Решение по делу № 2-6256/2016 от 22.06.2016

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

22 июля 2015 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего судьи Бойко Л.Н.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска об устранении нарушений законодательства о землепользовании,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского административного округа г. Мурманска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска о понуждении к организации ликвидации свалки.

В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой <адрес> г.Мурманска проверкой соблюдения законодательства о землепользовании в части надлежащего содержания земельных участков в границах муниципального образования город Мурманск установлен факт захламления строительными отходами, бытовым мусором, отходами производства и потребления территории земельного участка с кадастровым номером в радиусе 10 метров от точки с координатами широта: входящего в состав муниципального образования г. Мурманск. Территориально место расположения несанкционированной свалки определяется около 200 метров на юго-запад от <адрес> в г. Мурманске. Визуально осмотр показал, что площадь загрязнений отходами составляет примерно 30 кв.м., объемом загрязнения около 4 куб.см. Результаты осмотра зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ .

В нарушение требований природоохранного законодательства до настоящего времени муниципальным образованием г. Мурманск в лице Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманск не принято соответствующих мер к организации сбора, вывоза и утилизации строительных, бытовых и промышленных отходов с земельного участка с кадастровым номером в радиусе 10 метров от точки с координатами широта:

Просит суд возложить на Комитет по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность организовать и проконтролировать ликвидацию бытовых и промышленных отходов, находящихся на земельном участке, входящем в состав кадастрового квартала с кадастровым номером в радиусе 10 метров от точки с координатами широта: территориально место расположения несанкционированной свалки определяется около 200 метров на юго-запад от <адрес> в г.Мурманске, площадью загрязнений отходами примерно 30 кв.м., объемом загрязнения около 4 куб.см

Представитель истца – помощник прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик – Комитет по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором наличие несанкционированной свалки не оспаривал. Указал, что в соответствии с постановлением администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ создано Мурманское муниципальное автономное учреждение «Экосистема», впоследствии преобразованное в Мурманское муниципальное бюджетное учреждение «Экосистема», учредителем которого выступает муниципальное образование город Мурманск. Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий муниципального образования город Мурманск по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. С ДД.ММ.ГГГГ КРГХ является главным распорядителем средств ММБУ «Экосистема», выступает в качестве органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, осуществляет оперативное руководство, формирует муниципальное задание для ММБУ «Экосистема», исходя из представленных субсидий из бюджета муниципального образования г.Мурманск. Комитет, исполняя, возложенные на него функции сформировал муниципальное задание на 2016 год на оказание ММБУ «Экосистема» муниципальных услуг, которым предусмотрен вывоз и ликвидация отходов с несанкционированных мест их размещения. В рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение безопасности проживания и охрана окружающей среды» на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением администрации г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ в III квартале 2016 года запланирована ликвидация несанкционированной свалки на территории ГСК (<адрес>) до зеленой зоны площадью 120 кв.м и объемом 15 куб.м., куда включено и заявленное прокурором место несанкционированной свалки. Заявка со всеми приложениями на проведение аукциона в электронной форме на выполнение работ по очистке несанкционированных мест размещения отходов, включая указанное в иске направлена ММБУ «Экосистема» в ММКУ «Управление закупок» ДД.ММ.ГГГГ, согласно проекту договора срок выполнения работ по очистке территорий до ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что Комитетом приняты все зависящие от него меры по ликвидации указанной в иске несанкционированной свалки. Просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Третье лицо – Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> извещено надлежащим образом, представителя для участия в деле не направило, мнения не представило.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данное конституционное право граждан Российской Федерации также закреплено в статье 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Закон) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 22 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания и, которые должны осуществляться с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Первомайского административного округа г.Мурманска в ходе проведенной в июне 2016 года проверки соблюдения законодательства о землепользовании в части надлежащего содержания земельных участков в границах муниципального образования г.Мурманск выявлен факт захламления отходами производства и потребления, бытового и строительного мусора территории земельного участка с кадастровым номером в радиусе 10 метров от точки с координатами широта: в районе около 200 метров на юго-запад от <адрес> в г.Мурманске, площадью загрязнений отходами примерно 30 кв.м., объемом загрязнения около 4 куб.м.

Наличие свалки подтверждается актом ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к нему, а также масштабированной распечаткой сайта публичной кадастровой палаты, подтверждающей место расположения земельного участка, и не оспаривалось ответчиком.

Указанная свалка находится на земельном участке, расположенном в границах муниципального образования г. Мурманск, утвержденных законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МО.

До настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения не устранены, при этом КРГХ администрации г. Мурманска, подтверждая факт наличия указанной свалки, поясняет, что ликвидация несанкционированной свалки включена в муниципальную программу «Обеспечение безопасности проживания и охрана окружающей среды» на 2014-2018 годы», утвержденную постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ , запланирована в III квартале 2016 года и согласно проекту срок выполнения работ установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статьям 8, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пунктом 29 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования город Мурманск, к вопросам местного значения городского округа, решение которого возложено на органы местного самоуправления, отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В нарушение требований природоохранного законодательства мероприятия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов муниципальным образованием город Мурманск до настоящего времени не произведены, при этом наличие свалки влечет загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные последствия, то есть, прямо нарушает права и законные интересы неопределенного круга жителей города Мурманска, какими являются постоянно или временно проживающие лица.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать, в частности, загрязнение, захламление, деградацию почв на землях соответствующих категорий.

Согласно статьям 34, 37 Федерального Закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 1 статьи 45 Устава города исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, осуществляет администрация города Мурманска. При этом в силу части 1 статьи 47 Устава города полномочия администрации города в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальными, функциональными органами и иными структурными подразделениями администрации города (комитеты, управления, отделы, сектора).

В соответствии с Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ образован Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, являющийся структурным подразделением администрации города Мурманска.

Структурные подразделения администрации города Мурманска действуют на основании Положений, утверждаемых главой администрации.

Согласно п. 4.17 Положения о комитете, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции распоряжения администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ -р) в функции Комитета входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города, в том числе: по очистке от отходов земельных участков в границах города Мурманска, свободных от прав третьих лиц.

Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска является юридическим лицом, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункты 1.3, 1.6. Положения о Комитете).

Комитет осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств (п. 1.4. Положения).

Согласно п.4.7 Положения о комитете, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ на комитет возложено осуществление функций и полномочий учредителя в отношении указанных в приложении подведомственных муниципальных учреждений ММБУ «Экосистема».

В соответствии с Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ создано Мурманское муниципальное автономное учреждение «Экосистема», преобразованное в Мурманское муниципальное бюджетное учреждение «Экосистема», учредителем которого выступает муниципальное образование город Мурманск. Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий муниципального образования город Мурманск по организации сбора-вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

ММБУ «Экосистема» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, самостоятельно отвечает по своим обязательствам, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

В силу ч.3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ №7-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение безопасности проживания и охрана окружающей среды» на 2014-2018 годы, в рамках которой реализуется подпрограмма «Охрана окружающей среды в городе Мурманске» на 2014-2018 годы.

Исполнение программы является расходным обязательством муниципального образования.

В рамках Программы запланировано проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.

Исходя из возложенных на него функций, комитет сформировал и утвердил муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) ММБУ «Экосистема» на 2016 год, которым предусмотрен вывоз и ликвидация отходов с несанкционированных мест их размещения, включая земельный участок, заявленный к очистке. Согласно направленной ММБУ «Экосистема» от ДД.ММ.ГГГГ заявки в ММУК «Управление закупок» на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по уборке несанкционированной свалки на территории ГСК (<адрес>) срок исполнения определен по ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, доказательств, что на момент рассмотрения дела аукцион проведен, победитель определен и с ним заключен договор с установленным сроком исполнения суду не представлено.

Учитывая, что длительный характер образования свалки не оспорен, также нет доказательств того, что со стороны КРГХ администрации г. Мурманска предпринимались действия по предупреждению ее образования и расширения границ, а также увеличению объема отходов путем размещения соответствующих предупреждающих или запрещающих вывесок, обращений, установления ограждений и тому подобное, а также предпринимались действия по финансированию работ по ликвидации данной свалки, суд приходит к выводу, что считать исполнение возложенных на КРГХ администрации г. Мурманска надлежащим в данном случае невозможно.

При определении срока в течение которого ответчик обязан совершить предписываемые действия, суд руководствуется статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и признает разумным срок устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 60, 67, 167, 194-197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска к Комитету по развитию городского хозяйства г. Мурманска об устранении нарушений законодательства о землепользовании – удовлетворить.

Обязать Комитет по развитию городского хозяйства в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и проконтролировать ликвидацию бытовых и промышленных отходов, находящихся на земельном участке, входящем в состав кадастрового квартала с кадастровым номером , расположенных в радиусе 10 метров от точки с координатами широта: в районе 200 метров на юго-запад от <адрес> в г.Мурманске, площадью загрязнений отходами 30 кв.м., объемом загрязнения 4 куб.м.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: Л.Н.Бойко

2-6256/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Первомайского АО
Ответчики
КРГХ
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
22.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2016Передача материалов судье
22.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2016Судебное заседание
22.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее