Дело № 2-691/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2019 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Алеховикова В.А., помощник судьи Савинаков А.В., при секретаре Ногоймоновой В.С., с участием истца Мандышканова С.М., участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Республике Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мандышканова Сергея Михайловича к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Отделению МВД России по Кош-Агачскому району, о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Мандышканов С.М. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ИВС Отделения МВД России по Кош-Агачскому району о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что условиями в ИВС Отделения МВД России по Кош-Агачскому району в котором он находился в периоды: с 02.12.2000 по 14.01.2001, с 16.11.2005 по 26.12.2005, с 02.04.2010 по 20.10.2010 были нарушены его права на надлежащие условия содержания в нарушение ст.3 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод». Он находился в камере не соответствующей норме по квадратным метрам, где находились от 5 до 10 человек, при этом камера – 5 кв.м., а норма на одного человека не менее 4 кв.м. Отсутствие дневного света. Камера находилась в ужасном состоянии – антисанитария. Туалета не имелось – справляли нужду у всех на виду в ведро, находящееся в углу камеры. Обеденный стол, спальные места (кровати), умывальник в камере отсутствовали. Также отсутствовала вентиляция. Не выдавались гигиенические пакеты, спальные принадлежности. Помещение камеры не кварцевалось. Содержание в камере было для него мукой. Это унижало его достоинство, как следствие он получил моральный вред, выраженный в нравственных и физических страданиях, которые он получил в результате незаконных действий. Истец просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в счет возмещения морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания, денежные средства в сумме 500 000 рублей; а также просил признать виновным ответчика Отделение МВД России по Кош-Агачскому району.
Определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 29.07.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Внутренних дел Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел Республики Алтай.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай, судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, предъявленных к Министерству финансов Российской Федерации, указывая, что истцу причинен вред действиями (бездействием) должностных лиц Отделения МВД России по Кош-Агачскому району, который подведомственен МВД России. Надлежащим ответчиком по настоящему спору является МВД России.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации, также действующий в интересах третьего лица Министерства внутренних дел Республики Алтай, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав, что, требуя компенсацию за причиненный моральный вред, истец не представил доказательств, подтверждающих его содержание под стражей, а также отсутствие надлежащих условий содержания в период нахождения в изоляторе. Документы, регистрационные журналы, содержащие сведения о нахождении Мандышканова С.М. в изоляторе при МО МВД России «Кош-Агачский» в указанный им период, уничтожены в связи с истечением срока хранения (10 лет), что лишает возможности проверить обоснованность доводов истца о содержании в ИВС. Исходя из имеющейся судебной практики по вопросам компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 84-КГ17-6) по кассационной жалобе ФСИН России на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 19.10.2016 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 11.01.2018 были отменены судебные акты о взыскании морального вреда в пользу Иванова В.В., причиненного ему ненадлежащими условиями содержания под стражей. Отменяя судебные акты об удовлетворении исковых требований гражданина, Верховный суд Российской Федерации указал на то, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав истца или посягательства на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий. Следует отметить, что содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. Таким образом, само по себе содержание лица под стражей или отбывания им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда. Для решения вопроса о наличии факта физических и нравственных страданий истца во время содержания под стражей и их оценки необходимо учитывать его индивидуальные особенности, длительность пребывания в местах лишения свободы или под стражей, однократность/неоднократность такого пребывания.
Кроме этого, следует отметить, что исчерпывающий перечень оснований компенсации морального вреда независимо от вины причинителя приведен в статье 1100 ГК РФ, однако в нем не названы случаи компенсации морального вреда, причиненного нарушением предусмотренных законом условий содержания под стражей или отбывания наказания в виде лишения свободы. Учитывая специфику спорных правоотношений, обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам в результате незаконных действий (бездействия) должностного лица, в том числе сам факт, сроки и длительность содержания именно в ИВС, в данном случае возлагается на истца. В настоящее время Мандышканов СМ. отбывает наказание за преступление, ввиду чего, необходимо принимать во внимание личность истца, его индивидуальные особенности, учитывая положения ст. 1101 ГК РФ. Полагает, что в таком случае, целью исковых требований является извлечение материальной выгоды, нежели защита и восстановление нарушенных прав.
Представитель Отделения МВД России по Кош-Агачскому району в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Истец Мандышканов С.М., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Республике Алтай, исковые требования поддержал в полном объеме.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.21 Конституции РФ).
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию, и компенсацию причиненного ущерба (статья 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45 часть 1; статья 46).
В силу положений п.1 ст.8 и ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.
Согласно п.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения, являются личными неимущественными правами гражданина.
На основании ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Способ и размер компенсации морального вреда определяются в соответствии с правилами, установленными ст.1101 ГК РФ.
В силу ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
При определении размеров компенсации морального вреда суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
По смыслу п.2 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п.1 ст.1070 ГК РФ, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.1069 ГК РФ.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 ст.125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
На основании подп.1 п.3 ст.158 БК РФ главным распорядителем средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
На основании подпункта 63 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 №248, действовавшего до 21.12.2016 (в настоящее время действует Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 21.12.2016 №699), МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно журналу учета вызовов арестованных на допрос Отделения МВД России по Кош-Агачскому району, начатому 28.08.2003, оконченному 23.05.2017, Мандышканов С.М. вызывался на допрос 03.04.2010 (2 раза), 21.04.2010, 22.04.2010, 23.04.2010, что позволяет судить о нахождении Мандышканова С.М. в вышеуказанные даты в изоляторе временного содержания Отделения МВД России по Кош-Агачскому району.
В период содержания истца в изоляторе временного содержания порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, регулировались нормами Федерального закона от 15.07.1995 №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденными приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005.
В силу ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон №103), действующего в периоды содержания истца в изоляторе временного содержания, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст.7 Федерального закона №103 наряду со следственными изоляторами, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел.
Согласно ст.15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Статья 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливает права подозреваемых и обвиняемых, в числе которых, подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ст.22 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ.
На основании ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В силу ст.24 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 43 Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование. Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС) (п. 44 Правил).
Пунктом 45 Правил предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно п.47 Правил, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (п. 48 Правил).
Из информации, предоставленной ФКУ «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Алтай» от 31.07.2019, следует, что за период с 2000 по 2010 годы отсутствует возможность предоставить сведения за указанный период времени, ввиду истечения сроков хранения документации, а также изменения устава и наименований медико-санитарных организаций МВД России (приказ МВД России от 31.05.2011 №525).
Из информации, представленной прокурором Кош-Агачского района от 06.08.2019, следует, что документация о проведении в период с 2000 по 2010 годы проверок на соответствие изолятора временного содержания Отделения МВД России по Кош-Агачскому району требованиям Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ уничтожена в связи с истечением срока хранения. Предоставить сведения за указанный период о проведении проверок за указанный период не представляется возможным.
Таким образом, в судебном заседании не добыто, а истцом не представлено доказательств того, что в период его содержания в ИВС отделения МВД России по Кош-Агачскому району в 2000, 2001, 2005, 2010 году имели место ненадлежащие условия его содержания под стражей.
Содержание лица под стражей, осуществляемое на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда. Процесс содержания лица под стражей законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание. Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Истцом не представлено доказательств причинения реальных физических и нравственных страданий нарушениями, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований, необходимые для оценки характера и степени таких страданий в целях определения размера компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Исковое заявление Мандышканова С.М., датированное 18.07.2019, поступило в суд по почте 24.07.2019, по истечении восемнадцати лет после первых событий и по истечении девяти лет после последних событий, с которыми истец связывает причинение ему нравственных страданий, влекущих взыскание компенсации морального вреда.
Исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, суд не усматривает оснований для взыскания с Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Отделения МВД России по Кош-Агачскому району в пользу истца компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.
Поскольку истцу отказано в удовлетоврении исковых требований в полном объеме, срок отсрочки по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления, установленный определением суда от 29.07.2019, истек, с Мандышканова С.М. в пользу бюджета МО «Кош-Агачский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Мандышканова Сергея Михайловича, предъявленных к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дела Российской Федерации, Отделению МВД России по Кош-Агачскому району, о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей отказать в полном объеме.
Взыскать с Мандышканова Сергея Михайловича в пользу бюджета МО «Кош-Агачский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья В.А. Алеховиков
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2019