УИД: 89RS0005-01-2024-004765-29

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2024 года                                   город Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Прядко Е.М.,

при секретаре судебного заседания Дученко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2987/2024 по иску департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа к Гашимову НХ о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду,

установил:

истец департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском к Гашимову Н.Х.о. о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду в размере 157 948 рублей.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе патрулирования лесов сотрудником Ноябрьского лесничества был обследован лесной участок в квартале <адрес>, по результатам которого обнаружен склад металлолома. В момент осмотра обнаружена техника: самосвал ... отсутствует. Гашимов Н.Х.о. пояснил, что использует указанные транспортные средства для извлечения металлолома, с целью его сдачи в пункт приема. Работы выполнялись им без правоустанавливающих документов на право пользования лесным участком. Общая площадь нарушенного лесного участка составляет ... Сумма ущерба, причиненного лесному фонду за снятие, уничтожение или порчу почв составила 157 162 рубля, сумма ущерба, причиненного лесному фонда за самовольное использование лесов – 786 рублей. До настоящего времени ущерб ответчиком не возмещен, в связи с чем истец обратился в суд.

Представитель истца – департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа ... принимала участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Салехардским городским судом Ямало-Ненецкого автономного округа. На исковых требованиях настаивала, просила иск удовлетворить.

Ответчик – Гашимов Н.Х.о., в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, возражений по иску не представил, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращался.

Представители третьих лиц – Администрации города Ноябрьска и департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представитель департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что заявленные истцом требования являются обоснованными.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 02.06.2015 № 12-П, лес в качестве одной из разновидностей природных объектов, понятие которых раскрыто в статье 1 Закона № 7-ФЗ, определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природные объекты, наряду с природными комплексами и компонентами природной среды, являются объектами охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности в соответствии с Законом № 7-ФЗ (статья 4).

Данным законом регламентирован институт компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны.

Согласно статье 1 указанного закона вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В силу статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с данным кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (статья 78 Закона N 7-ФЗ).

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 12-П сформулированы следующие правовые позиции:

- при регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного лесам, в том числе при определении его объемов (структуры), необходим учет свойств леса и как природного ресурса, и как экологической системы, а при оценке причиненного вреда - учет всех негативных последствий, возникших в результате правонарушения. Поэтому исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам (пункт 3.3);

- особые характеристики вреда, причиненного окружающей среде, который не поддается в полной мере объективной оценке (в частности, по причине отдаленности во времени последствий правонарушения), влекут за собой и применение особого, условного метода определения его размера; специфической чертой имущественной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды является то, что вред как необходимое условие состава правонарушения причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, определяемой данной статьей как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (пункт 3).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 № 1197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Группа «Илим» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем седьмым статьи 3 и статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", частью первой статьи 56 Федерального закона "О животном мире" и статьей 58 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что данные правовые позиции имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины.

В целях реализации позиций, сформулированных в постановлении № 12-П, Федеральным законом от 23.06.2016 № 218-ФЗ в статью 100 Лесного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона N 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона № 7-ФЗ, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме (пункт 17).

Согласно части 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом 7-ФЗ.

    Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - вред), включая таксы и методику возмещения вреда, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Из материалов дела следует, что приказом департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа ... от ДД.ММ.ГГГГ утверждены маршруты проведения патрулирования лесов при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, на землях лесного фонда, расположенных в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе маршрута .

ДД.ММ.ГГГГ в ходе патрулирования лесов по маршруту в целях исполнения приказа от ДД.ММ.ГГГГ и проверки сообщения корпоративной защиты АО «Газпромнефть-ННГ» о нарушении лесного законодательства Суторминского месторождения в районе ТВС , поступившего ДД.ММ.ГГГГ, аналитиком отдела Ноябрьского лесничества, государственным лесным инспектором автономного округа – государственным инспектором автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ..., был обследован земельный участок в квартале выделе Муравленковского урочища Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества. В ходе обследования установлено, что обследуемый лесной участок представляет собой поверхность со свежими следами проведения работ при помощи тяжелой техники, а именно на участке произведены работы по снятию и перемещению верхнего слоя почвы, где на поверхности присутствует мелкая поросль хвойных пород. Повреждение деревьев до степени прекращения роста на обследуемом участке не обнаружено. На участке обнаружен склад металлолома. В момент осмотра обнаружена техника: самосвал ... государственный регистрационный знак отсутствует. На месте работ находился НХ, который пояснил, что использует указанные транспортные средства для извлечения металлолома с целью его сдачи в пункт приема. Документов на право проведения работ на лесном участке не представил. Общая площадь лесонарушения на землях лесного фонда составила 0,0150 га (150 кв.м.).

Согласно представленным расчетам, размер ущерба, причиненного лесам в результате самовольного снятия, уничтожения или порчи почв, составил 157 162 рубля, размер вреда, причиненного лесам при самовольном использовании участка лесного фонда составил 786 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гашимова Н.Х.о. составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением начальника отдела – лесничего отдела Ноябрьского лесничества управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа – лесничего в лесничествах автономного округа старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ... Гашимов Н.Х.о. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Административный штраф уплачен Гашимовым Н.Х.о. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением .

Судом установлено, что лесной участок Гашимову Н.Х.о. не предоставлялся, ни в аренду, ни на праве собственности.

Факт нарушения спорного лесного подтверждается фототаблицей к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, схемой лесного участка, расчетом причиненного ущерба и не оспаривается ответчиком.

Принимая во внимание основные принципы охраны окружающей среды, в частности, презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, при нарушении физическим лицом Гашимовым Н.Х.о., осуществляющим раскопки металлолома на данном участке, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и (или) требований законодательства в области охраны окружающей среды презюмируется, что в результате его деятельности причиняется вред (статья 3, часть 3 статьи 22, часть 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды).

В нарушение перечисленных выше положений, предполагающих наличие презумпции вины в причинении вреда, Гашимовым Н.Х.о. не доказаны обстоятельства соблюдения требований природоохранного законодательства и отсутствие своей вины в нарушении спорного лесного участка по снятию и перемещению верхнего слоя, площадью 150 кв.м., расположенного в квартале выделе Муравленковского урочища Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества.

Представленный истцом в материалы дела расчет произведен в соответствии постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и ответчиком не оспорен.

Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния. В связи с этим истец вправе выбрать способы возмещения вреда, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

    Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативности принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

Денежные средства в возмещение вреда, причиненного природной среде, взыскиваются в доход бюджета, поскольку на государстве (публичных образованиях) лежит обязанность по сохранению, защите и воспроизводству природных ресурсов. Взысканные средства могут быть направлены на восстановление различных природных объектов, в том числе, на возмещение накопленного вреда окружающей среде - вреда, возникшего в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанность по устранению которого не была выполнена либо была выполнена не в полном объеме (статья 78.2 Закона об охране окружающей среды), вне прямой связи с восстановлением почвы конкретного земельного участка.

Принимая во внимание основные принципы охраны окружающей среды, в частности, презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, при нарушении физическим лицом нарушений природоохранного законодательства в части снятия и перемещения верхнего слоя почвы на лесном участке, не предоставленном ответчику для ведения какой либо деятельности на нем, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и (или) требований законодательства в области охраны окружающей среды презюмируется, что в результате их деятельности причиняется вред (статья 3, часть 3 статьи 22, часть 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды).

В нарушение перечисленных выше положений, предполагающих наличие презумпции вины в причинении вреда, Гашимовым Н.Х.о. не доказаны обстоятельства соблюдения требований природоохранного законодательства и отсутствие своей вины в нарушении земельного участка, площадью 150 кв.м., расположенного в квартале выделе Муравленковского урочища Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества.

Учитывая изложенное, исковые требования департамента подлежат удовлетворению.

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобождены, а исковые требования признаны судом обоснованными, с ответчика в доход бюджета города Ноябрьска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 738 рублей 44 копеек, исчисленная по правилам п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на момент обращения с иском).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить.

Взыскать с Гашимова НХ) ущерб, причиненный лесам в размере 157 948 рублей, с их зачислением по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО); счет № 40201810265770500002, РКЦ Салехард г. Салехард; БИК 047182000; ИНН 8901017195; КПП 890101001; ОКОГУ 2300228, ОКФС 13, ОКОПФ 75204.

Взыскать Гашимова НХ) государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Ноябрьск в размере 5 738 рублей 44 копейки.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение принято в окончательной форме 8.11.2024 г.

Судья:              (подпись)               Е.М. Прядко

...

2-2987/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО
Ответчики
Гашимов Назим Хандадаш оглы
Другие
администрация г. Ноябрьска
Департамент имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Прядко Елена Михайловна
Дело на сайте суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
26.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2024Передача материалов судье
01.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2024Судебное заседание
08.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее