норматива выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключение радиоактивных) в атмосферный воздух от … № … и приказ о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за исключение радиоактивных веществ) от.. .. № … на который административный орган ссылается в протоколе, содержание метана соответствовало проектным решениям действующего на момент проведения проверки разрешения от …. №…, что свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны АО «ТГК-11». В случае, если суд признает, что действия АО «ТГК-11» содержат признаки административного правонарушения просил применить положения ст.2.9 КоАП РФ.

Представитель АО «ТГК-11» Булатова Ю.А., действующая на основании доверенности от … г.,в судебном заседании доводы жалобы и дополнений к жалобе поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области Саввина О.В., действующая на основании доверенности от … года, в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, а жалобу АО «ТГК-11» без удовлетворения, поддержав возражения на жалобу в полном объеме по изложенным доводам.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ обстоятельствами подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

… в … в г.Омске по результатам плановой выездной проверки юридического лица, проведенной на оснований приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от … №… «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» в отношении АО"ТГК-11" при осуществлении им хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду №…, №…, №…, установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федераций в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выразившиеся в следующем.

В ходе своей производственной деятельности структурное подразделение ТЭЦ-3 Акционерного общества «ТГК-11», оказывает воздействие на атмосферный воздух посредством выделения и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от источников выбросов, расположенных на производственной площадке по адресу: Омская область, город Омск, улица Губкина,7, в Советском административном округе города Омска, на правом берегу реки Иртыш, в составе существующей северно-западной промышленной зоны.

ТЭЦ-3 как объект негативного воздействия, поставлен на учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № … категория, Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от … года. ТЭЦ-3 имеет одну промышленную площадку, на которой размещены объекты основного и вспомогательного производства. Основным видом деятельности ТЭЦ-3 является энергоснабжение и теплоснабжение объектов промышленной, общественной, административной и жилой зоны г.Омска. Продукцией ТЭЦ-3 являются пар и горячая вода, поставляемые на технологические нужды близлежащих промышленных предприятий, на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение жилищно-коммунального сектора а также электрическая энергия. В 2018 году ТЭЦ-3 была проведена новая Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и их источников вредных веществ в атмосферу и разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ТЭЦ-3 АО «ТГК-11».

На момент проверки действует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от … № …, выданное на основании приказа Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от … №…. Срок действия разрешения - с … по …. Приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от … №… утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ), на период с … по …. Величина разрешенного валового выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на момент проведения проверки составляет …. т/год, в т.ч. твердых …. т/год, жидких и газообразных … т/год. Общее число действующих на предприятии источников загрязнения по состоянию на …, в т.ч.: организованных-31; неорганизованных -10. Число веществ, загрязняющих атмосферу -29, в том числе: -твердых- 13; -газообразных/жидких - 16.

Основные производственные сооружения и участки (как источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу): Главный корпус, в составе котельного цеха и цеха ПГУ-90; Сооружения химводоочистки; Резервуарный парк мазута, включающий 2 заглубленных приемных резервуара объемом по 1000 м3 и 2 наземных расходных резервуара объемом по 1000 м3.; Мазутонасосная; Маслохозяйство (12 резервуаров для приема и хранения масла); ГРП; ППГ (пункт подготовки газа);ДКС (дожимная компрессорная станция); Градирни; Механическая мастерская электроцеха; Бокс №1 для хранения автотранспорта; Складские помещения и пр.

Оборудование основного производства расположено в главном корпусе ТЭЦ-3 (энергетические паровые котлы и турбоагрегаты, парогазовая установка ПГУ-90).

Выработка тепловой и электрической энергии осуществляется за счёт сжигания топлива. Тепловая энергия отпускается в виде горячей воды и пара. Оборудование ТЭЦ работает по паросиловому циклу. Энергия, выделяющаяся в процессе горения топлива в топочной камере, преобразуется в энергию пара, вырабатываемого паровым котлом. Потенциальная энергия пара преобразуется в турбине в кинетическую энергию потока, передаваемую ротору турбины, за счет механической энергии вращения ротора турбины, соединенного с ротором электрогенератора, вырабатывается электроэнергия, которая передается потребителям. Выработка пара и электрической энергии осуществляется круглогодично.

Котельная работает на двух видах топлива: природный газ и мазут (резервное топливо). Мазут используется только в условиях ограничений поставок газа (в том числе при проведении ремонтных работ) и в качестве растопочного топлива. Доля мазута за последние 5 лет не превышала 0,9% в общем топливном балансе предприятия.

Для производства тепловой и электрической энергии на ТЭЦ установлено 7 энергетических котлов ТП-230-2 (в том числе, 1 котел резервный и 1 котел выведен из строя и находится на консервации) с номинальной производительностью котла 230 т/ч каждый (первая очередь) и 4 энергетических котла ТП-82(в том числе, 1 резервный) с номинальной производительностью - 420т/ч (вторая очередь).

В состав Основного оборудования парогазового энергоблока ПГУ-90 входят: две газотурбинные установки типа … (производства GE Entrgy. Houston) номинальной мощностью по 31,14 МВт при нормальных условиях, в соответствии с требованиями … (…); одна паровая теплофикационная турбина по типу … (производства ОАО «Калужский турбинный завод») максимальной мощностью при работе в конденсационном режиме 23,8 МВт; два паровых двух барабанных котла-утилизатора (КУ) типа … (производства ОАО «ЭМАльянс», г.Таганрог), предназначенных для работы в составе парогазового энергоблока ПГУ-90.

Котлы утилизаторы работают без дожигания и предназначены исключительно для утилизации тепла из отходящих от газовой турбины дымовых газов. Основным и резервным топливом для блока ПГУ-90 является природный газ. Аварийное топливо не предусмотрено.

В соответствии с действующей на момент проведения проверки нормативно-технической документацией при сгорании газа в топках ГТУ парогазовой установки ПГУ-90 через дымовые трубы котлов - утилизаторов (источники № … и № …) в атмосферу поступают оксиды азота (диоксид азота (0301) и оксид азота(0304), углерода оксид (0337), и углеводороды (по метану) (0410), серы диоксид (0330) и бенз(а)пирен (0703).

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно Приложению №2 к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от … № …, выданному АО «ТГК №11» структурному подразделению «ТЭЦ-3» одними из условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является:

1. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в условиях действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разрешается.

2.Соблюдение нормативов предельно допустимых и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должно обеспечиваться на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых выбросов по конкретным источникам.

В целях государственного экологического надзора в ходе проведения проверки проведен отбор проб промышленных выбросов от источника выбросов загрязняющих веществ в ТЭЦ-3 -….

Измерения проведены ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» (аттестат аккредитации №RA … от …), совместно ЦЛАТИ по Омской области (аттестат аккредитации №RA.RU….).

В соответствии с протоколом испытания проб промышленных Выбросов от … №… величина выброса от источника …. составила:

азота оксиды (NOx) - … г/с;.

метан-… г/с;

углерод оксид - … г/с.

Коэффициент трансформации окислов азота в NO, RNO = ….

Коэффициент трансформации окислов азота в NO2, R NO2 = ….

Таким образом, выброс от источника … составил:

Выброс NO (азота оксид) составил 0,…. г/с, при нормативе - … г/с.

Выброс NO2 (азота диоксид) составил … г/с при нормативе - …г/с.

Выброс углерода оксид - … г/с, при нормативе – …… г/с.

Выброс метана составил-… г/с, при отсутствии норматива для данного источника.

Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от …. №…. которым также был установлен факт превышения норматива предельно допустимого выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух СП «ТЭЦ-3» по источнику 0032 по оксиду углерода в 1,29 раза, и осуществления выброса метана от источника …. в отсутствие установленного норматива для данного источника, что является нарушением условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от … №…, п.1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Факт превышения норматива предельно допустимого выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ТЭЦ-3 АО «ТГК-11» по источнику … по оксиду углерода в 1,29 раз является нарушением условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 17.12.2018 Ml04/2018, ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.1 ст.15 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.39 Федерального закона от 04.05.1999М96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Факт осуществления выброса метана от источника 0032 в отсутствие установленного норматива для данного источника, что является нарушением условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 17.12.2018 №104/2018; ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 ФЗ "Об охране окружающей среды", п.1 ст.39 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Таким образом суд считает что обществом в ходе своей производственной деятельности были допущены следующие нарушения действующего законодательства: п.1 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В соответствии с п.2 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 г. № 248-ФЗ) нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ст.22 вышеуказанного закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов.

Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «б охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Частью 3 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрены предельно допустимые выбросы которые устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В силу п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее – Положение), которое определяет порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно пункту 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

В соответствии с пунктом 10 названного Положения форма разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Положения источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территории городских и иных поселений и их частей, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Кроме того, Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 650 от 25.07.2011г. утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ».

Вышеуказанный регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями территориальных органов Росприроднадзора при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Согласно п.10 регламента для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект (далее - Заявитель) представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление, содержащее сведения о Заявителе (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, юридический и почтовый адрес, телефон, государственный регистрационный номер записи регистрации Заявителя, подтверждающий факт внесения сведений о Заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись представляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, с приложением следующих документов:

- утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;

- утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при установлении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 3 к регламенту

Таким образом, рассматриваемый порядок получения разрешений охватывает случаи выброса в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) стационарными источниками, которые находятся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В таких случаях разрешение на выброс выдается территориальными органами Росприроднадзора.

Согласно абз.3 п.1 регламента в разрешении определяется количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух при соблюдении условий, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно п. 1.1 регламента при наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ.

1) основным документом (условием) для получения разрешения на выброс является утвержденный в установленном порядке проект нормативов ПДВ, являющийся, по существу, частью разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

2) условием действия разрешения на выбросы является соблюдение нормативов выбросов загрязняющих веществ, установленных как для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ, так и для организации в целом.

Таким образом, факт указания в разрешении на выброс вредных веществ в атмосферный воздух перечня и количества вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух в целом для организации, не означает, что нарушение нормативов выбросов загрязняющих веществ для конкретных стационарных источников не является нарушением действия специального разрешения на выбросы.

Таким образом, все условия действия разрешения на выброс загрязняющих веществ для каждой конкретной организации содержатся в утвержденном томе ПДВ, поскольку именно этот документ с точки зрения природоохранного законодательства учитывает и регламентирует на практике специфику деятельности конкретной организации, а закрепление в разрешении на выброс всех условий выбросов загрязняющих веществ в атмосферу нецелесообразно ввиду того, что в таком случае разрешение будет по объему приближено к утвержденному тому ПДВ.

Как следует из материалов дела, «ТЭЦ-3» АО «ТГК № 11» была проведена новая инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферы и разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для СП «ТЭЦ-3» АО «ТГК № 11».

У «ТЭЦ-3» АО «ТГК № 11» действует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от …. № …, выданное на основании приказа Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от …. № …. Срок действия разрешения – с …. по ….

Приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от.. . № … утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ), на период с …. по ….

В целях государственного экологического надзора ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» совместно с ЦЛАТИ по Омской области был произведен отбор проб промышленных выбросов от источника выбросов загрязняющих веществ в СП «ТЭЦ-3» АО «ТГК № 11» - источник 0032.

По результатам проведения исследования было установлен факт превышения норматива предельно допустимого выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух СП «ТЭЦ-3» АО «ТГК № 11» по источнику …по оксиду углерода в … раз (выброс углерода оксид составил … г/с, при нормативе … г/с) и осуществления выброса метана (… г/с) от источника … в отсутствие установленного норматива для данного источника, что является нарушением условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от …. № ….

