Дело №
44RS0001-01-2020-005420-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2020 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием истца Кузнецовой О.В., представителя истца Григорьевой И.В., представителя ответчика Колобовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова О.В. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области (далее – УПФР) от <дата> Кузнецовой О.В. отказано в установлении пенсии с <дата> в связи с отсутствием требуемого специального стажа по пп. 19 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ О страховых пенсиях». По представленным документам страховой стаж работы Кузнецовой О.В. составляет 25 лет 22 дня. Стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, по решению пенсионного органа, составляет 21 год 8 месяцев 7 дней. При этом пенсионным органом отказано в зачете в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью периодов работы: в муниципальной общего среднего образования школе №26 в должности учителя истории с <дата> по <дата>; в муниципальной средней общего образования гимназии №15 города Костромы в должности классного воспитателя с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; периоды отвлечений от основной работы: прочие отвлечения от основной работы (простои, забастовки, семинары и т.д.) <дата>-<дата>, <дата>-<дата>; командировка <дата>-<дата>; карантин <дата>-<дата>. С решением пенсионного органа от <дата> в части невключения указанных периодов Кузнецова О.В. не согласна. Согласно трудовой книжке, Кузнецова О.В. работала в муниципальной общего среднего образования школе № в период с <дата> по <дата> в должности организатора работы с детьми и учителя истории. Данная педагогическая деятельность подтверждается и справкой от <дата> №, выданной МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №26 имени Героя Советского Союза В.В. Князева». Период работы с <дата> по <дата> не включен в специальный стаж, как следует из решения пенсионного органа, только в связи с тем, что согласно копии лицевого счета за сентябрь 1994 года установить оплату с <дата> по <дата> в должности учителя истории не представляется возможным, что нельзя признать обоснованным, поскольку выполнение трудовой функции по должности учитель прямо предусмотрено записью в трудовой книжке. Согласно трудовой книжке, Кузнецова О.В. значится работающей в муниципальной средней общего образования Гимназии №15 г. Костромы: с <дата> принята по контракту на должность классного воспитателя с ведением уроков истории; с <дата> переведена на должность учителя истории. Согласно акту документарной проверки от <дата>, по лицевым счетам по заработной плате Кузнецовой О.В. с ноября 1997 года по август 2002 года установлено, что в данные периоды наименование должности указано как «истор.», «учит. ист.». В 1997-1998 учебном году, 1998 - 1999 учебном году количество часов педагогической работы Кузнецовой О.В. в качестве классного воспитателя и учителя составило: средн. кл. и ср. кл. уч. - 4 часа, мет. часы - 0,8, восп. и кл. восп. -1; в 2000 - 2001 ученый год - ср. кл. уч. - 10 ч., мет. часы - 2ч., кл. восп. - 1, ГПД - 1; в 2001 - 2002 учебном году (сентябрь 2001 - январь 2002) - ср. кл. уч. - 12 ч., мет. часы - 2,4 ч., кл. восп. - 1. Должность «классный воспитатель» предусмотрена Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 №367. Согласно п. 11 письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.04.2006 №АФ-100/03 появление должности «классный воспитатель» было обусловлено проведением в начале 90-х годов эксперимента, целью которого являлось упразднение доплат за классное руководство, выплачиваемых учителям за осуществление этой дополнительной работы, и введение в штат общеобразовательных учреждений работников с наименованием должности «классный воспитатель», осуществляющих воспитательную работу и классное руководство в классах в рамках должностных обязанностей. В связи с тем, что для указанных работников не были урегулированы вопросы досрочного пенсионного обеспечения, сокращенной продолжительности рабочего времени, широкого распространения этот эксперимент не получил. В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 17.04.2003 №20-51-1244/20-5, которым органам управления образованием и образовательным учреждениям для руководства в работе направлялось постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», было рекомендовано предусматривать и штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности «классный воспитатель» должность «старший воспитатель». Вышеуказанное письмо свидетельствует о том, что должность «классный воспитатель» и должность «старший воспитатель» это фактически тождественные должности, однако для приведения наименования должности в соответствие с действующим законодательством образовательным учреждениям дано указание в штатных расписаниях именовать ее как «старший воспитатель». Анализ наименования вышеуказанных должностей свидетельствует о том, что их объединяет главное слово «воспитатель», и в каждом наименовании должности конкретизировано место работы воспитателя - детский коллектив, в котором педагог осуществляет воспитательную работу (школьная группа, школьное отделение, дошкольная группа, группа продленного дня и т.д.). Поскольку должность классного воспитателя подразумевает работу в детском коллективе - классе, то в данном случае должность «классный воспитатель» тождественна должности «воспитатель». Работа в должности классного воспитателя, согласно п. 2 Перечня должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 07.12.2000 №3570, засчитывалась в стаж непрерывной преподавательской работы при условии выполнения педагогическим работником в каждом учебном году в объеме не менее 6 часов в неделю в общеобразовательных и других образовательных учреждениях. При отказе во включении в специальный стаж периодов работы в должности классного воспитателя с 04.11.1997 по 31.08.1999, с 01.09.2000 по 06.02.2002 пенсионным органом оставлено без внимания, что Кузнецова О.В. работала постоянно, получала заработную плату из фонда заработной платы учреждения за выполняемую работу учителя. В указанный период она исполняла обязанности классного воспитателя, которые непосредственно были связаны с педагогической деятельностью. При этом работа в должности учителя истории и классного воспитателя представляла собой суммарное выполнение педагогической работы с соблюдением условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2020 №781, периоды работы, выполнявшейся до 01.09.2000 в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии, выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). При таких обстоятельствах, установив, что фактически в период с <дата> по <дата> Кузнецовой О.В. выполнялась педагогическая деятельность по должности учителя, пенсионный орган необоснованно не зачел указанный период в специальный трудовой стаж, поскольку выполнения условия о норме рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) в указанный период не требовалось. Период нахождения в командировке с <дата> по <дата> подлежит включению в специальный стаж в соответствии со статьей 167 ТК РФ. Правового обоснования невключения периодов с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата> по <дата> (в том числе по причине несохранения заработной платы) решение пенсионного фонда не содержит. С учетом спорных периодов при обращении Кузнецовой О.В. за назначением страховой пенсии по старости <дата> она имела необходимый специальный стаж для ее назначения досрочно, в связи с чем судом должна быть возложена на пенсионный орган обязанность по назначению истцу страховой пенсии по старости с даты обращения за ней. На основании изложенного истец просит включить Кузнецовой О.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы: в муниципальной общего среднего образования школе №26 в должности учителя истории с <дата> по <дата>; в муниципальной средней общего образования гимназии №15 города Костромы в должности классного воспитателя с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; прочие отвлечения от основной работы (простои, забастовки, семинары и т.д.) с <дата> - <дата>, <дата> - <дата>; командировка <дата> - <дата>; карантин <дата> - <дата>; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области назначить Кузнецовой О.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с <дата>.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца привлечено МБОУ г. Костромы «Гимназия №15».
В судебном заседании истец Кузнецова О.В., её представитель Григорьева И.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Колобова Ю.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении УПФР об отказе в установлении пенсии.
Третье лицо МБОУ г. Костромы «Гимназия №15» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей до 01.01.2019, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей с 01.01.2019, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. п. 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1 ст. 30).
В соответствии с приложением №7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 19-21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста) установлены в следующем размере: для лиц, право которых на страховую пенсию по старости возникает в 2019 году, страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения такого права; право которых на страховую пенсию по старости возникает в 2020 году, не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения такого права.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 части 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу ч.ч. 2-4 ст. 30 Федерального от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пп. «м» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, предусмотрены должности «учитель», «воспитатель», «старший воспитатель (воспитатель-методист), в числе учреждений - школы всех типов и наименований.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067, предусмотрены должности «воспитатель», «старший воспитатель», «учитель», в числе учреждений – общеобразовательные учреждения: начальная, основная, средняя общеобразовательная школа, гимназия.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, предусмотрены должности «директор (начальник, заведующий)», «заместитель директора», «воспитатель», «старший воспитатель», «воспитатель методист», в числе учреждений – общеобразовательные учреждения – школы всех наименований, гимназии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п. 2 Правил, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516.
Согласно п. 3 Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Согласно п. 4 Правил, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Согласно п. 9 Правил, работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до 01.01.1992.
Согласно п. 13 Правил, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия.
Согласно письму Минобразования РФ от 24.12.1999 №01-52-640/20-5, норма рабочего времени, за которую выплачивается ставка заработной платы (должностной оклад) педагогическим работникам следующая: 18 часов (3 часа в день) преподавательской (педагогической) работы в неделю: для учителей 5-11 классов образовательных учреждений; 30 часов педагогической работы в неделю для старших воспитателей, воспитателей образовательных учреждений.
Судом установлено, что Кузнецова О.В. <дата> обратилась в УПФР в г. Костроме Костромской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием специального стажа педагогической деятельности.
Решением УПФР в г. Костроме Костромской области от <дата> № Кузнецовой О.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа педагогической деятельности.
Согласно указанному решению, по представленным документам страховой стаж работы Кузнецовой О.В. составляет 25 лет и 22 дня. Стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью составляет 21 год 8 месяцев 7 дней и соответствует следующим периодам работы (за исключением отвлечений от основной деятельности): в муниципальной общего среднего образования школе №26 (муниципальная общеобразовательная средняя школа №26 г. Костромы) в должности: организатора работы с детьми и учителя истории с <дата> по <дата>, заместителя директора по воспитательной работе с <дата> по <дата>, учителя истории с <дата> по <дата>; в муниципальной среднего общего образования гимназии №15 г. Костромы (МБОУ г. Костромы «Гимназия №15») в должности учителя истории с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Кузнецовой О.В. отказано во включении в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью периодов работы: в муниципальной общего среднего образования школе №26 в должности учителя истории с <дата> по <дата>; в муниципальной средней общего образования гимназии №15 города Костромы в должности классного воспитателя с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; периодов отвлечений от основной работы: прочие отвлечения от основной работы (простои, забастовки, семинары и т.д.) <дата>-<дата>, <дата> - <дата>; командировка <дата> - <дата>; карантин <дата> - <дата>.
В обоснование принятого решения пенсионным органом указано, что согласно справке от <дата> №, выданной МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа №26 им. Героя Советского Союза В.В. Князева», Кузнецова О.В. работала в муниципальной общего среднего образования школе №26 в должностях: организатора работы с детьми и учителя истории с <дата> по <дата>, заместителя директора по воспитательной работе с <дата> по <дата>; учителя истории с <дата> по <дата>.
Согласно копии лицевого счета за сентябрь 1994 года, установить оплату с <дата> по <дата> в должности учителя истории не представляется возможным.
По имеющимся документам установлено, что количество часов педагогической работы Кузнецовой О.В. в качестве учителя истории за период с <дата> по <дата> составило более 240 часов ежегодно. Установлена работа Кузнецовой О.В. по совместительству в должности учителя истории за вышеуказанный период. На основании изложенного в специальный стаж Кузнецовой О.В. зачтен период работы в должности учителя истории по совместительству с <дата> по <дата>. Период работы с <дата> по <дата> не зачтен в специальный стаж.
Согласно справке от <дата> МБОУ г. Костромы «Гимназия №15», Кузнецова О.В. работала в должности классного воспитателя с <дата> по <дата>; учителя истории с <дата> по настоящее время.
Согласно акту документальной проверки от <дата>, проверены приказы по личному составу за 1997-2002 и установлено следующее: на основании приказа № от <дата> Кузнецова О.В. принята по контракту на должность классного воспитателя 7Б гимназического класса с <дата>. Нагрузка 1 ставка классного воспитателя. Передано 4 часа уроков истории в 7-х гимназических классах и метод. часа. Предусмотрена оплата за проверку тетрадей в размене 5% от нагрузки. На основании приказа от <дата> № Кузнецовой О.В. увеличена учебная нагрузка на 10 часов уроков истории в 5А, 5Б, 6А, 6В гимназических классах с <дата> в связи с увольнением Ф, На основании приказа № от <дата> должность классного воспитателя признана недействительной. На основании приказа № от <дата> Кузнецова О.В. классный воспитатель переведена на должность учителя истории с <дата>. Других приказов за период с 1997-2002 о занятии штатной должности Кузнецовой О.В. не выявлено.
Согласно акту документальной проверки от <дата>, просмотрены года и установлено следующее: наименование должности «истор.», «учит.ист.»: 1997-1998 уч. год – средн. кл. - 4 часа, мет. часы - 0,8, воспитат.; 1998-1999 уч. год – ср. кл. уч. – 4 ч., мет. часы – 0,8, кл. восп.; 1999-2000 уч. год – ср. кл. уч. – 10 ч., мет. часы – 2 ч., кл. восп. – 1; 2000 - 2001 ученый год - ср. кл. уч. - 10 ч., мет. часы - 2ч., кл. восп. - 1, ГПД - 1; в 2001 - 2002 учебном году (сентябрь 2001 - январь 2002) - ср. кл. уч. - 12 ч., мет. часы - 2,4 ч., кл. восп. – 1; февраль 2002 – август 2002 – ср. кл. уч. – 10 ч., ср. кл. уч. – 12 ч., мет. часы – 2,4 ч., мет. часы – 2 ч., кл. восп. – 1.
Пенсионным органом указано, что наименование должности «классный воспитатель» не предусмотрено вышеуказанным Списками профессий и должностей.
Количество часов педагогической работы Кузнецовой О.В. в качестве учителя истории за период с <дата> по <дата> составило более 240 часов ежегодно. Установлена работа Кузнецовой О.В. по совместительству в должности учителя истории за вышеуказанный период.
Из представленных документов пенсионным органом сделан вывод о том, что в период работы по совместительству в должности учителя истории с <дата> по <дата> норма рабочего времени, установленного за ставку заработной платы отсутствовала. В связи с чем период работы в должности классного воспитателя с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> не включен в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью.
Согласно представленной в материалы дела трудовой книжке АТ-VII №, Кузнецова О.В. имеет высшее образование по специальности учитель. Кузнецова <дата> принята на работу в муниципальную общего среднего образования школу №26 на должность организатора работы с детьми и учителя истории по срочному трудовому договору, <дата> присвоен 8 разряд, <дата> заключен трудовой договор (контракт) как с учителем истории на 1 год с <дата> по <дата>, <дата> продлен трудовой договор (контракт) с учителем истории до <дата>, как с завучем по воспитательной работе на 1 год с <дата> по <дата>, <дата> назначена на должность заместителем директора по воспитательной работе, <дата> освобождена от должности заместителя директора по воспитательной работе, <дата> назначена учителем истории по трудовому договору сроком на 1 год с <дата> по <дата>, <дата> освобождена от занимаемой должности по собственности желанию. Кузнецова О.В. <дата> принята на работу в МБОУ г. Костромы «Гимназия №15» по контракту на должность классного воспитателя с ведением уроков по истории, <дата> переведена на должность учителя истории.
В материалы дела представлен приказ МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа №26 им. Героя Советского Союза В.В. Князева» от <дата> №, из которого следует, что Кузнецова О.В. принята на должность организатора работы с детьми по срочному трудовому договору сроком на 1 год с <дата> по <дата>. Также представлен приказ МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа №26 им. Героя Советского Союза В.В. Князева» от <дата> №, согласно которому Кузнецова О.В. назначена организатором работы с детьми и учителем истории на 12 учебных часов с <дата>.
В платежных ведомостях не указано, по какой должности начислена Кузнецовой О.В. заработная плата за период с <дата> по <дата>. В карточке-справке работника указаны обе должности. Приказов о вменении истцу дополнительных трудовых обязанностей после приема на работу не выносилось. При таких обстоятельствах суд полагает установленным тот факт, что в период с <дата> по <дата> истец работала организатором работы с детьми и учителем истории, в связи с чем данный период подлежит включению в её специальный стаж. Данный факт подтвержден записями в трудовой книжке, копией приказа МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа №26 им. Героя Советского Союза В.В. Князева» от <дата> №, уточняющей справкой работодателя, представленной в пенсионный орган.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.11.2014 N 2583-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - выполняющих норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, или работающих на соответствующих должностях на условиях неполного рабочего времени. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ обеспечивает максимально возможный учет периодов осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей в целях реализации права на назначение досрочной трудовой пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение, в Списке поименованы должности «воспитатель» и «старший воспитатель».
Должность «Классный воспитатель» предусмотрена «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 №367.
Согласно п. 11 письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.04.2006 №АФ-100/03, появление должности «классный воспитатель» было обусловлено проведением в начале 90-х годов эксперимента, целью которого являлось упразднение доплат за классное руководство, выплачиваемых учителям за осуществление этой дополнительной работы, и введение в штат общеобразовательных учреждений работников с наименованием должности «классный воспитатель», осуществляющих воспитательную работу и классное руководство в классах в рамках должностных обязанностей. В связи с тем, что для указанных работников не были урегулированы вопросы досрочного пенсионного обеспечения, сокращенной продолжительности рабочего времени, широкого распространения этот эксперимент не получил.
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 17.04.2003 №20-51-1244/20-5, которым органам управления образованием и образовательным учреждениям для руководства в работе направлено Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», было рекомендовано предусматривать и штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности «классный воспитатель» должность «старший воспитатель».
Согласно разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н, предусмотрены следующие должностные обязанности воспитателя (включая старшего). Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
Должность классного воспитателя в качестве самостоятельной должности данным разделом Справочника не предусмотрена.
Как следует из должностных обязанностей классного воспитателя Кузнецовой О.В., утвержденных директором муниципальной средней общего образования гимназии № 15 г. Костромы, классный воспитатель содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, развитию общения, получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых у учреждениях по месту жительства. Вносит необходимые коррективы в их воспитание. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, помощь обучающимся в учебной деятельности. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося. Помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося. Обновляет содержание жизнедеятельности коллектива класса в соответствии с возрастными интересами, требованиями жизни и учреждения. Соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Совместно с органами самоуправления обучающихся активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Повышает систематически свою квалификацию. Участвует в деятельности методического объединения, педагогического совета, совета трудового коллектива, совета гимназии, а также других формах методической работы.
Из приведенных писем Минобразования России и должностных обязанностей истца в период работы в должности классного воспитателя муниципальной средней общего образования гимназии № 15 г. Костромы усматривается, что обязанности, выполняемые истцом по должности «классный воспитатель» фактически являются обязанностями воспитателя, должность которого предусмотрена Списком, и соответствующий период работы подлежит включению в специальный стаж, в том числе с <дата> - при выработке полного рабочего времени за ставку не менее 30 часов в неделю (согласно письму Минобразования России, действовавшему в спорный период)
Поскольку в период работы истца в должности классного воспитателя с <дата> законодательством не были регламентированы нормы нагрузки при совместительстве или совмещении должностей классного воспитателя и учителя непосредственно для исчисления специального стажа, суд полагает необходимым применить в данных целях по аналогии положения п. 2 Перечня должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы – приложения к Положению о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденному Приказом Министерства образования Российской Федерации от 07.12.2000 №3570, согласно которому работа в должности классного воспитателя засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы при условии выполнения педагогическим работником в каждом учебном году работы на должности учителя преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в объеме не менее 6 часов в неделю в общеобразовательных и других образовательных учреждениях.
Истцом после <дата> вырабатывалась в качестве учителя истории учебная нагрузка более 6 часов в неделю.
Учитывая изложенное, спорные периоды работы истца в муниципальной средней общего образования гимназии № 15 г. Костромы в должности классного воспитателя <дата>-<дата>, <дата>-<дата> подлежат включению в её специальный стаж.
Согласно п.п. 5.1., 5.2 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536, периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников. В периоды, указанные в п. 5.1 настоящих Особенностей, педагогические работники и иные работники привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для режима рабочего времени работников организации в каникулярное время.
В примечании к приложению № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» указано, что в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Согласно ст. 166 ТК РФ, служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Согласно ст. 167 ТК РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Из материалов дела следует, что на основании приказов МБОУ г. Костромы «Гимназия №15» от <дата> № о/д, от <дата> № о/д учебный процесс приостанавливался на период с <дата> и с <дата> в связи с предупреждением эпидемиологического распространения острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных учреждения г. Костромы.
Кузнецова О.В. на основании приказа МБОУ г. Костромы «Гимназия №15» от <дата> № л/с направлялась в командировку в г. Смоленск в Смоленский государственный университет на период с <дата> по <дата> в целях сопровождения учащегося гимназии для участия во Всероссийской олимпиаде школьников по истории. Кузнецова О.В. также принимала участие в работе семинара «Историческое образование России: состояние, проблемы, перспективы», что подтверждается справкой от <дата> Смоленского государственного университета.
Поскольку материалами дела подтверждается, что периоды карантина, командировки Кузнецовой О.В. имели место в период её работы в должности учителя в МБОУ г. Костромы «Гимназия №15», в данные периоды она продолжала осуществлять педагогическую деятельности в соответствии с должностными обязанностями, за ней сохранялась заработная плата, работодателем уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, что не оспаривается пенсионным органом, суд считает, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, связанной с педагогической деятельностью, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Из материалов дела следует, что на основании приказов № от <дата>, № от <дата> в МБОУ г. Костромы «Гимназия №15» объявлялась забастовка на период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Кузнецова О.В. принимала участие в забастовках, в связи с чем заработная плата за указанные периоды ей не начислялась и не выплачивалась.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», действовавшим в период проведения забастовки, забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. На время забастовки за участвовавшим в ней работником сохраняется лишь место работы и должность, при этом работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке.
Поскольку в период забастовки истец не только временно добровольно отказалась от выполнения трудовых обязанностей в школе, но и не получала за указанный период заработной платы, периоды забастовок не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В силу ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно представленному стороной ответчика расчету, при включении в специальный стаж истца спорных периодов, за исключением забастовок, на дату обращения в пенсионный орган за назначением пенсии специальный стаж Кузнецовой О.В. достигает установленного законом стажа педагогической деятельности, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости с учетом положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», поэтому исковые требования об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с <дата> подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку требования истца носят неимущественный характер и частично удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецовой О.В. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области включить в специальный стаж работы Кузнецовой О.В., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы в муниципальной средней общего образования школе № 26 в должности учителя истории <дата>-<дата>, в муниципальной средней общего образования гимназии № 15 г. Костромы в должности классного воспитателя <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, период командировки <дата>-<дата>, период карантина <дата>-<дата>.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области назначить досрочную страховую пенсию по старости Кузнецовой О.В. с <дата>.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области в пользу Кузнецовой О.В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.Д. Тележкина