УИД 59RS0035-01-2023-002759-50
Дело № 88-10270/2024
мотивированное определение
составлено 21 июня 2024 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 06 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Жуковой Н.А., Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-2220/2023 по иску Коновки Павла Владимировича к федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, Управлению Федерального казначейства Российской Федерации по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании пособия по временной нетрудоспособности и компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний, федерального казенного учреждения Исправительная колония № 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю на решение Соликамского городского суда Пермского края от 29 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 27 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коновка П.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее также – ФКУ Исправительная колония № 1, учреждение), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России), Управлению Федерального казначейства в Пермском крае (далее - УФК по Пермскому краю) и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее – ОСФР по Пермскому краю) с учетом уточнения о взыскании с ФКУ Исправительная колония № 1 пособия по временной нетрудоспособности в размере 7123 руб. 61 коп., компенсации морального вреда в размере 4200 руб., с ОСФР по Пермскому краю пособие по временной нетрудоспособности в размере 16087 руб. 90 коп., компенсации морального вреда в размере 9000 руб.
В обоснование иска указал, что отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы, содержится в ФКУ Исправительная колония № 1. В периоды с 16 по 30 января 2023 года, со 02 по 07 февраля 2023 года, с 11 по 17 марта 2023 года, с 06 по 17 апреля 2023 года находился на больничном. Пособие по временной нетрудоспособности ему было выплачено не в полном размере, без учета минимального размера оплаты труда (далее также – МРОТ).
Определением суда от 18 сентября 2023 года к участию в деле в качестве ответчика с учетом характера спора привлечена ФСИН России.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 29 ноября 2023 года исковые требования Коновка П.В. к ФКУ Исправительная колония № 1, ФСИН России и ОСФР по Пермскому краю о взыскании пособия по временной нетрудоспособности и компенсации морального вреда удовлетворены частично. С ФКУ Исправительная колония №1 в пользу Коновка П.В. взыскано пособие по временной нетрудоспособности в размере 5 391 руб. 46 коп., включая НДФЛ. С ФСИН России в пользу Коновка П.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 3000 руб. С ОСФР по Пермскому краю в пользу Коновка П.В. взысканы пособие по временной нетрудоспособности в размере 13838 руб. 57 коп., включая НДФЛ, компенсация морального вреда в размере 3000 руб. В оставшейся части исковые требования к ФКУ Исправительная колония № 1 и ОСФР по Пермскому краю оставлены без удовлетворения. Исковые требования к УФК по Пермскому краю оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Пермского краевого суда от 27 февраля 2024 года решение Соликамского городского суда Пермского края от 29 ноября 2023 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ФСИН России, ФКУ Исправительная колония № 1 ставит вопрос об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанции по мотивам нарушения норм материального и процессуального права, просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 мая 2024 года ходатайство ФСИН России, ФКУ Исправительная колония № 1 об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Коновка П.В. приговором Мурманского областного суда от 27 января 2011 года назначено наказание в виде лишения свободы на срок 15 лет 10 дней в исправительной колонии строгого режима.
26 июля 2013 года Коновка П.В. прибыл в ФКУ Исправительная колония № 1 из ОЮ-241/23 п.Ревда Управления ФСИН России по Мурманской области.
Приказом начальника ФКУ Исправительная колония № 1 от 29 апреля 2022 года № 282 утверждено Положение об оплате труда осужденных (далее также – Положение об оплате труда осужденных).
Из Положения об оплате труда осужденных следует, что в учреждении ведется учет выполненных объемов работ, количества отработанного времени каждым рабочим и в целом по бригаде, выполнявшей наряд-задание, проверка соответствия объемов выполненных работ и затрат рабочего времени. Сумма начисленной заработной платы ежемесячно объявляется осужденным.
Основными составляющими системы оплаты труда в учреждении являются нормативные документы, на базе которых устанавливаются трудовые обязанности осужденного на его рабочем месте и объемы работ, подлежащие выполнению (нормативы и нормы трудовых затрат, инструкции по охране труда, типовые должностные инструкции, технологические карты и т.п.), тарифная система, определяющая размер оплаты труда за установленные нормы труда.
В учреждении применяется несколько форм оплаты труда, в том числе, сдельная, предусматривающая оплату выполненных объемов (работ, услуг) по установленным расценкам.
Размеры тарифных ставок (окладов) осужденных со сдельной и повременной оплатой труда устанавливается в соответствии с Приложением № 1 к приказу ФСИН России от 13 ноября 2008 года № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» руководителем учреждения по квалификационным уровням на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации. Должностные оклады установлены в штатных расписаниях рабочих, занятых хозяйственным обслуживанием жилой зоны, Центра трудовой адаптации.
При сдельной форме оплаты труда осужденному платят по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции (выполненной работы, оказанной услуги).
Сдельная расценка устанавливается на каждую определенную работу (операцию) исходя из тарифной ставки, соответствующей разряду работы и нормы выработки или нормы времени на данную работу.
Согласно Положению об оплате труда осужденных система оплаты труда работников из числа осужденных устанавливается с учетом профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и служащих, государственных гарантий по оплате труда, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Приказом начальника ФКУ Исправительная колония № 1 от 13 мая 2022 года № 304 утверждено Положение по нормированию труда осужденных.
Коновка П.В. в период отбывания наказания в ФКУ Исправительная колония № 1 был привлечен к трудовой деятельности.
Приказом начальника учреждения от 17 января 2023 года № 14-ос/т Коновка П.В. переведен в бригаду № 62 в пошивочную мастерскую УПУ-2 Центра трудовой адаптации осужденных на должность швеи со сдельной оплатой труда по 2 разряду с 09 января 2023 года.
Приказом начальника учреждения от 30 декабря 2022 года № 673 утверждены часовые тарифные ставки рабочим из числа осужденных и гражданского персонала с 01 января 2023 года.
Администрацией учреждения представлены табели учета рабочего времени, наряды на сдельные работы бригады за период работы истца, из которых следует, что Коновка П.В. в течение двух лет, предшествующих нахождению на листках нетрудоспособности выполнял трудовые обязанности в определенном объеме в составе бригады. Табели учета рабочего времени и наряды с расценками подписаны должностными лицами учреждения.
Из закрытых нарядов следует, что заработная плата начислялась согласно выполненному объему работы и установленных расценок.
Истец находился на листках нетрудоспособности в периоды: с 16 по 30 января 2023 года, со 02 по 07 февраля 2023 года, с 11 по 17 марта 2023 года, с 06 по 17 апреля 2023 года, что сторонами не оспаривается, в период временной нетрудоспособности он освобождался от работы на срок, необходимый для проведения лечения и восстановления работоспособности.
Для страхового случая, наступившего в 2023 году, расчетным периодом являются 2021 и 2022 годы. Фонд заработной платы истца за 2021 год составил 12157 руб. 56 коп., за 2022 год – 24 408 руб. 13 коп.
Пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное Коновка П.В. в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в расчете за полный календарный месяц во всех четырех случаях ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на день наступления страхового случая.
По листку нетрудоспособности за период с 16 по 30 января 2023 года ФКУ Исправительная колония № 1 начислено за 3 дня – 267 руб. 21 коп., ОСФР по Пермскому краю оплачено за 12 дней – 540 руб. 70 коп.
По листку нетрудоспособности за период со 02 по 07 февраля 2023 года ФКУ Исправительная колония № 1 начислено за 3 дня – 295 руб. 83 коп., ОСФР по Пермскому краю за 3 дня – 149 руб. 66 коп.
По листку нетрудоспособности за период с 11 по 17 марта 2023 года ФКУ Исправительная колония № 1 начислено за 3 дня – 244 руб. 89 коп., ОСФР по Пермскому краю за 4 дня – 140 руб. 41 коп.
По листку нетрудоспособности за период с 06 по 17 апреля 2023 года ФКУ Исправительная колония № 1 начислено за 3 дня – 308 руб. 61 коп., ОСФР по Пермскому краю за 9 дней - 326 руб. 46 коп.
При расчете пособия по временной нетрудоспособности ответчики принимали во внимание размер оплаты труда за фактическую выработку истца за два года, предыдущих наступлению болезни.
Истец был устроен на работу на условиях полного рабочего дня (семь часов в день), полной рабочей недели (шесть дней в неделю и один выходной), в простое не находился, от работы не отстранялся, работу не приостанавливал, к дисциплинарной ответственности в период 2021-2022 года, в том числе за нарушение трудовой дисциплины не привлекался, в ШИЗО, ПКТ не водворялся. Представитель ответчика ФКУ Исправительная колония № 1 пояснила, что без уважительной причины на рабочем месте истец не отсутствовал, однако его низкая квалификация не позволила ему выполнять норму выработки.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 46, 55, 71, 123 Конституции Российской Федерации, статей 1, 9, 10, 44, 99, 103, 104, 105, 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьей 11, 148, 183, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду», правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 декабря 2012 года № 2346-О и определении от 29 мая 2019 года №1246-О, исходил из того, что при расчете пособий по временной нетрудоспособности ответчики неверно принимали во внимание размер фактической выработки истца за два года, предыдущих наступлению болезни, тогда как согласно действующему законодательству учету подлежат только условия полного либо неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня). Установив, что истец работал полный рабочий день полную рабочую неделю, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для снижения размера пособия по нетрудоспособности, предусмотренного частью 6.1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» из расчета МРОТ, который составляет в 2023 году 16242 руб., не имеется и произвел расчет пособий по временной нетрудоспособности в порядке, установленном указанной нормой, с исключением ранее начисленных истцу сумм пособий.
В связи с неверным начислением размера пособий по временной нетрудоспособности суд первой инстанции действия ответчиков признал неправомерными, в связи с чем признал наличие оснований для взыскания с них в пользу истца компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации с каждого ответчика суд первой инстанции принял во внимание характер спорных сумм – пособие по временной нетрудоспособности, длительность периода нарушения, значительность для истца размера невыплаченного пособия по временной нетрудоспособности, характер причиненных истцу нравственных страданий, принцип разумности и справедливости, взыскал в пользу истца компенсацию по 3000 руб. с ФКУ Исправительная колония № 1 и с ОСФР по Пермскому краю.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оставил решение без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о том, что трудовые отношения между лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, и администрацией исправительного учреждения носят специфический характер и не подлежат безусловному регулированию трудовым законодательством, поскольку каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, размер оплаты труда осужденных не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда только при совокупности условий – полной отработки определенной на месяц нормы рабочего времени и при выполнении установленной нормы выработки, в случае, если хотя бы одно из приведенных условий не выполняется, при сдельной форме оплаты труда оплата производится по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции (выполненной работы, оказанной услуги), при разрешении спора юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению, являлись: отрабатывал ли истец в каждом конкретном месяце спорного периода определенную на месяц норму рабочего времени, и выполнял ли он установленную норму выработки; при невыполнении осужденным нормы рабочего времени связано ли такое невыполнение на рабочем месте по уважительным причинам, предусмотренным законодательством, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм права и переоценке установленных судами обстоятельств дела.
Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), к которым относится и общественно полезный труд (часть 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), определяются основные обязанности осужденных, неисполнение которых влечет установленную законом ответственность (статья 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений; администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Согласно части 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.
В соответствии со статьей 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.
Из приведенных норм права следует, что отношения по привлечению к труду между администрацией исправительного учреждения и лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, носят специфический характер и не подлежат регулированию в полном объеме трудовым законодательством, поскольку каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Размер оплаты труда осужденных не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда только при совокупности условии - полной отработки определенной на месяц нормы рабочего времени и при выполнении установленной нормы выработки.
Вместе с тем, спорным является не оплата труда, а пособие по временной нетрудоспособности за периоды временной нетрудоспособности, когда осужденный по уважительной причине не мог полностью отработать норму рабочего времени и выполнить норму выработки.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» (далее – Положение).
Согласно пункту 4 Положения осужденные имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.
В соответствии с пунктом 3 Положения пособия выплачиваются осужденным за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. При этом выплата пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств организаций, в которых трудятся осужденные.
В силу пункта 6 Положения ответственность за назначение, исчисление и выплату пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности несут руководитель и главный бухгалтер организации, где трудятся осужденные.
Пунктом 11 Положения установлено, что размер пособия по временной нетрудоспособности составляет от 60 до 100 процентов среднего заработка осужденного, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в зависимости от продолжительности страхового стажа и других обстоятельств, предусмотренных нормативными правовыми актами. Осужденным, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Согласно пункту 10.2 Положения основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются: а) нарушение осужденным без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом; б) неявка осужденного без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы; в) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
В силу части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Пунктом 6.1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из минимального размера оплаты труда.
Из названных норм общего и специального законодательства следует, что пособие по временной нетрудоспособности не может быть ниже минимального размера оплаты труда в расчете за полный календарный месяц, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях полного рабочего времени, и не предусматривает такого основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности осужденным, привлекаемым к труду, как не выполнение установленной нормы выработки в период, предшествующий временной нетрудоспособности.
Таким образом, положения нормативных актов, регулирующих порядок расчета размера по временной нетрудоспособности осужденных, привлеченных к труду, применены судами верно. Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Иные доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку направлены на переоценку исследованных судами первой и апелляционной инстанции доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Переоценка установленных судом фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 29 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, федерального казенного учреждения Исправительная колония № 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи