Решение по делу № 33-870/2023 от 05.09.2023

Председательствующий – Палагин А.В.

дело № 33-870/2023

номер дела в суде первой инстанции 2-558/2023

УИД 02RS0006-01-2023-000736-60

строка статистической отчетности 2.121

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 октября 2023 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Кокшаровой Е.А., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Енчинова Олега Осиповича – Бахрамаевой Светланы Васильевны на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 04 июля 2023 года, которым

исковое заявление Енчинова Олега Осиповича к администрации МО «Улаганский район» об оспаривании решения (протокола) жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» от 03.12.2018 г. № 26, исключении сведений об исключении Енчинова О.О. из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности поставить в очередь на получение жилищной субсидии в категорию «пенсионеры» с 31.03.2006 г. оставлено без удовлетворения в полном объёме.

Заслушав доклад судьи Плотниковой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Енчинов О.О. обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район», в окончательной редакции просил признать незаконным решение (протокол) жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» от <дата>., исключить в постановлении администрации МО «Улаганский район» от <дата> сведения об исключении Енчинова О.О. из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать администрацию МО «Улаганский район» поставить Енчинова О.О. в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «пенсионеры» с <дата> В обоснование исковых требований указано, что с <дата> истец состоял на учёте граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, имел трудовой стаж 33 года, постоянно проживал в <адрес>. С 2012 года по 2018 год Енчинов О.О. владел жилым помещением, расположенным в г. Горно-Алтайске, при этом не имел замечаний от жилищной комиссии. Решением жилищной комиссии Енчинов О.О. был снят с учёта граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на основании подп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учета граждан. Считает, что по смыслу ст. 6 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей» приобретение жилого помещения за пределами местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не является основанием для исключения из списка, что подтверждается кассационным определением Верховного Суда РФ от 05.06.2020 г. № 53. На дату приобретения жилья в г. Горно-Алтайске законодательство содержало запрет на приобретение жилья только в других регионах России. Подпункт «д» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан утратил силу с 23.10.2020 г. Решение жилищной комиссии о снятии истца с учёта является незаконным, поскольку комиссии следовало руководствоваться нормой предоставления, а не учётной нормой. В составе семьи истца было трое человек, с заявлением об исключении кого-либо из состава семьи Енчинов О.О. не обращался. Комиссия лишила истца предусмотренного ст. 6 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей» права распорядиться принадлежащим ему жилым помещением, расположенным в <адрес>, не учла, что основанием первичного учёта Енчинова О.О. было наличие у истца необходимого трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. За время учёта Енчинов О.О. не получал субсидий на улучшение жилищных условий, не имел замечаний от уполномоченного органа и до настоящего времени отвечает требованиям Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», что в совокупности лишило истца права на улучшение жилищных условий при выезде из Улаганского района.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе представитель Енчинова О.О. – Бахрамаева С.В., указывая, что изначально Енчинов О.О. был поставлен на учет как гражданин, имеющий стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям и не имеющий жилья в других регионах. Енчинов О.О. на момент постановки на учет имел стаж 33 года. Приобретение им жилья в г. Горно-Алтайске означает приобретение им жилья в пределах одного субъекта. При отчуждении гражданином после постановки на учет в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору отчуждения. То есть ответчик имел право, в случае предоставления жилищной субсидии, уменьшить его размер на сумму, полученную по договору купли-продажи от <дата> Применение судом редакции Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на 2018 г. не основано на законе, не допускается придание закону обратной силы. Истец намеренно не ухудшал своих жилищных условий, закон допускает отчуждение жилых помещений. Своих жилых помещений истец не скрывал от жилищной комиссии. Истец до настоящего времени имеет право на получение жилищной субсидии, так как отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Подпункт «д» пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который применен судом, утратил силу.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица – Министерства регионального развития Республики Алтай просил оставить решение суда без изменения.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя Енчинова О.О. Бахрамаеву С.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании письменного заявления Енчинова О.О. от <дата> о постановке на учёт на получение «северной» квартиры при наличии трудового стажа 33 года, в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положением о регистрации и учёте граждан, постановлением жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» от <дата> -с Енчинов О.О. поставлен на учёт граждан для улучшения жилищных условий в категорию «работающие» (л.д. 13).

На дату первичного учёта в 2003 году Енчинов О.О. постоянно проживал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в <адрес> Республики Алтай, <адрес>. Имел необходимый трудовой стаж, не имел прав на жилые помещения, расположенные за пределами Улаганского района, потому принят на учёт администрацией МО «Улаганский район» как лицо, не имеющее других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

<дата> Енчинов О.О. обращался в администрацию МО «Улаганский район» с письменным заявлением о переводе его из категории «работающие» в категорию «пенсионеры» и включении в состав его семьи супругу Енчинову З.Т. и сына Енчинова Р.О., что подтверждается заявлением истца в материалах учётного дела.

Копия постановления о принятии уполномоченным органом решения о переводе Енчинова О.О. в категорию «пенсионеры», включении в состав его семьи супруги и сына ответчиком не представлена. Однако с учётом сведений ГУ-УПФР в Улаганском районе о назначении пенсии, данных трудовой книжки истца, справки администрации МО «Чибилинское сельское поселение» о составе семьи истца, положений п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, суд пришел к выводу, что с <дата> произошло увеличение состава семьи Енчинова О.О. до трёх человек, включая супругу и сына. С даты назначения Енчинову О.О. пенсии по старости <дата> произошло изменение категории учёта «работающие» на «пенсионеры».

<дата> Енчинов О.О. приобрел в собственность жилое помещение площадью 34,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что не отнесено к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, которым владел до отчуждения 10.07.2018 г.

<дата> по итогам заседания жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» принято решение (протокол) № 26 о снятии Енчинова О.О. с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

<дата> постановлением администрации МО «Улаганский район» № 769 Енчинов О.О. снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан.

Установив в ходе судебного разбирательства, что истец, состоявший с 2003 года на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, выделяемых за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, правомерно снят с указанного учета как лицо, приобретшее в 2012 году жилое помещение в г. Горно-Алтайске и утратившее в связи с этим право состоять на указанном учете, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.10.2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст. 53 Жилищного кодекса РФ, Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. №879, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных юридически значимых обстоятельствах по делу.

Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом РФ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статья 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции, действовавшей в период с 01.01.2003 г. до 31.12.2011 г., предусматривала, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции, действовавшей с 01.01.2012 г. до 20.07.2020 г.) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Федеральный законодатель изменил правовое регулирование и установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее <дата>, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении соответствующих условий, в том числе, если гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 ЖК РФ.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Положение).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.1992 г. № 239 «Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов» с 01.04.1992 г. Кош-Агачский и Улаганский районы Республики отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

В соответствии с пунктами 24, 25 Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

По смыслу приведенных выше положений законодательства соответствие гражданина условиям, установленным в ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определено в качестве основного критерия для предоставления жилищной субсидии, которое должно сохраняться на протяжении реализации права на такую субсидию.

Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения.

Согласно п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. №879 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (подп. «д»).

Таким образом, для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и не имеющих за их пределами других жилых помещений, факт приобретения жилья означал исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, раскрывая природу и назначение жилищных гарантий, обращал внимание на необходимость их предоставления лишь реально нуждающимся в них лицам и отмечал, что такое правовое регулирование соотносится со ст. 40 (ч.3) Конституции РФ и обеспечивает реализацию закрепленного в ее ст.19 принципа равенства (определения от 26.10.2021 г. №2222-О, от 21.07.2022 г. №1939-О).

Как указано выше 24.12.2012 г. Енчинов О.О. приобрел за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жилое помещение (квартиру) площадью 34,8 кв.м, в <адрес>, собственником которого был по 10.07.2018 г. После 10.07.2018 г. Енчинов О.О. в собственности жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не имел.

<дата> по итогам заседания жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» принято решение (протокол) № 26 о снятии Енчинова О.О. с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан (пункт 7 Протокола).

На дату принятия оспариваемого истцом решения (протокола) жилищной комиссии администрации МО «Улаганский» район» от 03.12.2018 г. действовала редакция Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которой право на получение жилищных субсидий имели граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, и не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Таким образом, приобретение истцом или членами его семьи жилого помещения, как это было предписано подп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, являлось достаточным основанием для снятия лица с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на основании Положения о регистрации и учёте граждан.

Факт отчуждения в июле 2018 истцом приобретенного им в декабре 2012 года жилого помещения в г. Горно-Алтайске не свидетельствует о неправомерности действий ответчика и о наличии оснований для сохранения за Енчиновым О.О. права состоять на учете на получение субсидии с 31.03.2006 г.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не установлена нуждаемость истца по состоянию на дату постановки на учет, подлежат отклонению, поскольку основанием истца для снятия счета являлось приобретение жилого помещения в 2012 году.

Отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним обязательным условием возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истец до настоящего времени имеет право на получение жилищной субсидии, так как отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» является несостоятельной в силу следующего.

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п. 22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно которому, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Судебная коллегия отмечает, что если у истца возникло право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, то его повторная постановка на учет производится на общих основаниях. С учетом требований Федерального закона №125-ФЗ и положений Жилищного кодекса РФ истец не лишен возможности обратиться в администрацию МО «Улаганский район» в установленном законом порядке с соответствующим заявлением.

Суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных РФ принципов разделения властей и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления и судов общей юрисдикции (ст.ст. 10, 11, 12 Конституции РФ).

Согласно п. 9 Положения о регистрации, регистрация граждан, относящихся к названной категории, осуществляется добровольно и носит заявительный характер.

Приходя к выводам о том, что Енчинов О.О. не подлежит восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при приобретении им жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, судом обоснованно учтено, что Федеральный закон №125-ФЗ и Положение о регистрации и учете граждан связывают принятия решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат лишь с самим по себе фактом наступления указанных событий.

Статьей 2 Федерального закона от 20.07.2020 г. №228-ФЗ установлено, что действие положений ст. 1 Закона (в действующей редакции данного закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Таким образом, законодателем придана обратная сила положениям Федерального закона от 20.07.2020 г. №228-ФЗ в части внесения изменений в ст. 1 Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем, независимо от даты принятия истца на учет, требованиям ст. 1 Закона в действующей редакции он не соответствовал.

Изменения, внесенные в Федеральный закон №125-ФЗ Федеральным законом от 20.07.2020 г. №228-ФЗ, в силу прямого с нем указания, распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие.

То обстоятельство, что в октябре 2020 года (после принятия ответчиком оспариваемых решения и постановления) исключен из п.21 Постановления №879 подп. «д», предписывавший необходимость снятия гражданина с учета в случае приобретения им жилья в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку исключение указанного подпункта произведено одновременно с изменением редакции подп. «и» п. 21 Постановления №879, в силу которого приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является основанием для снятия гражданина с соответствующего учета.

Кроме того, ранее решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 19.03.2019 г. вступившим в законную силу отказано в удовлетворении иска Енчинова О.О. к Администрации МО «Улаганский район» о признании постановления 10.12.2018 г. № 769 в части исключения из списка незаконным, о восстановлении в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 30.08.2021 г. по делу № 2-704/2021, являвшимся предметом проверки судов апелляционной и кассационной инстанций, оставлено без удовлетворения исковое заявление Енчинова Олега Осиповича к Администрации МО «Улаганский район» о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности поставить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 31.03.2006 г. в категорию «пенсионеры» с составом семьи, включая сына Енчинова Романа Олеговича.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ указанные решения суда имеют для настоящего дела преюдициальное значение, обстоятельства, установленные решением суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению как несоответствующие материалам дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. С учетом изложенного состоявшееся решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 04 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Енчинова Олега Осиповича – Бахрамаевой Светланы Васильевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи Е.А. Кокшарова

М.В. Плотникова

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <дата>

Председательствующий – Палагин А.В.

дело № 33-870/2023

номер дела в суде первой инстанции 2-558/2023

УИД 02RS0006-01-2023-000736-60

строка статистической отчетности 2.121

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 октября 2023 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Кокшаровой Е.А., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Енчинова Олега Осиповича – Бахрамаевой Светланы Васильевны на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 04 июля 2023 года, которым

исковое заявление Енчинова Олега Осиповича к администрации МО «Улаганский район» об оспаривании решения (протокола) жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» от 03.12.2018 г. № 26, исключении сведений об исключении Енчинова О.О. из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности поставить в очередь на получение жилищной субсидии в категорию «пенсионеры» с 31.03.2006 г. оставлено без удовлетворения в полном объёме.

Заслушав доклад судьи Плотниковой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Енчинов О.О. обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район», в окончательной редакции просил признать незаконным решение (протокол) жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» от <дата>., исключить в постановлении администрации МО «Улаганский район» от <дата> сведения об исключении Енчинова О.О. из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать администрацию МО «Улаганский район» поставить Енчинова О.О. в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «пенсионеры» с <дата> В обоснование исковых требований указано, что с <дата> истец состоял на учёте граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, имел трудовой стаж 33 года, постоянно проживал в <адрес>. С 2012 года по 2018 год Енчинов О.О. владел жилым помещением, расположенным в г. Горно-Алтайске, при этом не имел замечаний от жилищной комиссии. Решением жилищной комиссии Енчинов О.О. был снят с учёта граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на основании подп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учета граждан. Считает, что по смыслу ст. 6 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей» приобретение жилого помещения за пределами местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не является основанием для исключения из списка, что подтверждается кассационным определением Верховного Суда РФ от 05.06.2020 г. № 53. На дату приобретения жилья в г. Горно-Алтайске законодательство содержало запрет на приобретение жилья только в других регионах России. Подпункт «д» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан утратил силу с 23.10.2020 г. Решение жилищной комиссии о снятии истца с учёта является незаконным, поскольку комиссии следовало руководствоваться нормой предоставления, а не учётной нормой. В составе семьи истца было трое человек, с заявлением об исключении кого-либо из состава семьи Енчинов О.О. не обращался. Комиссия лишила истца предусмотренного ст. 6 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей» права распорядиться принадлежащим ему жилым помещением, расположенным в <адрес>, не учла, что основанием первичного учёта Енчинова О.О. было наличие у истца необходимого трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. За время учёта Енчинов О.О. не получал субсидий на улучшение жилищных условий, не имел замечаний от уполномоченного органа и до настоящего времени отвечает требованиям Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», что в совокупности лишило истца права на улучшение жилищных условий при выезде из Улаганского района.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе представитель Енчинова О.О. – Бахрамаева С.В., указывая, что изначально Енчинов О.О. был поставлен на учет как гражданин, имеющий стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям и не имеющий жилья в других регионах. Енчинов О.О. на момент постановки на учет имел стаж 33 года. Приобретение им жилья в г. Горно-Алтайске означает приобретение им жилья в пределах одного субъекта. При отчуждении гражданином после постановки на учет в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору отчуждения. То есть ответчик имел право, в случае предоставления жилищной субсидии, уменьшить его размер на сумму, полученную по договору купли-продажи от <дата> Применение судом редакции Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на 2018 г. не основано на законе, не допускается придание закону обратной силы. Истец намеренно не ухудшал своих жилищных условий, закон допускает отчуждение жилых помещений. Своих жилых помещений истец не скрывал от жилищной комиссии. Истец до настоящего времени имеет право на получение жилищной субсидии, так как отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Подпункт «д» пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который применен судом, утратил силу.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица – Министерства регионального развития Республики Алтай просил оставить решение суда без изменения.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя Енчинова О.О. Бахрамаеву С.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании письменного заявления Енчинова О.О. от <дата> о постановке на учёт на получение «северной» квартиры при наличии трудового стажа 33 года, в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положением о регистрации и учёте граждан, постановлением жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» от <дата> -с Енчинов О.О. поставлен на учёт граждан для улучшения жилищных условий в категорию «работающие» (л.д. 13).

На дату первичного учёта в 2003 году Енчинов О.О. постоянно проживал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в <адрес> Республики Алтай, <адрес>. Имел необходимый трудовой стаж, не имел прав на жилые помещения, расположенные за пределами Улаганского района, потому принят на учёт администрацией МО «Улаганский район» как лицо, не имеющее других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

<дата> Енчинов О.О. обращался в администрацию МО «Улаганский район» с письменным заявлением о переводе его из категории «работающие» в категорию «пенсионеры» и включении в состав его семьи супругу Енчинову З.Т. и сына Енчинова Р.О., что подтверждается заявлением истца в материалах учётного дела.

Копия постановления о принятии уполномоченным органом решения о переводе Енчинова О.О. в категорию «пенсионеры», включении в состав его семьи супруги и сына ответчиком не представлена. Однако с учётом сведений ГУ-УПФР в Улаганском районе о назначении пенсии, данных трудовой книжки истца, справки администрации МО «Чибилинское сельское поселение» о составе семьи истца, положений п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, суд пришел к выводу, что с <дата> произошло увеличение состава семьи Енчинова О.О. до трёх человек, включая супругу и сына. С даты назначения Енчинову О.О. пенсии по старости <дата> произошло изменение категории учёта «работающие» на «пенсионеры».

<дата> Енчинов О.О. приобрел в собственность жилое помещение площадью 34,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что не отнесено к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, которым владел до отчуждения 10.07.2018 г.

<дата> по итогам заседания жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» принято решение (протокол) № 26 о снятии Енчинова О.О. с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

<дата> постановлением администрации МО «Улаганский район» № 769 Енчинов О.О. снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан.

Установив в ходе судебного разбирательства, что истец, состоявший с 2003 года на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, выделяемых за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, правомерно снят с указанного учета как лицо, приобретшее в 2012 году жилое помещение в г. Горно-Алтайске и утратившее в связи с этим право состоять на указанном учете, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.10.2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст. 53 Жилищного кодекса РФ, Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. №879, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных юридически значимых обстоятельствах по делу.

Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом РФ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статья 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции, действовавшей в период с 01.01.2003 г. до 31.12.2011 г., предусматривала, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции, действовавшей с 01.01.2012 г. до 20.07.2020 г.) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Федеральный законодатель изменил правовое регулирование и установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее <дата>, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении соответствующих условий, в том числе, если гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 ЖК РФ.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Положение).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.1992 г. № 239 «Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов» с 01.04.1992 г. Кош-Агачский и Улаганский районы Республики отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

В соответствии с пунктами 24, 25 Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

По смыслу приведенных выше положений законодательства соответствие гражданина условиям, установленным в ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определено в качестве основного критерия для предоставления жилищной субсидии, которое должно сохраняться на протяжении реализации права на такую субсидию.

Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения.

Согласно п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. №879 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (подп. «д»).

Таким образом, для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и не имеющих за их пределами других жилых помещений, факт приобретения жилья означал исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, раскрывая природу и назначение жилищных гарантий, обращал внимание на необходимость их предоставления лишь реально нуждающимся в них лицам и отмечал, что такое правовое регулирование соотносится со ст. 40 (ч.3) Конституции РФ и обеспечивает реализацию закрепленного в ее ст.19 принципа равенства (определения от 26.10.2021 г. №2222-О, от 21.07.2022 г. №1939-О).

Как указано выше 24.12.2012 г. Енчинов О.О. приобрел за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жилое помещение (квартиру) площадью 34,8 кв.м, в <адрес>, собственником которого был по 10.07.2018 г. После 10.07.2018 г. Енчинов О.О. в собственности жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не имел.

<дата> по итогам заседания жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» принято решение (протокол) № 26 о снятии Енчинова О.О. с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан (пункт 7 Протокола).

На дату принятия оспариваемого истцом решения (протокола) жилищной комиссии администрации МО «Улаганский» район» от 03.12.2018 г. действовала редакция Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которой право на получение жилищных субсидий имели граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, и не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Таким образом, приобретение истцом или членами его семьи жилого помещения, как это было предписано подп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, являлось достаточным основанием для снятия лица с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на основании Положения о регистрации и учёте граждан.

Факт отчуждения в июле 2018 истцом приобретенного им в декабре 2012 года жилого помещения в г. Горно-Алтайске не свидетельствует о неправомерности действий ответчика и о наличии оснований для сохранения за Енчиновым О.О. права состоять на учете на получение субсидии с 31.03.2006 г.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не установлена нуждаемость истца по состоянию на дату постановки на учет, подлежат отклонению, поскольку основанием истца для снятия счета являлось приобретение жилого помещения в 2012 году.

Отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним обязательным условием возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истец до настоящего времени имеет право на получение жилищной субсидии, так как отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» является несостоятельной в силу следующего.

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п. 22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно которому, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Судебная коллегия отмечает, что если у истца возникло право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, то его повторная постановка на учет производится на общих основаниях. С учетом требований Федерального закона №125-ФЗ и положений Жилищного кодекса РФ истец не лишен возможности обратиться в администрацию МО «Улаганский район» в установленном законом порядке с соответствующим заявлением.

Суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных РФ принципов разделения властей и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления и судов общей юрисдикции (ст.ст. 10, 11, 12 Конституции РФ).

Согласно п. 9 Положения о регистрации, регистрация граждан, относящихся к названной категории, осуществляется добровольно и носит заявительный характер.

Приходя к выводам о том, что Енчинов О.О. не подлежит восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при приобретении им жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, судом обоснованно учтено, что Федеральный закон №125-ФЗ и Положение о регистрации и учете граждан связывают принятия решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат лишь с самим по себе фактом наступления указанных событий.

Статьей 2 Федерального закона от 20.07.2020 г. №228-ФЗ установлено, что действие положений ст. 1 Закона (в действующей редакции данного закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Таким образом, законодателем придана обратная сила положениям Федерального закона от 20.07.2020 г. №228-ФЗ в части внесения изменений в ст. 1 Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем, независимо от даты принятия истца на учет, требованиям ст. 1 Закона в действующей редакции он не соответствовал.

Изменения, внесенные в Федеральный закон №125-ФЗ Федеральным законом от 20.07.2020 г. №228-ФЗ, в силу прямого с нем указания, распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие.

То обстоятельство, что в октябре 2020 года (после принятия ответчиком оспариваемых решения и постановления) исключен из п.21 Постановления №879 подп. «д», предписывавший необходимость снятия гражданина с учета в случае приобретения им жилья в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку исключение указанного подпункта произведено одновременно с изменением редакции подп. «и» п. 21 Постановления №879, в силу которого приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является основанием для снятия гражданина с соответствующего учета.

Кроме того, ранее решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 19.03.2019 г. вступившим в законную силу отказано в удовлетворении иска Енчинова О.О. к Администрации МО «Улаганский район» о признании постановления 10.12.2018 г. № 769 в части исключения из списка незаконным, о восстановлении в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 30.08.2021 г. по делу № 2-704/2021, являвшимся предметом проверки судов апелляционной и кассационной инстанций, оставлено без удовлетворения исковое заявление Енчинова Олега Осиповича к Администрации МО «Улаганский район» о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности поставить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 31.03.2006 г. в категорию «пенсионеры» с составом семьи, включая сына Енчинова Романа Олеговича.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ указанные решения суда имеют для настоящего дела преюдициальное значение, обстоятельства, установленные решением суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению как несоответствующие материалам дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. С учетом изложенного состоявшееся решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 04 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Енчинова Олега Осиповича – Бахрамаевой Светланы Васильевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи Е.А. Кокшарова

М.В. Плотникова

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <дата>

33-870/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Енчинов Олег Осипович
Ответчики
администрация МО "Улаганский район"
Другие
Министерство регионального развития Республики Алтай
Бахрамаева Светлана Васильевна
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Палагин А.В. судья Улагансого районного суда
Дело на сайте суда
vs.ralt.sudrf.ru
07.09.2023Передача дела судье
04.10.2023Судебное заседание
04.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее