Дело № 3а-335/2020
УИД 76OS0000-01-2020-000321-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 23 сентября 2020 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Антоновой Е.С.
с участием прокурора Качаловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поплевиной Ольги Александровны, Трубицына Андрея Александровича, Хрящева Александра Владимировича о признании недействующими в части приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год", приказа Департамента имущественных и земельных отношений ЯО от 16.12.2019 года N 31-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год",
установил:
Поплевина О.А., Трубицын А.А., Хрящев А.В. являлись собственниками в равных долях на нежилые помещения с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенные в нежилом здании с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> на основании договора купли – продажи недвижимости от 12 марта 2019 года. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором располагается указанное здание, также принадлежит административным истцам на праве собственности.
Вышеуказанные нежилые помещения составляют полный объем здания с кадастровым номером <данные изъяты>
9 сентября 2020 года право собственности административных истцов на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> прекращено на основании заявления собственников в связи со снятием данного объекта с государственного кадастрового учета.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год. В указанный перечень включено здание административных истцов с кадастровым номером <данные изъяты> под номером 47.
Приказ № 23-н зарегистрирован государственно – правовым управлением правительства Ярославской области и опубликован в издании «Документ – Регион» № 113 28 декабря 2018 года.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений ЯО от 16.12.2019 года N 31-н утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. В указанный перечень включено здание административных истцов под номером 64.
Приказ № 31-н зарегистрирован государственно – правовым управлением правительства Ярославской области и опубликован в издании «Документ – Регион» № 111 24 декабря 2019 года.
Административные истцы просят признать недействующими указанные нормативные акты (приказ Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н, приказ Департамента имущественных и земельных отношений ЯО от 16.12.2019 года N 31-н) в части включения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год и 2020 года соответственно объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>.
В обоснование административного иска приведены доводы о том, что указанное здание не соответствует тем критериям, которые установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, являющиеся основанием для отнесения объекта недвижимости к тем объектам, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а именно видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, является вид «для ведения предпринимательской деятельности», назначение и наименование помещений, собственниками которых являются административные истцы, - «нежилые помещения».
Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка и наименовании и назначении нежилых помещений не давали административному ответчику Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области оснований для включения здания административных истцов в перечни на 2019 и 2020 годы.
При этом, обследования объекта недвижимости в целях установления его фактического использования административным ответчиком не производилось.
Права и законные интересы административных истцов нарушаются включением нежилого здания в перечни, поскольку согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации включение принадлежащего административным истцам нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, влечет для административных истцов, как налогоплательщиков, применяемых упрощенную систему налогообложения, отказ в освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц.
В судебном заседании Хрящев А.В., действующий в своих интересах, а также как представитель административных истцов Поплевиной О.А. и Трубицына А.А. административный иск поддержал, привел также доводы о том, что в настоящее время площадь принадлежащего административным истцам нежилого здания составляет 550, 9 кв.метров, в связи с тем, что из площади здания исключено задние подвала – нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>. Включение данного помещения в общую площадь нежилого здания было необоснованным. Таким образом, у административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области отсутствовали основания для включения нежилого здания в перечни также и по тому основанию, что его площадь менее 1 000 кв.метров.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на основании доверенности Николаева Т.Б. в судебном заседании административный иск не признала, привела доводы о том, что вид разрешенного использования земельного участка – «для ведения предпринимательской деятельности» предполагает размещение на нем, помимо прочего, объектов торговли. В связи с этим, основания для включения нежилого здания административных истцов в перечни на 2019 года и на 2020 года у административного ответчика имелись. Оспариваемые приказы приняты в пределах компетенции Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, порядок и процедура их принятия соблюдена, требования к опубликованию нормативных актов выполнены.
Прокурором Качаловой С.А. в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований административного иска.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд оснований для удовлетворения требований административного иска Поплевиной О.А., Трубицына А.А., Хрящева А.В. не находит.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации к региональным налогам относится налог на имущество организаций.
Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 3.2.15 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 года N 116, Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, который определяет на очередной налоговый период перечень отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества.
В соответствии со статьей 2 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области», пунктом 4.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 года N 116, Департаментом издаются нормативные акты в форме приказов.
В соответствии со статьями 12, 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» приказы, носящие нормативный характер, подлежат опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и в издании «Документ – регион».
Анализ приведенных положений налогового законодательства и законодательства Ярославской области, а также установленных судом обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что оспариваемые в настоящем административном деле Приказы приняты уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, в пределах его компетенции, требования к порядку принятия нормативного акта, его форме и введению в действие соблюдены.
Проверяя содержание нормативных актов в оспариваемой их части по существу осуществляемого ими правового регулирования, суд приходит к следующему:
Как указывалось выше, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещениях в них.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378<2> Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что принадлежащее административным истцам нежилое здание размещено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, видом разрешенного использования которого является – «для ведения предпринимательской деятельности».
Суд полагает, что такая формулировка вида разрешенного использования предполагает размещение на нем не только объектов торговли, но и иных объектов, используемых в целях предпринимательской деятельности. Следовательно, расположение нежилого здания административных истцов на земельном участке с указанным видом разрешенного использования не является достаточным основанием для включения его в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что нежилое здание административных истцов с кадастровым номером <данные изъяты> до 22 августа 2020 года имело назначение «магазин». На 21 декабря 2018 года и 16 декабря 2019 года – даты утверждения перечней соответственно на 2019 год и 2020 год, нежилое здание состояло из нежилых помещений с кадастровыми номерами <данные изъяты>, площадь здания составляла 1 078, 4 кв.метра.
В кадастровом деле на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> имеется заключение ООО «ПСХ «Стерх – Строй» по результатам технического освидетельствования переустройств и перепланировок, выполненных в помещениях первого этажа нежилого здания по адресу: <адрес>, которое было представлено предыдущим собственником данного объекта ФИО1 в орган государственного кадастрового учета для регистрации изменений объекта недвижимости.
Согласно данного заключения в состав помещений первого этажа здания административных истцов до проведения перепланировки входили помещения торговых залов (помещения 1, 6, 20) общей площадью 258 кв.метров, что превышает 20 % общей площади здания в 1 078, 4 кв.метров.
После проведения перепланировки в составе нежилых помещений согласно техническим данным помещения торгового назначения отсутствовали.
Документы в орган государственного кадастрового учета для регистрации указанных изменений сданы правообладателем 10 января 2019 года.
Таким образом, на момент вынесения приказа № 23-н 21 декабря 2018 года согласно имеющимся в составе кадастрового дела на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> документам технического обследования здания наименование и назначение отдельных помещений данного здания, общая площадь которых превышала 20 % общей площади здания, предполагало их использование в целях размещения торговых объектов, что является достаточным основанием для включения указанного здания в перечень.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 444, 9 кв.метров, входящее в состав объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, 21 февраля 2019 года зарегистрировано право аренды АО «Тандер» на основании договора, заключенного с собственником данного объекта, от 16 ноября 2018 года сроком с 21 февраля 2019 года по 16 ноября 2028 года.
Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела, договор расторгнут 21 мая 2020 года.
Из договора аренды, с учетом дополнительного соглашения к нему, следует, что помещения площадью 444, 9 кв.метров используются для размещения организации розничной торговли смешанными группами товаров с возможностью размещения административных, складских и подсобных помещений, оказания услуг.
Таким образом, из материалов дела следует, что после внесения изменений в наименования помещений нежилого здания согласно данным Единого государственного реестра недвижимости более 20 % нежилого здания по прежнему предназначалось для использования под размещение объектов торговли, что имело место на момент утверждения перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, 16 декабря 2019 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что как на 21 декабря 2018 года (дата утверждения перечня на 2019 год), так и на 16 декабря 2019 года (дата утверждения перечня на 2020 год) согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости и кадастрового дела на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> и входящих в его состав нежилых помещений более 20 % данного здания предназначалось для размещения торговых объектов.
При этом, суд полагает, что на даты утверждения перечней площадь указанного объекта составляла 1 078, 4 кв.метра, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Из материалов дела следует, что по заявлению административных истцов 9 сентября 2020 года объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> снят с кадастрового учета.
В результате данных действий площадь нежилого здания составила 550, 9 кв.метров.
В обоснование данного заявления административными истцами в орган кадастрового учета представлено заключение по результатам технического обследования ООО «ПСФ «Стерх – Строй», согласно выводам которого помещения подвальной части нежилого здания административных истцов как торговые площади использоваться не могут. Наличие данного помещения в составе нежилого здания, наличие у него признаков нежилого помещения указанным заключением не отрицается
Приведенные обстоятельства суд не расценивает как доказательства того, что на даты утверждения перечней площадь нежилого здания не превышала 1 000 кв.метров.
Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание, что юридически значимые действия по снятию объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и прекращению права собственности на него осуществлены собственниками в 2020 году.
Органом государственного кадастрового учета не принималось решения об исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в связи с поданным административными истцами заявлением и представленным ими заключением о результатах обследования, что свидетельствовало бы о необоснованном учете площади здания в 1 078, 4 кв.метра.
Таким образом, учет в Едином государственном реестре недвижимости площади нежилого здания административных истцов в 1 078, 4 кв.метра на 21 декабря 2018 года и на 16 декабря 2019 года не был ошибочным, соответствовал тем сведениям, на основании которых был осуществлен государственный кадастровый учет данного здания.
Уменьшение общей площади здания в 2020 году явилось следствием волеизъявления его собственников, пожелавших снять с кадастрового учета нежилые помещения подвала здания.
При этом, суд принимает во внимание, что заявляя о снятии данных помещений с государственного кадастрового учета административные истцы также не заявляли о наличии в сведениях Единого государственного реестра недвижимости ошибки в связи с учетом данных помещений.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что как на момент вынесения приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н, так и на момент вынесения приказа Департамента имущественных и земельных отношений ЯО от 16.12.2019 года N 31-н площадь включенного в утвержденные данными приказами перечни здания с кадастровым номером <данные изъяты> превышала 1 000 кв.метров, а площадь входящих в его состав нежилых помещений, назначение которых предполагало размещение торговых объектов, превышало 20 %.
Следовательно, установленные налоговым законодательством основания для включения указанного здания в соответствующие перечни на 2019 год и на 2020 год у Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области имелись.
В связи с этим, суд оснований для удовлетворения требования административного иска не находит.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Поплевиной Ольги Александровны, Трубицына Андрея Александровича, Хрящева Александра Владимировича о признании недействующим пункта 47 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н, пункта 64 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений ЯО от 16.12.2019 года N 31-н, отказать.
Опубликовать в издании "Документ – Регион» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 7 октября 2020 года