Дело № 33-544/2015 (33-7486/2014)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень |
26 января 2015 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: |
Григорьевой Ф.М. |
судей: |
Михеенко К.М., Пуминовой Т.Н. |
с участием прокурора |
С. |
при секретаре: |
А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительство Тюменской области в лице представителя И., действующей на основании письменной доверенности № <.......> от <.......> года, на решение Вагайского районного суда Тюменской области от 04 августа 2014 года, с учётом определения от 17 ноября 2014 года об исправлении описок, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Вагайского района Тюменской области Федоренко Р.И., действующего в интересах Хабибуллиной Л.Н. к Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области, Правительству Тюменской области об обязании Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Хабибуллиной Л.Н., <.......> года рождения, благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным законом требованиям, находящегося на территории Вагайского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., обязании Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области принять решение о заключении с Хабибуллиной Л.Н., <.......> года рождения, договора найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области – удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Хабибуллиной Л.Н. благоустроенного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Вагайского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Обязать Администрацию Вагайского муниципального района принять решение о заключении с Хабибуллиной Л.Н. договора найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения П. представляющей на основании письменной доверенности от <.......>. интересы Правительства Тюменской области, просившей об удовлетворении апелляционной жалобы, объяснения истицы Хабибуллиной Л.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, объяснения прокурора С.., полагавшей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Вагайского Тюменской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав Хабибуллиной Л.Н. к Правительству Тюменской области, администрации Вагайского муниципального района Тюменской области о предоставлении Хабибуллиной Л.Н. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, заключении договора найма в отношении предоставленного помещения.
Требования были мотивированы тем, что истица Хабибуллина Л.Н., <.......> года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вагайского муниципального района Тюменской области. Однако до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено. Прокурор указывает, что реализация прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилья по достижении совершеннолетия не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений.
В судебном заседании помощник прокурора Вагайского района Тюменской области Халидуллина Ю.И. и истец Хабибуллина Л.Н. исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица Сектора по опеке, попечительству и охране права детства Вагайского района Департамента социального развития Тюменской области Бабикова И.В., действующая на основании письменной доверенности (л.д.48), в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований.
Представители ответчиков Правительства Тюменской области и Администрации Вагайского муниципального района, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от представителя ответчика Правительство Тюменской области поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие с иском не согласны (л.д.61,63).
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя Ивановой Н.Е., действующей на основании письменной доверенности № <.......> от <.......> года.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает, что судом неправильно применены нормы ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из буквального толкования данной нормы права следует, что вопрос определения порядка предоставления жилых помещений лицам, относящихся к вышеуказанной категории граждан, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации. Ответчик указывает, что при таких обстоятельствах, следует применять положения законодательства Тюменской области, в частности ст.30.1 и 30.2 Закона Тюменской области «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» от 7 октября 1999 года №137 и Постановление Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п «Об утверждении порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», предусматривающие использование принципа последовательности при ведении списка и при предоставлении жилых помещений. Следовательно, включение в список граждан не может означать лишь констатацию права граждан на получение жилья, а является предпосылкой и необходимым условием для предоставления жилых помещений в порядке, установленном законодательством Тюменской области. Часть 1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит отсылочную норму к положениям ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ и законодательству субъектов РФ. Иных правовых норм, регулирующих порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа ни в Жилищном кодексе Российской Федерации, ни в иных нормативно-правовых актов не содержится. В связи с чем, по мнению ответчика, предоставление жилья Хабибуллиной Л.Н. вне порядка, установленного законодательством Тюменской области, нарушит права других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В возражениях на апелляционную жалобу Прокурор Вагайского района Тюменской области Федоренко Р.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, истица Хабибуллина Л.Н., <.......> года рождения (л.д.16), является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец истицы <.......>, умер <.......> года, мать – <.......>, умерла <.......> года (л.д.17, 18).
Приказом Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Вагайского района от <.......> года №<.......> над Хабибуллиной Л.Н. было установлено попечение и закреплено право пользования жилым помещением по адресу: Тюменская область, Вагайский район, <.......> (л.д.23).
Приказом Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Вагайского района Тюменской области от 17 июля 2013 года №<.......> Хабибуллина Л.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вагайского района Тюменской области (л.д.21).
До настоящего времени Хабибуллиной Л.Н. жилое помещение не предоставлено, в закрепленном жилом помещении проживает 7 человек, общая площадь которого составляет 42 кв.м., собственником либо иным владельцем объекта недвижимости не является, зарегистрирована по месту жительства опекуна (л.д.22,43,64).
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Хабибуллиной Л.Н., суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у истицы возникло право на обеспечение её жилым помещением специализированного жилищного фонда Тюменской области.Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребёнка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребёнка в образовательной организации, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительном учреждении.
В пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу сразу по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на пункт 4.1 «Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», утверждённый Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п, в действующей на момент рассмотрения дела редакции, утверждённой Постановлением Правительства Тюменской области от 22 апреля 2014 года №198-п, является несостоятельной, поскольку определением Верховного Суда Российской Федерации от 03 сентября 2014 года признаны недействующими пункт 4.1 в части слов: «В случае возникновения на момент предоставления жилых помещений указанных оснований более чем у одного лица из указанных в пункте 2.1. настоящего Порядка, жилые помещения предоставляются последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список», абзац 5 пункта 4.2 указанного Порядка со дня вступления решения в законную силу, то есть с 03 сентября 2014 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба Правительства Тюменской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст., ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Вагайского районного суда Тюменской области от 04 августа 2014 года, с учётом определения от 17 ноября 2014 года об исправлении описок, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительство Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: