№
город Фролово 19 декабря 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фроловский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Сотниковой Е.В.
с участием представителя истца Глазковой Т.Ю.,
при секретаре Кочетовой А.А.,
рассмотрев 19 декабря 2017 года в открытом судебном заседании в городе Фролово Волгоградской области гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» Волгоградской области к Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области о взыскании суммы излишне перечисленных социальных выплат,
установил:
ГКУ «ЦСЗН по городу Фролово и Фроловскому району» Волгоградской области обратилось в суд с иском к наследственному имуществу ФИО1 о взыскании суммы излишне перечисленных социальных выплат, указав, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по категории «Инвалид общего заболевания 1, 2 групп», и ей предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона Волгоградской области от 10 июля 2008 года №1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». Согласно названных законодательных актов, инвалидам предусмотрена скидка в размере 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Указанные выплаты для данной категории граждан осуществлялись авансом за текущий месяц предстоящих расходов. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ЕДВ на оплату ЖКУ в размере .... рублей, и получены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ федеральные средства на оплату коммунальных услуг на сумму .... рубля. По представленным сведениям ресурсоснабжающими организациями, о фактических расходах по оплате ЖКУ за указанный период общая сумма выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ фактически составила .... рубля 00 копеек. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1г. умерла. Однако за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ последней были получены федеральные средства на оплату коммунальных услуг на сумму ...., когда, фактически сумма оплаты коммунальных услуг за указанный период должна была составить ..... Таким образом, расчетная авансовая сумма ЕДВ на оплату ЖКУ, выплаченная умершей, превысила объем мер социальной поддержки, установленной действующим законодательством, а определенная перерасчетом общая сумма, проавансированная сверх объема социальной поддержки составляет ..... Просили суд взыскать за счет наследственного имущества ФИО1 денежные средства ЕДВ на оплату ЖКУ .....
В судебном заседании представитель истца Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» Волгоградской области Глазкова Т.Ю. просила привлечь в качестве ответчика Администрацию Фроловского муниципального района Волгоградской области, на том основании, что при рассмотрении дела стало известно о наличии у Сердюковой М.Г. наследственного имущества в виде доли земельного участка. Поскольку после смерти ФИО1 никто из наследников не заявил о своих правах на наследственное имущество последней, данное имущество является бесхозным, ответчик имеет право на данное имущество и должен отвечать им по долгам умершей. До настоящего времени возврат денежных средств в размере 5799 рублей 00 копеек в добровольном порядке не произведен. Просит суд взыскать с ответчика сумму излишне перечисленных социальных выплат (неосновательное обогащение) в размере 5799 рублей 00 копеек.
Представитель истца ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» Глазкова Т.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по указанным основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, что не противоречит требованиям ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.13 ст.17 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.
Для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо.
Основанием для предоставления льгот является справка об инвалидности.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 являлась инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ серии № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д№/.
Из личного дела ФИО1, предоставленного стороной истца и обозренного в судебном заседании, усматривается, что последняя с ДД.ММ.ГГГГ являлась пользователем мер социальной поддержки /л.д.№/.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подано заявление в ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и Фроловскому району» о назначении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) инвалидам, и ей назначена ЕДВ на оплату ЖКУ в размере .... рубля за жилое помещение, расположенное в <адрес>.
Согласно Постановления главы администрации Волгоградской области от 26 ноября 2008 года №1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», действующего на момент возникновения правоотношений между истцом и ФИО1, ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно - коммунальных услуг, назначаются гражданам индивидуально в виде авансовых сумм в размере 50% от произведения величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно - коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области, с учетом количества проживающих в семье граждан.
В соответствии со ст.4 Закона Волгоградской области от 10 июля 2008 года №1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», финансирование мер социальной поддержки осуществляется за счет средств, источниками которых являются субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, полученные из федерального бюджета. Меры социальной поддержки в форме денежных выплат, указанных в статье 1 настоящего Закона, предоставляются по желанию получателей мер социальной поддержки через кредитные организации на территории Волгоградской области путем зачисления на открытые ими счета по вкладам или через отделения Управления федеральной почтовой связи Волгоградской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».
Согласно справке Администрации Краснолиповского сельского поселения Фроловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Cердюкова М.Г. на момент возникновения правоотношений была зарегистрирована по месту жительства в принадлежащем ей жилом доме, расположенном в <адрес>.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получена ЕДВ на оплату ЖКУ на сумму ...., что усматривается из истории выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д.№/.
Однако, согласно предоставленному истцом расчёту фактических расходов по оплате ЖКУ, фактически сумма оплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 составила ...., то есть ЕДВ на оплату ЖКУ, в соответствии с фактически понесенными затратами, составила за указанный период .....
В соответствии с порядком предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением главы администрации Волгоградской области от 26 ноября 2008 года №1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», действующего на момент возникновения правоотношений, в случае если расчетная сумма ежемесячной денежной выплаты на оплату ЖКУ больше объема мер социальной поддержки, установленного действующим федеральным законодательством, граждане обязаны в течение десяти дней известить об этом центр социальной защиты населения и в месячный срок представить для перерасчета платежные документы за жилищно-коммунальные услуги.
При выявлении центром социальной защиты населения случаев превышения расчетной суммы ежемесячной денежной выплаты на оплату ЖКУ над объемом мер социальной поддержки, установленным действующим законодательством, гражданам направляется сообщение о необходимости представления в месячный срок платежных документов, подтверждающих фактические (или начисленные к оплате) расходы за жилищно-коммунальные услуги, в случае изменения состава семьи - справки о составе семьи.
Суммы, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, учитываются гражданам в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ.
Перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ центром социальной защиты населения осуществляется как на основании представленных гражданами платежных документов, так и по сведениям, полученным от организаций в согласованном сторонами формате в соответствии с заключенными соглашениями.
Центры социальной защиты населения имеют право запрашивать от организаций, предоставляющих гражданам жилищно-коммунальные услуги, информацию о фактических расходах граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Из расчета излишне выплаченной суммы ФИО1 усматривается, что фактические затраты по отношению к проавансированным .... на оплату ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили ...., то есть переплата составила .... /л.д.№/.
Согласно списка умерших, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставленному истцу отделом ЗАГС администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ /л.д.№/.
Таким образом, произвести зачет переплаченной суммы в счёт последующих выплат не представляется возможным в связи со смертью получателя ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО1
Вместе с тем, ФИО1 получила выплаты в большем объеме, чем предусмотрено, то есть необоснованно приобрела денежные средства в размере ...., проавансированные ей сверх объёма мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством.
Согласно ст.10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно п.2 ст.1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Кроме этого, согласно ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст.1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В силу ч.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу п.1 ст.1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу п.2 ст.1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст.1153 ГК Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действии, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст.1174 ГК Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим: наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст.1154 ГК Российской Федерации.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статьей 1175 ГК РФ установлено, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
Как усматривается из сообщений нотариусов нотариальных округов Фроловского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, наследственные дела к имуществу ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не заводились.
Кроме того, согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 числятся доли земельных участков, расположенные на территории Верхнелиповского и Краснолиповского сельских советов Фроловского района Волгоградской области.
Согласно сведений из регистрирующих органов, кредитных организаций другого движимого и недвижимого имущества, а также вкладов за умершей ФИО1 на день смерти зарегистрировано не было.
Истцом предъявлены исковые требования к Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области, поскольку права наследников к имуществу умершей не заявлены.
В соответствии с частью 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации - в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Частью 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (пункт 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации) Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432.
Однако, как следует из материалов дела, доли земельных участков, принадлежащие при жизни ФИО1 расположенны на территории Верхнелиповского и Краснолиповского сельских советов Фроловского района Волгоградской области, право собственности, за органом местного самоуправления – Администрацией Фроловского муниципального района Волгоградской области, не признано.
Таким образом, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области.
Ввиду этого заявленные истцом исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░