УИД 18RS0013-01-2024-002530-34
Решение
05 августа 2024 года с. Завьялово
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Гараевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мансуровой АМ на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Административной комиссией Завьяловского района Удмуртской Республики 10 ноября 2023 года о привлечении к административной ответственности Мансуровой А.М. по ч. 1 ст. 11.2 Закона УР от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об административных правонарушениях»,
установил:
постановлением № 105/2023 по делу об административном правонарушении от 10 ноября 2023 года, вынесенным Административной комиссией Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» Мансурова А.М. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.2 Закона УР от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1500 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Мансурова А.М. обратилась в суд жалобой, мотивированной тем, что она не была извещена о времени и месте рассмотрения административного дела, ей не известно, в чем заключается правонарушение, заявитель была лишена возможности присутствовать при рассмотрении дела. Постановление в адрес заявителя административной комиссией не направлено. О вынесенном постановлении заявитель узнала 14 мая 2024 года из портала Госуслуг, в связи с чем просила срок обжалования постановления административной комиссии восстановить.
В судебном заседании Мансурова А.М. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к выводу о том, что постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В силу ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные названным Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении 15 ноября 2023 года было направлено в адрес Мансуровой А.М. по месту жительства, обозначенному в постановлении как <адрес>, после неудачной попытки вручения адресату 06 декабря 2023 года было возвращено отправителю за истечением срока хранения.
Кроме того, обжалуемое постановление 15 ноября 2023 года было направлено в адрес Мансуровой А.М. по месту регистрации, указанному в постановлении: <адрес>, которое также после неудачной попытки вручения адресату 29 ноября 2023 года было возвращено отправителю по причине истечения срока хранения.
В свою очередь, согласно материалам дела Мансурова А.М. зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес>.
Таким образом, доказательств вручения Мансуровой А.М. копии постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом не представлено.
Копию обжалуемого постановления заявитель получила лишь 15 мая 2024 года, о чем в материалах дела имеется расписка.
Заявитель обратилась с ходатайством о восстановлении срока обжалования постановления о назначении административного наказания, которое судом при рассмотрении дела удовлетворено.
В соответствие со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 11.2 Закона УР №57-РЗ установлена административная ответственность за непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий муниципальных образований работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ:
по очистке от мусора, опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников;
по кошению травы и удалению поросли деревьев и кустарников, а также их сбору и вывозу, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи;
по поддержанию систем водоотвода (закрытой и открытой) в исправном состоянии, в том числе по очистке, промывке, ремонту коллекторов ливневой канализации, дождеприемных и смотровых колодцев, водопропускных труб, водоотводных лотков, дренажных и ливневых канав;
по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости;
по установке, содержанию и очистке урн у входа в предприятия торговли, бытового обслуживания населения, предприятия общественного питания, у киосков, павильонов, палаток, холодильных прилавков, летних кафе, нестационарных торговых объектов, у каждого подъезда в жилых домах, у входов в нежилые помещения здания, строения, сооружения, на остановках общественного транспорта;
по содержанию и уходу за зелеными насаждениями (травой, кустарниками, деревьями, газонами, цветниками), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 13.4.1 Правил благоустройства муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» от 27.04.2022 N 241 "Об утверждении Правил благоустройства муниципального образования "Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики" мероприятия по содержанию территорий общего пользования, иных территорий, объектов благоустройства, прилегающих территорий в весенне-летний период производятся с целью ликвидации загрязненности посредством проведения работ, в том числе включающих в себя:
- сбор и уборку мусора, порубочных остатков, а также очистку территорий, в том числе газонов, цветников и клумб от мусора, веток, сухой травы, отцветших соцветий;
- кошение травы (при достижении травой высоты более 15 см) и уборку скошенной травы в течение 3 суток. Борщевик Сосновского подлежит удалению, в том числе путем выкашивания, независимо от высоты произрастания;
- мероприятия, направленные на борьбу с сорной травянистой и кустарниковой растительностью, в том числе представляющими угрозу для жизни и здоровья граждан (в числе которых борщевик Сосновского);
- в период листопада - сбор и вывоз листвы с территорий с твердым покрытием.
Как следует из материалов дела, 28 сентября 2023 года в Административную комиссию поступило сообщение о том, что на земельных участках, расположенных на СНТ «Вишневый» Завьяловского района УР выявлен факт нарушения благоустройства.
Согласно акту проверки соблюдения правил благоустройства, составленному 10 июня 2023 года начальником управления «Совхозное» и документоведом Управления «Совхозное», в ходе проведения проверки установлено, что на территории земельного участка № 302 СНТ «Вишневый», собственником которого является Мансурова А.М., выявлено произрастание травы более 15 см, которое подлежит скашиванию и уборке, а также зарастание участка кустарниковой растительностью, подлежащей удалению. Чрезмерная сорная травянистая и кустарниковая растительность влечет за собой нарушение требований пожарного режима.
Материал направлен для принятия решения председателю Административной комиссии Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики».
Лицу, привлекаемому к административной ответственности, Мансуровой А.М. направлено извещение о составлении протокола. Извещение не получено, возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения почтовой корреспонденции.
26 октября 2023 года административной комиссией составлен протокол об административном правонарушении № №, в котором указано о рассмотрении дела об административном правонарушении 10 ноября 2023 года в 15.00 часов. На составление протокола Мансурова А.М. не явилась.
Протокол об административном правонарушении направлен Мансуровой А.М. по адресам регистрации, и фактического проживания, однако, не получен ею, конверт возвращен в Административную комиссию.
10 ноября 2023 года Административной комиссией рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено постановление о привлечении Мансуровой А.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 года № 57-РФ Закон УР от 13.10.2011 N 57-РЗ (ред. от 02.07.2024) "Об административных правонарушениях". Как следует из постановления административной комиссии, согласно акту проверки соблюдения правил благоустройства от 12.09.2023 выявлено, что на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Мансуровой А.М., не проведены работы по содержанию и уборке территории и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, а именно работы по очистке от мусора, павшей листы, порубочных остатков деревьев и кустарников, по кошению травы и удалению поросли деревьев.
В качестве доказательств совершения Мансуровой А.М. административного правонарушения Административной комиссией приняты:
- протоколом об административном правонарушении от 26.10.2023;
- актом проверки соблюдения правил благоустройства от 12.09.2023.;
- фотоматериалом.
Доводы жалобы заявителя о ненаправлении ему извещения о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, неполучении копии постановления по делу об административном правонарушении находят свое подтверждение в материалах дела.
Так, согласно Извещению от 16 октября 2023 года, Мансурова А.М. вызывалась для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушение в Административную комиссию <адрес>, 1 этаж 26 октября 2023 года к 13.30 часам.
Согласно отчету об отслеживании отправления данное извещение поступило в отделение почтовой связи 17 октября 2023 года, 19 октября 2023 года была осуществлена неудачная попытка вручения. 27 октября 2023 года возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении Мансуровой А.М. составлен 26 октября 2023 года, то есть в отсутствие сведений о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в отношении которого составлен протокол.
В соответствии с ч.1 ст. 25.1 лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 25.15. КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам направляются по месту их жительства.
Из материалов дела следует, что извещение направлено Мансуровой А.М. по адресам: <адрес>.
Административной комиссий направлялся запрос актуальных сведений о месте регистрации лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, из представленного ответа следует, что Мансурова А.М. была зарегистрирована по адресу <адрес> с 22 октября 2020 года по 20 октября 2023 года.
Исходя из требований, установленных ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, лишь при условии, что это лицо надлежаще извещено о месте и времени его составления.
Системный анализ положений ст. 25.1, ст. 28.2 и ст. 28.4 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при выявлении административного правонарушения до составлении протокола об административном правонарушении обязан известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о факте, времени и месте вынесения названного постановления в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, факт надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является необходимым условием соблюдения законности при составлении протокола об административном правонарушении.
Извещения (уведомления) о месте и времени составления протокола об административном правонарушении лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть вручены (направлены) с таким расчетом, чтобы они имели достаточный срок для подготовки и своевременной явки к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Другими словами, должностное лицо до составления протокола об административных правонарушении должно направить извещение (уведомление) с учетом времени, объективно необходимым для их доставки лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении выбранным способом (по почте, телеграфной или телефонной связью и др.).
При этом протокол должен быть составлен только после получения сведений (уведомления), подтверждающих надлежащее извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении содержится информация об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в кабинете № 9 Администрации муниципального образования «<адрес>.
Копия протокола направлена Мансуровой А.М. ДД.ММ.ГГГГ по адресам: <адрес>. Согласно отчету об отслеживанию с почтовым идентификатором №, почтовое отправление получено Мансуровой А.М. 07 ноября 2023 года в почтовом отделении в <адрес> УР. Между тем, в материалах дела имеются конверты, в которых были направлены копии протокола об административном правонарушении по указанным выше адресам, и которые возвращены не врученными с отметкой об истечении срока хранения.
Следовательно, дело об административном правонарушении 10 ноября 2023 года рассмотрено комиссией в отсутствие сведений о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Копия постановления № 105/2023 от 10 ноября 2023 года направлена Мансуровой А.М. 15 ноября 2023 года по адресам: Завьяловский район УР <адрес>. Оба конверта возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения в почтовом отделении и приобщены к материалам дела.
Согласно копии паспорта Мансуровой А.М., она зарегистрирована по адресу <адрес>.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
С учетом изложенного, принятое по настоящему делу об административном правонарушении постановление не может быть признано законным, дело рассмотрено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление № от 10 ноября 2023 года о назначении административного наказания, вынесенное Административной комиссией Завьяловского района в отношении Мансуровой А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.2. Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ «Об административных правонарушениях» подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░.11.2 ░░░░░░ ░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2011 ░░░░ №57-░░ "░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░", ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1500,00 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░