Дело № 2-1056/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Городище Волгоградской области 30 октября 2019 года
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Елистарховой Е.Н.,
при секретаре Сусловой Н.М.,
с участием:
представителя истца администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Богданова М.С., действующего на основании доверенности №18 от 23 октября 2019 года,
представителя ответчика Сыропятова М.В. - Звягина Д.А., действующего на основании доверенности 34АА1876905 от 24 января 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области к Дмитриевой <данные изъяты>, Сыропятову <данные изъяты>, Ивченковой <данные изъяты> об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов и приведении территории в соответствие с ее назначением,
у с т а н о в и л:
администрация Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что ответчики Дмитриева Ю.С., Сыропятов М.В. и Ивченкова Е.А. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории Городищенского городского поселения <адрес>.
При осуществлении рейдового мероприятия по обследованию земель сельскохозяйственного назначения в границах Городищенского городского поселения, администрацией Городищенского муниципального района <адрес> выявлено злостное невыполнение природоохранного законодательства собственниками вышеуказанного земельного участка, а именно на земельном участке с кадастровым номером № производится длительное размещение отходов.
Между тем, указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, он не является полигоном ТБО, внесенным в региональный реестр объектов размещения отходов; лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности на данный участок собственниками не оформлялась.
Так, в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 28863 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, территория Городищенского городского поселения установлены места несанкционированнго размещения отходов в виде мусора от сноса и разборки зданий несортированный - код по ФККО-8 12 901 01 72 4 и пр., на почве общей площадью 120 кв.м., объемом 60 куб.м. территория земельного участка на всей площади поросла сорной травянистой растительностью (пырей ползучий, кострец, полынь, лебеда и пр.) и древесно-кустарниковой растительностью (вяз мелколистный), признаков сенокошения и выпаса скота не зафиксировано.
На земельном участке отсутствует покрытие, предотвращающее попадание талых и дождевых вод, в связи с чем, возникает угроза попадания с талыми водами вредных веществ в почву, недра и водосборные площади водных объектов. Отсутствуют ограждающие конструкции, позволяющие удерживать легкие фракции отходов, разносимых ветром, отсутствуют ливневые и дренажные сооружения, позволяющие в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды собирать с талыми и дождевыми водами загрязняющие вещества, выделяющиеся из отходов.
Истец указывает, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на территории Городищенского городского поселения <адрес>, принадлежащем на праве собственности ответчикам, незаконно организовано размещение отходов от сноса и разбора зданий, что представляет реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.
В связи с изложенным, администрация Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <адрес>, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать собственников земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории Городищенского городского поселения Волгоградской области Дмитриеву Ю.С., Ивченкову Е.А., Сыропятова М.В. ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на данном земельном участке путем их сбора и вывоза на объект, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов и привести земельный участок в соответствии с его назначением, путем проведения мероприятий по защите земель от зарастания сорной травянистой и древесной растительностью в срок три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности Богданов М.С. исковые требования, с учетом их уточнений, поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Ответчики Дмитриева Ю.С., Ивченкова Е.А., Сыропятов М.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не поступало.
Представитель соответчика Сыропятова М.В. по доверенности Звягин Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что вина Сыропятова М.В. в захламлении спорного участка отсутствует, поскольку на момент проведения осмотра земельного участка 01 октября 2018 года, его собственниками являлись Дмитриева Ю.С. (1/3 доли) и Ивченкова Е.А. (2/3 доли), а потому полагает, что именно на них должна возлагаться обязанность по приведению земельного участка в пригодное для использования состояние. Указывает, что о проведении проверки земельного участка Сыропятов М.В. не был извещен, участия в проверке не принимал, акт о выявленных нарушениях составлен в одностороннем порядке. Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо - администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области о дате рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако ее представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Определив в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
В соответствии с положениями статей 209, 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
В силу положений частей 6, 7 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик Дмитриева Ю.С. с 13 июня 2017 года является собственником 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории администрации Городищенского городского поселения <адрес>, ФИО3 является собственником 1/3 доли указанного земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ, Ивченкова Е.А. является собственником 1/3 доли спорного земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждены выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2019-22363671.
Согласно акту осмотра территории № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному отделом по сельскому хозяйству и экологии администрации Городищенского муниципального района <адрес> по итогам проведения рейдового мероприятия по обследованию земель сельскохозяйственного назначения в границах Городищенского городского поселения, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 28863 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства по адресу: <адрес>, территория Городищенского городского поселения установлены локальные места несанкционированного размещения отходов в виде мусора от сноса и разборки зданий несортированный - код по ФККО - 8 12 901 01 72 4 и пр., на почве общей площадью 120 кв.м., объемом 60 куб.м. Территория земельного участка на всей площади поросла сорной травянистой растительностью (пырей ползучий, полынь и пр.), признаков сенокошения и выпаса скота не зафиксировано. Земельный участок по целевому назначению не используется.
Из акта осмотра территории № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного отделом по сельскому хозяйству и экологии администрации Городищенского муниципального района <адрес>, следует, что на спорном земельном участке с кадастровым номером № установлены локальные места несанкционированного размещения отходов в виде мусора от сноса и разборки зданий несортированный - код по ФККО - 8 12 901 01 72 4 и пр., на почве общей площадью 120 кв.м., объемом 60 куб.м. Координаты мест захламления: 48,83845 44,47622; 48,84921 44,39891; 48, 83750 44,47593. Территория земельного участка на всей площади поросла сорной растительностью (пырей ползучий, полынь и пр.), признаков сенокошения и выпаса скота не зафиксировано. Земельный участок по целевому назначению не используется.
Акты осмотра оформлены коллегиально, к ним приложены фототаблицы, из которых следует, что на земельном участке с кадастровым номером № размещены отходы. В опровержение фактов, отраженных в актах осмотра, ответчиками никаких доказательств не представлено.
Между тем, земельный участок с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, то есть полигоном для размещения отходов не является. Фактически представляет собой несанкционированную свалку, то есть необустроенную территорию, функционально непредназначенную для размещения бытовых и промышленных отходов, что угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Довод представителя ответчика Сыропятова М.В. - Звягина Д.А. о том, что вина Сыропятова М.В. в захламлении земельного участка с кадастровым номером № отсутствует, поскольку на момент проведения осмотра земельного участка ДД.ММ.ГГГГ, его собственниками являлись Дмитриева Ю.С. (1/3 доли) и Ивченкова Е.А. (2/3 доли), суд находит несостоятельным, поскольку факты, установленные актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены также в ходе судебного разбирательства актом осмотра территории № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом право на 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером № у ответчика Сыропятова М.В. возникло на основании договора купли-продажи от 05 июля 2018 года.
Ссылка представителя Звягина Д.А. на несоответствие акта осмотра территории требованиям относимости и допустимости по тем основаниям, что Сыропятов М.В. не извещен о проведении осмотра земельного участка и не принимал участие в осмотре, судом не принята во внимание, поскольку акты осмотра территории составлены с соблюдением установленного законом порядка, а потому соответствуют требованиям относимости, допустимости (ст. ст. 55, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ),
Согласно положению о порядке проведения мониторинга землепользования на территории Городищенского муниципального района, проведение мониторинга землепользования участниками рабочей группы осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных сотрудников на объекты земельных отношений, при проведении мониторинга возможна фотофиксация объектов.
Таким образом, разрешая исковые требования, судом установлено, что загрязнение спорного земельного участка с кадастровым номером № и образование на нем несанкционированной свалки явилось следствием бездействия собственников земельного участка Дмитриевой Ю.С., Сыропятова М.В. и Ивченковой Е.А., а потому суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <адрес> о возложении на ответчиков обязанности ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на территории Городищенского городского поселения <адрес>, путем их сбора и вывоза на объект, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов и привести земельный участок в соответствии с его назначением, путем проведения мероприятий по защите земель от зарастания сорной травянистой и древесной растительностью в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области к Дмитриевой <данные изъяты>, Сыропятову <данные изъяты>, Ивченковой <данные изъяты> об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов и приведении территории в соответствие с ее назначением - удовлетворить.
Обязать Дмитриеву <данные изъяты>, Сыропятова <данные изъяты>, Ивченкову <данные изъяты> ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № путем их сбора и вывоза на объект, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов и привести земельный участок в соответствие с его назначением, путем проведения мероприятий по защите земель от зарастания сорной травянистой и древесной растительностью в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Дмитриевой <данные изъяты>, Сыропятова <данные изъяты>, Ивченковой <данные изъяты> государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Городищенского муниципального района Волгоградской области в размере 300 рублей, в равных долях, то есть по 100 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда в окончательной форме изготовлен 01 ноября 2019 года.
Судья Е.Н. Елистархова