Доводы жалобы АО «ТГК № 11» о том, что у общества отсутствует обязанность по нормированию метана при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух несостоятелен в силу того, что согласно п.2 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015г. № 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Согласно п.33 раздела I «Для атмосферного воздуха» метан является веществом, подлежащим государственному регулированию в области охраны окружающей среды.

Таким образом, метан является веществом, подлежащим обязательному нормированию.

Довод жалобы об отсутствий обязанности по нормированию метана при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух является необоснованным, по причине того, что в соответствии с п.2 ст.4.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7"ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации. Так в соответствии с Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. №1316-р) в разделе I «Для атмосферного воздуха» метан является веществом, подлежащим государственному регулированию (п. 33).

Что касается доводов жалобы об отсутствии нарушений требований Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не соответствует фактическим обстоятельствам дела об административном правонарушении, поскольку факт превышения норматива предельно допустимого выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух «ТЭЦ-3» по источнику 0032 по оксиду углерода в 1,29 раз, и осуществления выброса метана от источника 0032 в отсутствие установленного норматива для данного источника является нарушением установленных нормативов ПДВ (приказ Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от … №….), а вследствие и условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ В атмосферный воздух от …. №….

Довод заявителя о применении Методического пособия по расчету, нормированию и контролю загрязняющих веществ в атмосферу является необоснованным в связи с тем, что Письмо Минприроды России от …. № … не является установленным государством источником права, а следовательно не носит нормативно-правовой характер. Таким образом, Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не является обязательным для применением. Обязанность по нормированию метана установлена п. 33 раздела I. Для атмосферного воздуха Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, обязательность применения которого установлена п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Довод заявителя о соответствии содержания метана в выбросах от источника. …разрешению №…. при проведении проверки, не может быть принят во внимание по причине того, что на момент проведения проверки действовало разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от …. №…..

Указание в доводах жалобы на малозначительность совершенного административного правонарушения суд считает необходимым отклонить по следующим основаниям.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ, освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения является правом суда, а не обязанностью.

Согласно п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

АО «ТГК-11» в ходе рассмотрения жалобы не представлены доказательства обосновывающие невозможность соблюдения указанных требований природоохранного законодательства, в части нарушения условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредном физическом воздействие на него, допущенных АО «ТГК-11»

Таким образом, суд считает, что изложенные в жалобе доводы направлены на переоценку исследованных при вынесении постановления доказательств

Доводы жалобы основаны на субъективной оценке норм закона, установленные обстоятельства и выводы о виновности юридического лица АО «ТГК-11» в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.

Суд считает, что при вынесении оспариваемого постановления, надзорным органом надлежаще установлены все фактические обстоятельства по делу необходимые для правильной квалификации совершенного административного правонарушения.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что вина АО «ТГК-11» доказана содержащимися в материалах дела доказательствами, действия АО «ТГК-11» обоснованно квалифицированы по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ - нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, а наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией данной статьи в соответствии с правилами ст.ст.4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, доказательства получены в установленном КоАП РФ порядке.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Шмаль Е.В. №…. от …. года вынесено с учетом всех обстоятельств дела, подтверждено совокупностью исследованных доказательств, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в части, и удовлетворения жалобы АО «ТГК-11» нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Шмаль Е.В. №…. от …. года, которым АО «ТГК-11» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 (восемьдесят тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу АО «ТГК-11» – без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба, принесен протест в Омский областной суд через Советский районный суд г.Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ф.А. Колядов

12-88/2019

Категория:
Административные
Другие
АО Территориальная генерирующая компания № 11
Суд
Советский районный суд г. Омск
Судья
Колядов Федор Александрович
Статьи

8.21

Дело на сайте суда
sovetsky.oms.sudrf.ru
18.03.2019Материалы переданы в производство судье
18.03.2019Материалы переданы в производство судье
19.03.2019Истребованы материалы
19.03.2019Истребованы материалы
04.04.2019Поступили истребованные материалы
23.04.2019Судебное заседание
23.04.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее