№ 2-2682/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2015 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Спицыной О.А.
при секретаре Юрчак Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова В. Ю. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнов В.Ю. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивировал тем, что с dd/mm/yy он содержался в ИВС УМВД России по г. Костроме. Условия содержания были ненадлежащими, нарушались его права, а именно: стены камер были цементными, камера не была оборудована необходимой мебелью, не соблюдалась норма санитарной площади, искусственное и естественное освещение камер было недостаточным, отсутствовала вентиляция, не были обеспечены условия приватности при использовании туалета, унитаз не был отгорожен от жилой площади, помывка в душе не предоставлялась, дезинфекцию камер не проводили, что вызывало антисанитарию, присутствовали насекомые, на прогулки выводили не каждый день, прогулка длилась на более 10-20 минут, питание предоставлялось ненадлежащего качества, истец постоянно испытывал чувство голода. Подобные условия содержания причиняли ему нравственные страдания. В соответствии с изложенным просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.
Истец Смирнов В.Ю. о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН по Вологодской области, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Костромской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представили отзыв, согласно которому иск не признали, считают Минфин РФ ненадлежащим ответчиком, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Представитель 3-го лица УМВД России по Костромской области Ащеулова Л.Л. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, пояснила, что Смирнов В.Ю., согласно имеющейся документации, содержался в ИВС УМВД России по г. Костроме с dd/mm/yy, содержался в камерах № (<данные изъяты> кв.м.) и № (<данные изъяты> кв.м.). За весь период с истцом содержалось 2-3 человека, т.е. норма санитарной площади <данные изъяты> кв.м. соблюдалась. В соответствии с журналом выводов на прогулки, истцу ежедневно предоставлялась прогулка продолжительностью 1 час. Содержание камер в надлежащем состоянии подтверждается актом комиссионного обследования технического состояния от dd/mm/yy: камеры оборудованы кроватями, окнами, санузлами, имеется как искусственная, так и естественная вентиляция, камеры оборудованы необходимыми предметами мебели: столами, скамейками, шкафами. В ИВС имеется санпропускник, душ, дезкамера. В соответствии с журналом санитарного состояния, санитарное состояние ИВС в указанный период удовлетворительное. Проводилась дезинфекция постельных принадлежностей, одежды. Дезкамера находилась в рабочем состоянии и в период нахождения истца функционировала. Помывка истцу предоставлялась dd/mm/yyг., что следует из регистрации банных дней. Санузел отгорожен от жилой площади кирпичной перегородкой 120см, с дверцей, что соответствует инструкции по проектированию объектов ОВД СП 12-95 МВД России. Истцу предоставлялось разнообразное питание, которое соответствовало нормам положенности, установленным Правительству РФ. В соответствии со справкой, составленной прокурором г. Костромы от dd/mm/yy, нарушений условий содержания лиц в ИВС не установлено.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, суд приходит к следующему.
В силу статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно статье 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно части 1 ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 23 названного Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1069 ГПК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Смирнов В.Ю. содержался в ИВС УМВД России по г. Костроме с dd/mm/yy
Содержался в камерах № (<данные изъяты> кв.м.) и № (<данные изъяты>.м.).
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом Министерства внутренних дел РФ от 22.11.2005 N 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (п. 42).
Согласно ст. 23 Закона, п. п. 43, 44, 45 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями, в том числе постельным бельем.
Им должна быть предоставлена возможность не реже одного раза в неделю помывки в душе и смены постельного белья.
Пунктом 45 Правил предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиоприемником для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Из журнала выводов содержащихся лиц в ИВС следует, что с истцом в камерах содержалось не более 3-х человек, т.е. норма санитарной площади 4 кв.м. была соблюдена.
В период содержания Смирнова В.Ю. в ИВС бытовые условия частично отвечали требованиям ПВР: задержанные обеспечивались индивидуальным спальным местом, выдавались постельные принадлежности.
В камере имелась раковина, водопроводная вода, необходимая мебель, вентиляция, окна, лампы дневного света, стены оштукатурены под побелку (акт комиссионного обследования технического состояния ИВС от dd/mm/yy).
Санитарное состояние камер было удовлетворительное. dd/mm/yy в помещениях проводилась дератизация, о чем составлен акт ФГУЗ “Дезинфекционная станция в г. Костроме”.
Согласно Журналу регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер изолятора Смирнов В.Ю. выводился на прогулки dd/mm/yy, продолжительностью 1 час.
Согласно журналу регистрации банных дней, Смирнову В.Ю. предоставлялась помывка в душе dd/mm/yy.
Доказательств тому, что истцу предоставлялось ненадлежащее питание, суду не представлено.
Смирнов В.Ю. в период содержания получал от родственников (матери) продукты питания (котлеты, колбаса, яйца, яблоки, печенье, зефир, вода, помидоры, сыр)
Жалоб от лиц, содержащихся в ИВС в период до dd/mm/yy года, не поступало, что следует из справки о проверке законности, обоснованности, условий содержания, составленной прокурором г. Костромы от dd/mm/yy.
Таким образом, доводы истца в вышеуказанной части своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли.
Как следует из технического паспорта здания по адресу: ... (ИВС), в каждой камере установлен унитаз, раковина.
Представитель 3-го лица в суде указал, что унитаз отгорожен от жилой площади перегородкой с дверью высотой 1,20м.
Вместе с тем, наличие одной перегородки указанной высоты не обеспечивает необходимого уединения при использовании туалета, поскольку камера рассчитана на содержание нескольких человек, а указанная зона полностью не отгорожена от жилой площади общей камеры.
Тот факт, что истцу пришлось пользоваться туалетом, помещение которого не обеспечивает уединения, в одной камере с другими задержанными, сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить нравственные и физические страдания.
Таким образом, условия содержания Смирнова В.Ю. в вышеуказанный период не соответствовали в полной мере требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также требованиям Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в органах внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от 22 ноября 2005 года.
Размер компенсации морального вреда определяется судом по правилам ст. ст. 1099, 1101 ГК РФ с учетом требований разумности и справедливости, характера причиненных потерпевшему страданий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 своего Постановления "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. N 10 (в редакции от 06.02.2007г.) указал, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При определении размера компенсации за ненадлежащее содержание (отсутствие приватности при использовании туалета) суд учитывает фактические обстоятельства дела, период, в течение которого истец находился в условиях, не отвечающих установленным законом требованиям, индивидуальные особенности истца, а также требования разумности и справедливости, и приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации в сумме <данные изъяты> рублей.
В остальной части требований о компенсации морального вреда истцу следует отказать.
Надлежащим ответчиком по настоящему иску является Министерство финансов Российской Федерации в силу требований ст. 1071 ГК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смирнова В. Ю. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Смирнова В. Ю. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В остальной части иска Смирнову В.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Спицына
...