Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 09 января 2018 года
дело № 2-112/2018
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Губской Н.В.
при секретаре Ушаковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадулина ФИО6, Шабалина ФИО7 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в перераспределении земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, подготовить проект соглашения о перераспределении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Кадулин С.А., Шабалин П.А. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в перераспределении земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, подготовить проект соглашения о перераспределении земельного участка. Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Указывают, что в целях образования из данного земельного участка нового земельного участка большей площадью истцы обратились к ответчику с соответствующим заявлением, но получили отказ, с которым не согласны, считают его незаконным и необоснованным. Истцы указывают на то, что принадлежащий им земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки. Проектная площадь земельного участка, предполагаемого к образованию в результате перераспределения, составляет <данные изъяты> кв.м., при том, что предельный максимальный размер земельного участка в границах испрашиваемой территории составляет <данные изъяты> кв.м. В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцы обратились с жалобой на оспариваемое решение. Письмом Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ г. жалоба оставлена без удовлетворения со ссылкой на информацию администрации Горьковского МО об использовании рассматриваемой территории для целей проезда и отвода талых вод. Основанием для отказа послужило несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к подготовке (пп. 11 п. 9 ст. 39.28, пп. 1 п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ). При этом, далее в решении указано на то, что земельный участок, на который возникает право собственности в результате перераспределения, относится к землям общего пользования. Считают вывод об отнесении испрашиваемых земель к землям общего пользования не обоснованным, данный вывод не может быть положен в основу принятого оспариваемого решения. Ссылаются на то, что основополагающим признаком земель общего пользования является наличие специального решения об установлении соответствующего режима земель. Такой режим может быть установлен только в рамках специальной юридической процедуры, включающей целенаправленные управленческие действия. Такими действиями является планировка территории, в результате которой утверждается проект планировки территории либо проекты красных линий. Отмечают, что проект планировки территории, в пределах которой расположены испрашиваемые земли, не разработан и в установленном порядке не утвержден. Иной документ, устанавливающий границы территорий общего пользования либо красные линии, органом местного самоуправления Горьковского МО также не принят и не опубликован. В соответствии с материалами, размещенными на сайте администрации Тюменского муниципального района, земельный участок с кадастровым номером №, а также испрашиваемая территория земель, расположены в границах территориальной зоны Ж1с «Зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами». Истцы считают, что правовой режим рассматриваемой территории свидетельствует об отсутствии совокупности признаков, позволяющих отнести рассматриваемую территорию к землям общего пользования как виду земель. Также истцы полагают, что поскольку земли общего пользования находятся в публичной собственности, то к ним должен быть обеспечен свободный доступ неограниченного круга лиц на их территорию, однако, фактическое состояние испрашиваемой территории исключает возможность ее использования неограниченным кругом лиц в качестве общего пространства. Отмечают, что испрашиваемая территория представляет собой заросшую кустарниками местность и ее использование неограниченным кругом лиц не представляется возможным. В случае возникновения необходимости в использовании рассматриваемой территории неограниченным кругом лиц, образованный в результате перераспределения земельный участок не приведет к ограничению такого использования, поскольку ширина испрашиваемых земель составляет <данные изъяты> метров, истцы просят перераспределить им земельный участок шириной <данные изъяты> метров. Таким образом, полосы, шириной <данные изъяты> метров, будет достаточно для использования в хозяйственных целях, в соответствии с п. 8.6. СП 4.13130.2013. Таким образом, истцы просят признать незаконным и отменить решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № об отказе в перераспределении земельного участка, возложить обязанность утвердить схему расположения земельного участка, подготовить проект соглашения о перераспределении земельного участка.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Горьковского МО Тюменского района.
Истцы Кадулин С.А. и Шабалин П.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области Дубровская А.Г., действующая на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 48), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 38-40). Суду пояснила, что основанием для отказа истцам в перераспределении принадлежащего им земельного участка послужила информация органа местного самоуправления об использовании земель, заявленных к перераспределению, в качестве проезда и обустройства на них водоотводной канавы.
Представитель третьего лица администрации Горьковского МО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 47), дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования Кадулина С.А. и Шабалина П.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Шабалин П.А. и Кадулин С.А. являются собственниками, по ? доли каждый, земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 13, 14).
Из материалов дела следует, что на основании заявления Кадулина С.А., Шабалина П.А. от ДД.ММ.ГГГГ г. № № ДД.ММ.ГГГГ года Департаментом имущественных отношений Тюменской области вынесено решение № № об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства в <адрес>. Причиной отказа явилось несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме и формату или требованиям к ее подготовке (л.д. 15).
Как видно из материалов дела, на вышеуказанное решение истцами ДД.ММ.ГГГГ г. в Департамент имущественных отношений Тюменской области подана жалоба (л.д. 16-17), в ответе на которую ответчиком сообщено о наличии информации, предоставленной администрацией Горьковского МО (л.д. 26), согласно которой испрашиваемые земли используются в качестве проезда и обустройства на нем водоотводной канавы для отвода талых вод (л.д. 18).
В силу ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
Частью 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьёй 39.28. Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень случаев и оснований перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
К таким основаниям, в частности, относятся:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В статье 39.29. закреплен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Пунктом 11 ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе, в случае если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Пунктом 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в формате электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. N 762 (ред. от 13.10.2016 г.) "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" установлено, что Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно ч. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), а границы таких территорий обозначаются красными линиями, устанавливаемыми проектом планировки территории (пп. «а» п.1 ч.3 ст.42 ГрК РФ).
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 11.4 Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010 N 820) проезд относится к объектам уличной и дорожной сети и предназначен для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Между тем, из представленного ДД.ММ.ГГГГ г. администрацией Горьковского МО ответа на судебный запрос следует, что администрация не располагает документами и какой-либо информацией, подтверждающей использование земельного участка с кадастровым номером № и земель по адресу: <адрес> в качестве проезда и обустройства на нем водоемной канавы для отвода талых вод (л.д. 36).
Данные обстоятельства также подтверждаются имеющимся в материалах дела фотоматериалом, из которого видно, что испрашиваемые истцами земли поросли травянистой и кустарной растительностью, на них отсутствует какой-либо участок, использующийся в качестве проезда либо для обустройства водоотводного оборудования (л.д. 21-22). Данный фотоматериал не был оспорен стороной ответчика, ввиду чего у суда отсутствуют основания сомневаться, что изображенный на нем земельный участок относится именного к той территории, которая была заявлена истцами для перераспределения.
Иных доказательств, подтверждающих отнесение испрашиваемых земель к землям общего пользования, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Ссылка ответчика на генеральный план Горьковского МО, утвержденный приказом Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, несостоятельна и не может быть принята судом во внимание, поскольку указанный план был утвержден позднее оспариваемого решения Департамента имущественных отношений, которое выносилось без учета генерального плана муниципального образования. Более того, в случае подготовки проекта соглашения о перераспределении земельного участка, генеральный план был бы утвержден с учетом образуемого в результате перераспределения земельного участка.
Кроме того, судом также учитывается то обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела Правила землепользования и застройки территории Горьковского МО не утверждены, иной документ, устанавливающий границы территорий общего пользования либо красные линии, органом местного самоуправления Горьковского МО также не принят и не опубликован. Доказательств обратного суду не представлено.
Помимо этого, суд принимает во внимание, что оспариваемое решение не содержит конкретных оснований не соответствия представленной административными истцами схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории форме и требованиям к ее подготовке, тогда как в силу положений пункта 10 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения норм действующего земельного законодательства РФ, исходя из установленных судом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истцов.
На основании изложенного, руководствуясь Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, ст.ст. 56, 67, 68, 71, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кадулина ФИО8, Шабалина ФИО9 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Тюменской области утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной собственности, подготовить проект соглашения о перераспределении земельного участка.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу Кадулина ФИО10, Шабалина ФИО11 государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей – по <данные изъяты> рублей в пользу каждого.
Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья (подпись) Н.В. Губская
Мотивированное решение изготовлено 16 января 2018 года.
Копия верна:
Судья Н.В. Губская