Советский районный суд г. Махачкалы РД

судья ФИО37

дело

УИД 05RS0-12

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу

20 июня 2024 г.                                                                                              г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Загирова Н.В.,

судей ФИО46 и Алиевой Э.З.,

при секретаре судебного заседания ФИО38,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО11, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО4, ФИО5, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО6, ФИО16, ФИО10, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, Шахбанова Гарун-Рашида Магомедшапиевича, ФИО24 к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан, Правительству Республики Дагестан, МВД по Республике Дагестан, Военному комиссариату Республики Дагестан о признании участниками боевых действий и обязании выдать удостоверение «Ветеран боевых действий»

по апелляционной жалобе истцов на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО46, объяснения истцов ФИО11, ФИО3, ФИО17, ФИО18 и ФИО2, просивших удовлетворить апелляционную жалобу и отменить решение суда первой инстанции, а также объяснения представителей ответчиков – Правительства Республики Дагестан ФИО48 и МВД по Республике Дагестан ФИО39, полагавших, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

ФИО11, ФИО26 Г.А., ФИО47, ФИО31 М.Г., ФИО12 Г.М., ФИО4, ФИО5, ФИО27 А.С., ФИО27 К.Г., ФИО27 М.И., ФИО27 М.Н., ФИО27 Х.А., ФИО10, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО27 И.М., ФИО27 М.Т., ФИО23, Шахбанов Г-Р.М. и ФИО24 обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование указав, что <дата> с территории Чеченской Республики – Ичкерии вторглись незаконные вооруженные международные бандформирования и захватили ряд населенных пунктов ФИО7 <адрес>. В результате этого в районе и в целом в Республике Дагестан сложилась напряженная и сложная обстановка.

В связи с этим в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от <дата> , а также в соответствии с Указом Государственного Совета Республики Дагестан от <дата> формировались отряды самообороны при администрациях муниципальных образований Республики Дагестан и осуществляли деятельность в тесном взаимодействии с органами внутренних дел и военными комиссариатами.

Как уполномоченный орган по формированию списка ополченцев в 1999 году администрацией ФИО7 <адрес> Республики Дагестан и военным комиссариатом ФИО7 <адрес> РД (Минобороны России) привлекались и местные жители к участию в боевых действиях, проводимых подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе контртеррористической операции на территории ФИО7 <адрес> Республики Дагестан по обезвреживанию террористов, вторгшихся с территории Чеченской Республики. Были захвачены террористами сёла Тандо, Рахата, Ансалта, Шодрода.

В это время потребовались добровольные члены отрядов самообороны (ополченцы) из захваченных сёл для создания дополнительного специального отряда и быть приданным в действующее подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с этим, помимо всех отрядов народного ополчения ФИО7 <адрес>, дополнительно был создан специальный отряд самообороны из числа жителей захваченных сёл Тандо, Рахата, Ансалта, Шодрода, которым были выданы через райвоенкомат ФИО7 <адрес> оружие, обмундирование и приданы в действующие подразделения Российской армии, поставлены на их довольствие.

ФИО11 был командиром отряда ополченцев этих четырёх сёл. Их было всего 41 человек (Шодрода-12, Ансалта-13, Рахата-11, Тандо-5). Таким образом, истцы непосредственно принимали участие в боевых действиях по отражению нападения международных террористов на территорию ФИО7 <адрес> РД совместно с подразделениями Российской армии в составе отряда самообороны (народного ополчения) в период с августа по сентябрь 1999 года.

Подтверждением участия истцов в боевых действиях в составе отрядов самообороны в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористи-ческих операций на территории ФИО7 <адрес> являются многочисленные документальные снимки, видеоматериалы, свидетельские показания участников, получивших статус боевых действий, которые были вместе с ними в одном отряде, показания бывшего военного комиссара ФИО7 <адрес> ФИО8, начальника штаба ФИО7 А.М. (ныне – заместитель главы МР «<адрес>») и других, включая в то время командующего СКВО генерал-полковника ФИО40, в то время военного комиссара РД генерал-полковника ФИО41 и других жителей района.

На момент подачи иска из 41 члена специального отряда самообороныв период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории ФИО7 <адрес> в списке не получивших статус участников в боевых действиях остались 22 человека: Шодрода - 3, Ансалта - 12, Рахата - 6, Тандо - 1.

Истцы указывают, что они являются лицами, принимавшими в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан фактическое участие в боевых действиях совместно в составе подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации против незаконных вооруженных формирований.

Сопроводительным письмом от <дата> и.о. главы МР «<адрес>» (ныне – глава МР «<адрес>») в адрес республиканской комиссии по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти РД участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны РД в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории РД, направлен список участников боевых действий в составе отрядов самообороны РД в период август-сентябрь 1999 года в ходе контртеррористической операции на территории Республики Дагестан по ФИО7 <адрес>, участие которых подтверждается Военным комиссариатом ФИО7 и <адрес>ов, а также согласованные с ОМВД России по ФИО7 <адрес>. В этом списке по каждому сельскому поселению имеются и фамилии выше перечисленных ополченцев.

Также, отвечая на заявление истца, Министерство труда и социального развития РД сообщает о том, что истцы включены в утверждённый администрацией МР «<адрес>» список лиц для рассмотрения Республиканской комиссией по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период август-сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан в качестве претендента на получение статуса ветерана боевых действий. Этот список согласован с начальником ОМВД России по ФИО7 <адрес> и с Военным комиссаром Ахвахского и ФИО7 <адрес>ов.

Указывают, что также имеются удостоверения к нагрудному знаку «Участнику боевых действий», ведомость выдачи оружия, постановление главы <адрес> «<адрес>» о поощрении активных участников отрядов самообороны ФИО7 <адрес>, удостоверения к юбилейной медали «20 лет разгрома международных бандформирований», Почётная грамота.

На основании изложенного просили суд установить факт участия истцовв боевых действиях в августе-сентябре 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории ФИО7 <адрес> Республики Дагестан и обязать ответчиков выдать удостоверение «Ветеран боевых действий».

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестанот <дата> постановлено:

«Исковое заявление ФИО11, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО4, ФИО5, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО6, ФИО16, ФИО10, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, Шахбанова Гарун-Рашида Магомедшапиевича, ФИО24 к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан, Правительству Республики Дагестан, МВД по Республике Дагестан, Военному комиссариату Республики Дагестан о признании участниками боевых действий и обязании выдать удостоверение «Ветерана боевых действий» - оставить без удовлетворения».

На данное решение истцами подана апелляционная жалоба, в которой они выражают несогласие с ним по следующим основаниям.

Указывают, что в материалах дела находятся конкретные документальные факты об их участии в боевых действиях, проводимых подразделениями Вооружённых Сил Российской Федерации в ходе контртеррористической операции на территории ФИО7 <адрес> Республики Дагестан:

1. Свидетельские показания участников боевых действий отряда от каждого населённого пункта;

2. Свидетельские показания бывшего военного комиссара ФИО7 <адрес> ФИО8;

3. Удостоверение к нагрудному знаку «Участнику боевых действии» согласно приказу военного комиссара РД от <дата> ;

4. Видео-фото материалы;

5. Временное удостоверение военного комиссара ФИО7 <адрес> о том, что является членом отряда самообороны по каждому населённому пункту;

6. Почётная грамота Правительства РД, Благодарственное письмо Госсовета РД, Народного Собрания РД, Правительства РД, Постановление Главы МР «<адрес>» от <дата> «О поощрении активных участников отрядов самообороны ФИО7 <адрес>», список из книги «Солдаты Отечества» страница 78 Ополченцы, принимавшие участие против бандформирований в августе 1999 года (<адрес>).

Истцы полагают, что факт вручения каждому члену отряда удостоверения к нагрудному знаку «Участнику боевых действий», согласно приказу военного комиссара РД ФИО42 от <дата> , также является доказательством их участия в боевых действиях.

17 человек из отряда получили ордена и медали РФ.

Считают, что все факты, имеющиеся в материалах дела говорят об их участии в боевых действиях в составе отрядов самообороны в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории ФИО7 <адрес> Республики Дагестан.

А также из письма Министерства труда и социального развития РД от <дата> следует, что они включены в утверждённый администрацией МР «<адрес>» список лиц для рассмотрения Республиканской комиссией по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период август-сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан в качестве претендентов на получение статуса ветерана боевых действий. Этот список согласован с начальником ОМВД России по ФИО7 <адрес> и с военным комиссаром Ахвахского и ФИО7 <адрес>ов.

На указанную апелляционную жалобу представителем ответчика – Правительства Республики Дагестан ФИО43 поданы возражения, в которых она просит в удовлетворении этой жалобы отказать по изложенным доводам.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание истцов и представителей ответчиков – Правительства Республики Дагестан и МВД по Республике Дагестан, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ч. 2 статьи 39).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от <дата> № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 195, ч. 1 ст. 264, ст. 265 ГПК РФ, Федеральным законом от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах», постановлением Правительства Республики Дагестанот <дата> об образовании Республиканской комиссии по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, учитывая, что заявителями не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих факт непосредственного их участия в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, правовых оснований для установления юридического факта по их заявлению не усмотрел.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции поскольку они соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, а также нормам материального права, регламентирующих спорные правоотношения.

Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").

Согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий также относятся лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан.

Статьей 13 Федерального закона "О ветеранах" в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.

Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов боевых действий Правительством СССР до <дата> или Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от <дата> утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в Постановлении Правительства РФ от <дата> N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".

Согласно п. 2 Инструкции "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от <дата> N 77, действовавшей в период с апреля 2004 года по апрель 2010 года, основанием для выдачи удостоверений лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".

Подпунктом "в" пункта N 4 Постановления Правительства РФ от <дата> N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.

Фактическое участие в боевых действиях, контртеррористических операциях должно быть доказано в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).

Федеральным законом от <дата> № 320-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах» установлены правовые основания для придания лицам, принимавшим участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, статуса ветерана боевых действий.

При этом из содержания пояснительной записки к проекту данного федерального закона, размещенной в свободном доступе на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (в системе обеспечения законодательной деятельности), следует, что в целях устранения правового пробела в законодательстве о ветеранах и выполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации -П от <дата> проектом предполагается дополнить статью 3 Федерального закона «О ветеранах» предложением предоставить статус ветеранов боевых действий лицам, оказывавшим содействие федеральным органам исполнительной власти, осуществлявшим борьбу с терроризмом, и принимавших на основании решения исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации (Государственного Совета Республики Дагестан) непосредственное участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан. Предложенный проект путём внесения дополнения в статью 3 Федерального закона «О ветеранах» предоставит лицам, содействовавшим выполнению задач в ходе контртеррористических операций (участия в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан) в соответствии с решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, правовой статус ветеранов боевых действий.

Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в указанном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> -П, для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия – принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Также в названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что помимо охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны населенных пунктов, других важных объектов от противоправных посягательств, оказания содействия подразделениям федеральной пограничной службы, внутренним войскам и органам внутренних дел в охране государственной границы Российской Федерации и административной границы Республики Дагестан на отряды самообороны возлагалось участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов, охваченных вооруженными конфликтами, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления – в их ликвидации.

В целях реализации Федерального закона от <дата> № 320-ФЗ"О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах", постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> , образована Республиканская комиссия по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан (далее – Комиссия).

Деятельность Комиссии регламентируется Положением, утвержденным указанным постановлением Правительства Республики Дагестан.

Согласно Положению Комиссия рассматривает обращения (документы) органов государственной власти Республики Дагестан и Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, общественных организаций и граждан о включении в Перечень.

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 118-р утвержден перечень лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан поручено обеспечить в установленном законодательством порядке выдачу удостоверения ветерана боевых действий лицам, принимавшим, в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан, участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан (п. 2).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> конкретизирован перечень лиц, принимавших участие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан.

Согласно данному постановлению Правительства РД в перечень лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, включаются по решению глав администраций муниципальных образований Республики Дагестан, согласованному с органами правопорядка района, Республики Дагестан:

лица, получившие за участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан государственные награды Российской Федерации и Республики Дагестан;

лица, получившие в ходе боевых действий в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан ранения и/или увечья;

иные лица, участие которых в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан подтверждается Министерством внутренних дел по Республике Дагестан и Военным комиссариатом Республики Дагестан.

Так, согласно вышеуказанной норме, к ветеранам боевых действий относятся лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, принявших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны в ходе контртеррористической операции в августе 1999 года на территории Республики Дагестан.

Истцы в целях получения удостоверений ветерана боевых действий, предоставляющих им право на получение определенных социальных льгот, обратились в суд с требованием об установлении факта, имеющего юридическое значение.

Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В силу ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из анализа вышеуказанных нормативных актов и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, включая контртеррористические операции на территории Республики Дагестан в периодс августа по сентябрь 1999 года, зависит от фактического непосредственного участия в определенных контртеррористических операциях (боевых действиях)в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Поэтому выдача такого удостоверения должна производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях (боевых действиях). При этом само по себе нахождение гражданина в составе отрядов самообороны в соответствующий период времени в районе проведения контртеррористических операций не означает его фактического участия в боевых действиях. В связи с этим фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.

Объективных, относимых, допустимых и достаточных в своей совокупности доказательств, подтверждающих непосредственное участие истцов в боевых действиях в составе отрядов самообороны, а также участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов, охваченных вооруженными конфликтами, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации, выданных уполномоченными на то в силу закона органами, стороной истцов в материалы дела не представлено.

Само по себе нахождение добровольцев в зоне боевых действий, в том числе при наличии у них выданного уполномоченными органами и закрепленного за ними огнестрельного оружия, еще не означает фактическое участие в боевых действиях. Фактическое участие в боевых действиях определяется только на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.

При этом судебная коллегия отмечает, что выполнение добровольцамив составе отрядов самообороны взятых на себя обязательств по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, охране населенных пунктов, других важных объектов от противоправных посягательств, оказанию содействия подразделениям федеральной пограничной службы, внутренним войскам и органам внутренних дел в охране государственной границы Российской Федерации и административной границы Республики Дагестан, безусловно не свидетельствует о непосредственном участии этих добровольцев в боевых действиях и возникновении у них права на признание за ними статуса ветерана боевых действий. Факт непосредственного участия гражданина в боевых действиях подлежит самостоятельному (дополнительному) доказыванию и таким доказательством само по себе лишь участие в составе отрядов самообороныне является.

Вышеприведенные выводы суда апелляционной инстанции основанына правовой позиции, выраженной в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от <дата> по делу -КГ16-23, согласно которой само по себе нахождение истцав соответствующие периоды в зоне вооружённого конфликта не означает фактическое участие его в боевых действиях и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

Кроме того, в определение от <дата> -КГ17-22 судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что факт участия в боевых действиях может быть установлен судом при наличии в материалах дела совокупности доказательств, основными из которых являются документы, подтверждающие непосредственное участие заявителя в боевых действиях.

Таких документов о непосредственном (фактическом) участии истцовв боевых действиях в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в материалах дела не представлено, как не представлено и в суд апелляционной инстанции.

Вместе с тем, как следует из ответа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, данный государственный орган не располагает списком лиц, непосредственно принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны РД в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций.

Согласно ответу МВД по РД, в данном органе исполнительной власти список лиц, непосредственно принимавших в составе отрядов самообороны РД в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории РД, не ведется и с заявлениями в МВД по РД лица, указанные в запросе суда (истцы), не обращались.

Также в суд апелляционной инстанции представлен ответ на запрос суда военным комиссаром РД, из содержания которого следует, что данный орган военного управления не располагает сведениями относительно лиц, принимавших участие в составе отрядов самообороны в ходе контртеррористических операцийв августе и сентябре 1999 года на территории РД. Отсутствуют сведения об обращении таких лиц с заявлением об их включении в перечень лиц, участвующих в боевых действиях в составе самообороны, утвержденный постановлением Правительства РД от <дата> .

С учетом вышеприведенных обстоятельств судебная коллегия критически относится к представленному списку лиц от <дата>, утвержденному и.о. главы МР «<адрес>» и согласованному с начальником ОМВД России по ФИО7 <адрес>, а также военным комиссаром ФИО7 и <адрес>ов. При этом судебная коллегия отмечает, что в указанный список ФИО7 <адрес> включено 7 873 человека, что ставит под сомнение закрепленный этим документом факт непосредственного участия всех перечисленных в списке лиц в действительных боевых действиях, полагая, что данные лица лишь фактически находились в зоне проведения контртеррористических операций, что само по себе, как было отмечено выше, нельзя признать тождественным участию в боевых действиях. Кроме того, данный список не был согласован с начальником Управления ФСБ России по РД, несмотря на заранее подготовленную от его имени соответствующую резолюцию.

Вместе с тем судебная коллегия также отмечает, что МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Дагестан, обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.

Таким образом, истцами не представлены документы, подтверждающие право на получение удостоверения участника боевых действий, а ссылка на показания свидетелей не свидетельствует о фактическом участии истцов в боевых действиях в ходе КТО на территории Дагестана в составе отрядов самообороны.

Как следует из представленного заявителями ответа на обращение от <дата> , направленного ФИО11, Министерством труда и социального развития РД заявителю сообщается, что подтверждения от органов правопорядка РД об участии граждан из вышеуказанного списка в боевых действиях в составе отрядов самообороны РД в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан не поступило.

По информации вышеуказанных ведомств, сведениями об участии (не участии) ополченцев в боевых действиях в составе отрядов самообороны РД в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан не располагают.

На основании изложенного следует, что сам по себе факт нахождения военнослужащего (добровольца в составе отряда самообороны) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без их участия в проведении каких-либо контртеррористических операций (боевых действиях), состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.

Наличие оснований для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

В материалах гражданского дела отсутствуют объективные, относимые, допустимые и в своей совокупности достаточные доказательства, подтверждающие непосредственное (фактическое) участие истцов ФИО11, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО4, ФИО5, ФИО13, ФИО9, ФИО15, ФИО6, ФИО16, ФИО10, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, Шахбанова Г-Р.М., ФИО24 в боевых действиях, в том числе приказы руководителя регионального оперативного штаба о том, что они лично были привлечены к участию в боевых действиях или в специальных операциях по ликвидации незаконных вооруженных формирований, не представлены суду и в материалах дела не имеются.

Вручение истцам – добровольцам в составе отрядов самообороны наград, сведения о которых представлены в материалах дела, в том числе нагрудных знаков «Участнику боевых действий», согласно приказу военного комиссара РД ФИО42 от <дата> , юбилейных медалей, именных часов главы района и т.д., также не может подтверждать факт участия в боевых действиях, поскольку таковые не отнесены к государственным наградам Российской Федерации и Республики Дагестан.

Согласно ст. 1 Закона о государственных наградах Республики Дагестанот <дата> , государственными наградами РД являются: орден "За заслуги перед Республикой Дагестан", орден Почета Республики Дагестан, орден Матери, медаль "За вклад в социально-экономическое развитие Республики Дагестан", медаль "За доблестный труд", медаль "За заслуги в области физической культуры и спорта в Республике Дагестан", медаль имени Амет-Хана Султана "За вклад в патриотическое воспитание молодежи", Почетная Грамота Республики Дагестан, почетный знак Республики Дагестан "За любовь к родной земле", почетные звания.

Свидетельские показания участников боевых действий – других членов отряда от каждого населённого пункта, а также бывшего военного комиссара ФИО7 <адрес> ФИО8 не могут быть приняты во внимание судом как доказательства непосредственного участия истцов в боевых действиях. Данные показания не подтверждены какими-либо иными доказательствами, которые бы в своей совокупности подтверждали утверждения истцов, в частности не подтверждаются уполномоченными государственными органами.

Кроме того, сам по себе факт закрепления и выдачи истцам военным комиссаром ФИО7 <адрес> оружия не свидетельствует об их непосредственном участии в боевых действиях.

Также несостоятельным является и довод апелляционной жалобы о том,что 17 человек из отряда самообороны были награждены орденами и медалями РФ, поскольку сведений о получении таких государственных наград непосредственно кем-либо из истцов в материалы дела не представлено.

Доводов, влияющих на законность судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку судом, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, проанализированы представленные доказательства в их совокупности, которым дана надлежащая оценка, верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, подлежащие установлению в рамках рассматриваемого спора, правильно применены нормы материального права, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, то оснований для ее удовлетворения не имеется.

Вместе ░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░, ░░░ ░░░9░░░10 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░7 <░░░░░>.

░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░7 <░░░░░> ░░ <░░░░> ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░24.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. 17 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 44 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 7 ░░. 220 ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3 ░░. 328 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░24, ░░░9░░░10 ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░. 7 ░░. 220 ░░░ ░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░. 7 ░░. 220, ░░. 328 ░ 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░24, ░░░14░░░10 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 1999 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                      ░.░. ░░░░░░░

    ░░░░░                                                                                           ░░░46

    ░.░. ░░░░░░

33-2281/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
в связи с невыполнением действий суда 1-й иснт. после получения апелляционных жалобы, представления
Истцы
Джаватханов Шамил Абдулатипович
Газиев Магомед Газихмаевич
Исубгаджиев Магомед Курбанович
Магомедов Абас Сайфудинович
Убайдулаев Гаджимурад Омарович
Магомедов Магомед Темерханович
Убайдулаев Исраил Магомедович
Магомедов Камалудин Газиевич
Гаджимагомедов Гаджимагомед Алавдинович
Ахмеднабиев Хашабег Лабазанович
Сулеймангаджиев Сулеймангаджи Магомедович
Алиев Алиасхаб Абдулаевич
Шахбанов Гарун-рашид Магомедшапиевич
Магомедов Магомед Исаевич
Гасанов Камиль Абдулаевич
Магомедов Мухидин Нурахмаевич
Газимагомедов Газимагомед Магомедович
Магомедов Хайбула Абдурахманович
Рапиев Али Абдурашидович
Магомедов Ильяс Магомедович
Асхабов Пахрудин Абдулмаджидович
Хайбулаев Хайрула Абдукадырович
Ответчики
Правительство РД
МВД по РД
Военный комиссариат по РД
Другие
Изиев Керим Биярсланович
Джабраилова Зубейдат Абдулакимовна
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Пономаренко Олег Владимирович
Дело на сайте суда
vs.dag.sudrf.ru
09.02.2024Передача дела судье
13.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2024Передано в экспедицию
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее