Решение по делу № 2-259/2018 от 11.05.2018

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2018 года <адрес> края

Бикинский городской суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.

при секретаре ФИО2

с участием помощника военного прокурора Бикинского гарнизона ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Бикинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по монтажу приборов учета тепловой энергии и принятии мер для ввода их в эксплуатацию в котельных, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, ,7, <адрес>, <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Бикинского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия, связанного с не устранением недостатков установленных приборов учета тепловой энергии, необходимых для коммерческого учета в котельной инв. , расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> , незаконным; возложении обязанности – произвести в соответствие с законодательством РФ монтаж приборов учета тепловой энергии и принять меры для ввода их в эксплуатацию в котельной инв. , расположенной по вышеуказанному адресу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что военной прокуратурой Бикинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны РФ требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при оборудовании котельной инв. , расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> , приборами учета тепловой энергии. Проверкой установлено, что собственником здания котельной является Министерство обороны РФ. В настоящее время в указанной котельной приборы учета тепловой энергии установлены, но не пригодны для эксплуатации и коммерческого учета, поскольку отсутствует техническая документация и произведен неквалифицированный монтаж. До настоящего времени надлежащий ввод установленных приборов учета в эксплуатацию не произведен. В 2015 году Министерством обороны РФ приборы учета тепловой энергии установлены, но являются не пригодными для эксплуатации и коммерческого учета, поскольку отсутствует техническая документация и произведен их неквалифицированный монтаж, что подтверждается актом проверки технического состояния узла учета, принятого в эксплуатацию от <дата>. Бездействие Министерства обороны РФ противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Граждане, проживающие в специализированном жилищном фонде и учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории <адрес>, ежемесячно осуществляют уплату коммунальных услуг, в связи с чем являются потребителями. Размер платы за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия в котельных, предоставляющих тепловую энергию, приборов учета потребляемого ими тепла. Просит удовлетворить заявленные требования.

Военный прокурор Бикинского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Бикинский городской суд <адрес> с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по монтажу приборов учета тепловой энергии и принятии мер для ввода их в эксплуатацию в котельных инв. №№ (Пар), , расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, , <адрес>, <адрес>, , ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше.

Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> гражданские дела по искам военного прокурора Бикинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по монтажу приборов учета тепловой энергии и принятии мер для ввода их в эксплуатацию в котельных инв. №, (Пар), , расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, , 7, <адрес>, <адрес>, , объединены в одно производство.

Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> по данному делу в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании помощник Военного прокурора Бикинского гарнизона ФИО3 дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. Просил обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ произвести в соответствие с законодательством РФ монтаж приборов учета тепловой энергии и принять меры для ввода их в эксплуатацию в котельных: инв. №, (Пар), , расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, , 7, <адрес>, <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. В письменных возражениях на исковое заявление исковые требования не признали, просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что военный прокурор обратился в суд с иском в нарушение требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку в силу принадлежности и назначения котельных №, (Пар), доступ в них ограничен и является открытым только для определенного круга лиц. Иное противоречило бы целям эксплуатации такого имущества. Военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Также полагают, что вышеуказанные требования военного прокурора Бикинского гарнизона должны были быть поданы в рамках КАС РФ. На основании акта 5735 о допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, котельная соответствует действующим правилам ТУ учета тепловой энергии, приборы учета допущены в эксплуатацию и приняты к коммерческому учету. Последующие проверки вышеуказанных котельных проводились, недостатков не выявлено. Приказом Министра обороны РФ от <дата> создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ. Согласно Положению о Филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Восточному военному округу) Филиал выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий МО РФ. Также ссылается на ч. 9 ст. 13 ФЗ от <дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Считают, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по данному спору.

Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, чтосогласно постановлению Госстроя СССР от <дата>, монтаж приборов учета относится к капитальному виду работ. Вместе с тем, требования о возложении обязанности по проведению капитального ремонта – по монтажу приборов учета не может быть возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, так как уставная деятельность Учреждения данный вид деятельности не предусматривает, а предусматривает лишь обязанность по осуществлению содержания (эксплуатации) объектов военной инфраструктуры. Указанные в исковом заявлении котельные – имущество, находящееся в государственной собственности, закрепленное за Министерством обороны РФ. Наличие каких-либо договоров (соглашений), заключенных между Министерством обороны РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, возлагающих на последнее обязанность капитальных робот по монтажу приборов учета, не представлено. Ссылается на ФЗ от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которого, приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно. Обязанность по установке и замене приборов на котельных лежит на собственнике Министерстве обороны РФ. По указанным основаниям просили в иске отказать.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределен­ного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от <дата> №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п.3.1 ст. 4, п. 7 ст. 19 Федерального закона от <дата> №190-ФЗ «О теплоснабжении» Правительство Российской Федерации утвердило правила коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя.

Согласно п.3, 4, 15 Постановления Правительства РФ от <дата> «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» прибор учета - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.

Пункты 17, 20 Постановления Правительства РФ от <дата> «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» устанавливают, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, включает: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использования их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; проверку, ремонт и замену приборов учета.

Из материалов дела следует, что согласно актам допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии №, , составленных в <дата> году в составе комиссии: потребителя - командира войсковой части 46102 ФИО4, представителя организации, осуществляющей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета – начальника теплового хозяйства «Бикинское» ФИО5, произведен технический осмотр узлов связи учета тепловой энергии, установленных в <адрес>, в/городок , котельная инв. , <адрес> котельная инв. №№ (Пар), в/городок , котельная № <адрес>, проверены комплектность необходимой технической документации, в результате установлено: соответствует действующим правилам ТУ учета тепловой энергии, приборы учета допущены в эксплуатацию с <дата>, с <дата>.

Как следует из материалов проверки военной прокуратуры Бикинского гарнизона приборы учета тепловой энергии установленные в котельных №, (Пар), , расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, , 7, <адрес>, <адрес>, , не пригодны для эксплуатации и коммерческого учета, поскольку отсутствует техническая документация и произведен неквалифицированный монтаж. До настоящего времени надлежащий ввод установленных приборов учета в эксплуатацию не произведен, что подтверждается актами проверки технического состояния узла учета принятого в эксплуатацию от <дата>, информацией начальника ЖКС от <дата>

Как следует из акта приема-передачи недвижимого имущества (объекты теплового хозяйства) , здания котельных №, (Пар), переданы ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ на праве оперативного управления, в целях обеспечения содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг в интересах ВС РФ (Приказ Министра обороны РФ от <дата> ).

Согласно Уставу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п. 12).

Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава).

Для достижения целей, указанных в пункте 13 Устава, Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя ( в виде пара и горячей воды); производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения); оказание услуг, связанных с транспортировкой воды; производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, электромонтажные работы (пункт 14 Устава).

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 9 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники зданий, строений, сооружений обязаны обеспечивать их соответствие установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы, путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Согласно ч. ч. 1, 2, 3, 8, 9 ст. 13 Федерального закона от <дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Указанные требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного тепло и водоснабжения.

Собственники объектов, в лице органов государственной власти, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также произвести ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета. Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

С <дата> организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от <дата> , постановления Правительства РФ от <дата> «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведении или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных норм следует, что действующим законодательством об энергосбережении, приказом Министра обороны от <дата> , обязанность по установке приборов учета тепловой энергии и по принятию мер для ввода их в эксплуатацию в зданиях котельных возложена на организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией, или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В силу изложенного, и с учетом того, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на праве оперативного управления переданы здания спорных котельных, в целях обеспечения содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг в интересах ВС РФ, Учреждение должно принять меры по монтажу приборов учета тепловой энергии и вводу их в эксплуатацию.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в отношении ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.

Доводы представителя ответчика Министерства обороны РФ о том, что настоящее гражданское дело должно быть рассмотрено в порядке, предусмотренном положениями КАС РФ, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, и опровергаются нормами, содержащимися в ГПК РФ. В данном случае спорные правоотношения вытекают не из публично-правовых отношений, а из финансово-хозяйственной деятельности собственника объекта недвижимости по ненадлежащему содержанию данного объекта.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, исходя из характера выявленных нарушений и необходимых работ по их устранению, необходимости определенных финансовых и временных затрат, суд полагает необходимым определить срок проведения работ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования военного прокурора Бикинского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ о признании незаконным бездействия и возложении обязанности – произвести монтаж приборов учета тепловой энергии и принять меры для ввода их в эксплуатацию в котельных военного городка ,7, в <адрес> края, в котельной военного городка , <адрес> – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, связанного с неустранением недостатков установленных приборов учета тепловой энергии, необходимых для коммерческого учета в котельных инв. №, (Пар), расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, , 7, котельной инв. № , расположенной по адресу <адрес>, <адрес>, .

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать монтаж приборов учета тепловой энергии в котельных инв. №, (Пар), расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, , 7, котельной инв. № , расположенной по адресу <адрес>, <адрес>, , а так же организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию.

В удовлетворении исковых требований военного прокурора Бикинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд <адрес>.

Судья Лавенецкая Н.Ю.

Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.

2-259/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно -комунальное управление" МО РФ
Министерство обороны
Суд
Бикинский городской суд Хабаровского края
Судья
Лавенецкая Наталья Юрьевна
Дело на сайте суда
bikinsky.hbr.sudrf.ru
11.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2018Передача материалов судье
14.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2018Подготовка дела (собеседование)
24.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2018Подготовка дела (собеседование)
07.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2018Судебное заседание
02.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее