Дело № 33-8614/2023 (2-36/2023)
Судья Катаев О.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Варовой Л.Н., судей Смирновой М.А., Братчиковой М.П. при секретаре Глуховой О.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 12 сентября 2023 года гражданское дело по иску Шаховой Ларисы Алексеевны к администрации Орджоникидзевского района города Перми, администрации города Перми, Департаменту дорог и благоустройства администрации города Перми о возложении обязанностей подготовить проектную документацию на дорогу, провести необходимые мероприятия, встречному иску администрации Орджоникидзевского района города Перми, администрации города Перми к Шаховой Ларисе Алексеевне о возложении обязанностей по приведении территории в первоначальное положение,
по апелляционным жалобам администрации города Перми, Шаховой Ларисы Алексеевны на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 05 мая 2023 года,
Заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения представителя Пикмана М.Г., представителя ответчиков администрации г. Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми Величко М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
определила:
Шахова Л.А. с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в суд с иском к администрации Орджоникидзевского района г. Перми, администрации города Перми, Департаменту дорог и благоустройства администрации г. Перми с требованием о возложении обязанности подготовить проектную документацию на дорогу, проходящую вдоль земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь Орджоникидзевский район, жилой район Заозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок 14; возложении обязанность по результатам разработки проектной документации провести все необходимые мероприятия по приведению дороги, проходящей вдоль земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь Орджоникидзевский район, жилой район Заозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок 14, в нормативное состояние; взыскании с администрации Орджоникидзевского района г. Перми издержек в сумме 35000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что Шаховой Л.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:2510409:12. Категория земельного участка - земли населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка - под строительство отдельно стоящего одноквартирного жилого дома (коттеджа). На дороге, которая проходит перед указанным земельным участком, систематически собираются сточные воды, которые остаются там продолжительное время, впоследствии образуют естественный сток по земельному участку истца, формируя на нем глубокую канаву сточных вод. Земельный участок истца расположен в низменной части местности, в связи с этим в период обильного выпадения осадков, снеготаяния к нему стекаются воды, происходит подтопление земельного участка. Истец не может подъехать к земельному участку на личном автомобиле, а также в полном объеме не может использовать земельный участок по назначению. Ответственность за содержание и текущий ремонт автомобильных дорог местного значения, бесхозяйных территорий, внутриквартальных и внутридворовых территорий и проездов, дорог в микрорайонах частной застройки несут администрации районов города. В мае 2021 года истец обращалась в администрацию Орджоникидзевского района г. Перми, просила провести работ по восстановлению дренажно-ливневой канализации улично-дорожной сети. В ответ на обращение администрация сообщила, что сети ливневой канализации на участке, указанном в обращении, отсутствуют. В рамках действующего муниципального контракта обустройство ливневой канализации на территории индивидуальной жилой застройки не предусмотрено, осуществляется только текущее содержание. Мероприятия по отводу ливневых и талых вод от зданий, жилых домов, элементов озеленения и благоустройства, предназначенных для его обслуживания и эксплуатации должны осуществлять собственники имущества. С целью исключения подтопления проезжей части указанной улицы планируется выполнить обследование и при необходимости включить в план работ по содержанию улично-дорожной сети прочистку существующих водоотводных канав. Согласно заключению специалиста ООО «Эксперт-P» от 31 мая 2022 года № Э-20220531/1 причиной затопления земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 является нарушение в обустройстве водоотводной системы дороги. Установленные нарушения могут повлечь разрушение всего дорожного покрытия участка и негативно повлиять на имущество собственников земельных участков, дренажноливневый отвод воды вдоль дороги к земельному участку не соответствует требованиям норм и правил, предъявляемым к системам дорожного водоотвода, для устранения и предотвращения в будущем затоплений земельного участка, а также дорожного покрытия требуется привести дорогу в нормативное состояние.
Администрация Орджоникидзевского района г. Перми, администрация города Перми обратились со встречным иском к Шаховой Л.А. о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу за свой счет привести территорию, прилегающую к автомобильной дороге ул. Шустовская, восточнее земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, жилой район Заозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок 14, в первоначальное положение путем восстановления водоотводной канавы, в случае неисполнения решения суда – взыскании судебной неустойки в соответствии со статьей 308.3 Гражданского кодекса РФ.
В обоснование встречных исковых требований указано, что 28.07.2022 года начальником отдела благоустройства администрации Орджоникидзевского района г. Перми проведено обследование указанного земельного участка, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:2510409:12 расположен в жилом районе Заозерье Орджоникидзевского района по ул. Шустовская, данная автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми, относится к IV эксплуатационной категории содержания. Дорога включена в муниципальный контракт № 51/19 на выполнение работ по содержанию и ремонту улиц и автомобильных дорог в Орджоникидзевском районе города Перми от 30.07.2019г., площадь проезжей части, находящейся в содержании, составляет 6360 кв.м. Вдоль ул. Шустовская оборудована ливневая канализация в виде водоотводных канав, расположенных по обеим сторонам автодороги. Территория земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 очищена от поросли. На участке складированы строительные материалы (щебень). Имеется складирование горючих материалов (порубочные остатки). С восточной стороны земельного участка собственником проведены работы по засыпке водоотводной канавы, расположенной вдоль ул. Шустовской. Также в ходе осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 59:01:2510409:14 оборудована водоприемная канава грунтовых вод с примыканием данной траншеи к водоотводной канаве вдоль ул. Шустовская. Работы по засыпке водоотводной канавы подтверждаются также заключением специалиста № Э-20220531/1, предоставленным Шаховой JI.A. в рамках рассмотрения дела. Водоотводная канава расположена на земельном участке с кадастровым номером 59:01:2510409:180 принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию «Город Пермь».
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 05 мая 2023 исковые требования удовлетворены частично. На администрацию города Перми, Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми возложена обязанность подготовить проектную документацию на дорогу, проходящую вдоль земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, жилой район Заозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок 14 в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу; по результатам разработки проектной документации, провести необходимые мероприятия по приведению дороги, проходящей вдоль земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, жилой район Заозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок 14 в нормативное состояние в течение 6 месяцев с момента подготовки проектной документацию на указанную дорогу. В остальной части требования Шаховой Л.А. к администрации Орджоникидзевского района города Перми отказано.
Встречные исковые требования администрации города Перми к Шаховой Л.А. удовлетворены. На Шахову Л.А. возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу за свой счет привести территорию, прилегающую к автомобильной дороге ул. Шустовская, восточнее земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, жилой район Заозерье, западнее, ул. 1-й Палубной, участок 14 в первоначальное положение, путем восстановления водоотводной канавы. В случае неисполнения в установленный срок решения суда постановлено взыскать с Шаховой Л.А. в пользу администрации города Перми за неисполнение решения суда денежные средства в размере 200 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная со следующего дня по истечении срока, установленного судом для его исполнения до фактического исполнения судебного акта.
Встречные исковые требования администрации Орджоникидзевского района города Перми к Шаховой Л. А. о возложении обязанности оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Шахова Л.А. просит отменить решение суда в части удовлетворения встречных исковых требований. Встречные требования основаны на том, что именно засыпка Шаховой Л.А. водоотводной канавы приводит к затоплению земельного участка, в результате засыпки водоотводной канавы нарушены пропускная способность поверхностных и грунтовых вод. Исполнение решение суда затруднено, поскольку параметры водоотводной канавы не установлены. Более того, только после выполнения ответчиками возложенных на них мероприятий будет установлена необходимость или ее отсутствие в обустройстве водоотводной канавы. Засыпка водоотводной канавы не может квалифицироваться как нарушение права ответчиков.
В апелляционной жалобе ответчик администрация города Перми просит отменить решение суда в части удовлетворения первоначальных требований. С целью реализации полномочий в дорожной сфере в администрации г. Перми существует уполномоченный функциональный орган – Департамент дорог и благоустройства. Администрация г. Перми является ненадлежащим ответчиком. Судебная экспертиза проводилась в зимний период при устойчивом снеговом покрове, в связи с чем факты, касающиеся устройства и оценки состояния конструктивных элементов автомобильной дороги, а также состояние прилегающих к ней земельных участков в ходе экспертизы не устанавливались. Для устранения причин подтопления ливневой и талой водой земельного участка эксперт предлагал несколько методов решения вопросов, одним из которых является увеличение глубины и ширины боковых канав. Работы по углублению водоотводной канавы со стороны земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:2510409:19, 59:01:2510409:22 выполнены подрядной организацией ООО «БОР» в период рассмотрения спора. Судом данные обстоятельства не учтены. Судом выбран способ устранения причин – проведение работ по разработке проектной документации при наличии иного метода. Изготовление проекта на дорогу является затратным мероприятием, данные работы должны проводиться при комплексном подходе. Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами на основании документации по организации дорожного движения документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативами финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог, долгосрочными целевыми программами. Проведение данных работ не представляется возможным в период 2023-2025 г.г., данные обстоятельства судом не исследованы, оценка им не дана. Возлагая обязанность по разработке проекта, суд не учел, что дорога в настоящее время имеется, она включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Перми, дорога включена в муниципальный контракт по содержанию и ремонту улиц. Основания для изготовления проекта на существующую дорогу отсутствуют, решение суда в данной части является неисполненным. Поскольку обследование дороги проводилось в зимний период, то выводы эксперта о несоответствии дороги нормативам и требованиям не обоснованы. В настоящее время дорога имеет водоотводные канавы, обочины, содержится в надлежащем нормативном состоянии в рамках муниципального контракта. Решение, какие виды работ необходимо провести в каждом конкретном случае, принимает уполномоченный орган после проведения соответствующего обследования в период времени года, позволяющий определить конструктивные характеристики объекта. Водоотводная канава на земельном участке с кадастровым номером 59:01:2510409:12 отсутствует, данное несоответствие отражено в экспертном заключении. Именно из-за действий Шаховой Л.А. по засыпке водоотводной канавы происходит подтопление земельного участка.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчиков администрации г. Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми на доводах своей апелляционной жалобы настаивал, доводы апелляционной жалобы Шаховой Л.А. полагает несостоятельными.
Представить истца Шаховой Л.А. – Пикман М.Г. на доводах своей апелляционной жалобы настаивал, доводы апелляционной жалобы администрации г. Перми полагает несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что данные лица были надлежащим образом извещены о дате времени и месте рассмотрения дела, в силу ч. 2 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена заблаговременно на интернет-сайте Пермского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Шахова Л.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, жилой район Зеозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок 14 (т.1 л.д. 11-12,).
Указанный земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером 59:01:2510409:180 (правообладатель муниципальное образование «Город Пермь»). По земельному участку с кадастровым номером 59:01:2510409:180 проходит автомобильная дорога.
Согласно постановлению администрации г. Перми № 298 от 02.06.2009г. автомобильная дорога по ул. Шустовской включена перечень дорог общего пользования местного значения г. Перми. Согласно указанному перечню дорога по ул. Шустовая г. Перми относится к четвертой эксплуатационной категории содержания. Проектная документация на автомобильную дорогу суду не представлена.
Согласно муниципальному контракту № 30/18 от 06 августа 2018 года в 2018 году ООО «Дортехсервис» проведены работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог – обустройство дорог в переходном типе покрытия на земельных участках, предоставленных на бесплатной основе многодетным семьям в микрорайоне Заозерье Орджоникидзевского района г. Перми. В состав работ дорог входит: нарезка водоотводных канав, укладка стальных водопропускных труб с устройством гравийного основания, устройство основания для ПГС с послойным утеплением, устройство покрытия, уплотнение покрытия – укладка щебня из природного камня для строительных работ, устройство, планировка и укрепление откосов – засевом трав. Согласно письму МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» состав выполненных работ по текущему ремонту не предусматривает предварительного проектирования.
Спорный участок дороги содержится подрядной организацией ООО «БОР» в рамках муниципального контракта № 51/19 от 30 июля 2019 года на выполнение работ по содержанию и ремонту улиц и автомобильных дорог в Орджоникидзевском районе г. Перми, заказчиком по которому является МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» (т. 1 л.д. 114-23 ).
В периоды дождей, снеготаяния происходит подтопление ливневой и талой водой земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12.
17 июня 2021 года на обращение Шаховой Л.А. администрацией Орджоникидзевского района г. Перми дан ответ о том, что сети ливневой канализации на участке, указанном в обращении, отсутствуют. В рамках действующего муниципального контракта обустройство ливневой канализации на территории индивидуальной жилой застройки не предусмотрено, осуществляется только текущее содержание (производятся работы по очистке мусора и поросли). Мероприятия по отводу ливневых и талых вод от зданий, жилых домов, элементов озеленения и благоустройства, предназначенных для его обслуживания и эксплуатации, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны осуществлять собственники имущества. Сообщено, что с целью исключения подтопления проезжей части улицы, до 10 июля 2021 года планируется выполнить обследование и при необходимости включить в план работ по содержанию улично-дорожной сети прочистку существующих водоотводных канав (т. 1 л.д. 14).
09 ноября 2021 года администрацией Орджоникидзевского района г. Перми на обращение Шаховой Л.А. дан ответ о том, что с целью исключения подтопления проезжей части улицы в июле 2021 года специалистом отдела благоустройства администрации Орджоникидзевского района совместно с инженером отдела эксплуатации и содержания МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» было проведено обследование указанной в обращении дороги. В ходе обследования подтопления проезжей части не выявлено, водоотводные канавы находятся в нормативном состоянии (очищены от мусора и поросли). Установлено, что водоотводная канава, расположенная вдоль земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12, присыпана грунтом, отсыпка грунтом выполнена при завозе грунта на данный земельный участок, что нарушает п. 3.10 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 г. № 277, рекомендовано устранить нарушения (т. 1 л.д. 13).
Согласно протоколу осмотра от 28 июля 2022 года на земельном участке с кадастровым номером 59:01:2510409:12 складирован щебень, порубочные остатки, дорожное полотно находится в нормативном состоянии, водоотводная канава вдоль земельного участка засыпана грунтом (т. 1 л.д. 62-70).
Согласно письму МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» от 21 сентября 2022 года в рамках действующего муниципального контракта № 51/19 от 30 июля 2019 года спорный участок дороги находится в нормативном состоянии. По ул. Шустовская вдоль участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 полностью засыпана грунтом водоотводная канава собственником данного участка в 2021 году, нарушение не устранено. Отсутствие водоотводной канавы на данном участке приведет к застою воды, разрушению земляного полотна и дорожной одежды (т. 1 л.д. 252-256).
Согласно акту обследования территории Орджоникидзевского района г. Перми от 05 октября 2022 года проезжая часть находится в нормативном состоянии, водоотводные канавы очищены от мусора и поросли, подтоплений не зафиксировано. Для отведения ливневых вод в период подтопления необходимы конструктивные устройства, методы расчета стока, условий и особенностей поверхностного стекания, выбор системы водоотвода на основе нормативных документов (т. 2 л.д. 30-32).
Актом обследования территории Орджоникидзевского района г. Перми от 17 ноября 2022 года установлено, что между проезжей частью дороги и земельным участком с кадастровым номером 59:01:2510409:12 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, жилой район Зеозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок 14, водоотводная канава отсутствует (т. 2 л.д. 77-86).
Согласно заключению специалистов Русакова В.К., Мирзоева Д.В. от 25 февраля 2022 года причиной затопления земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, жилой район Зеозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок 14, является нарушение в обустройстве водоотводной системы дороги. Установленные нарушения могут повлечь разрушение всего дорожного покрытия участка и негативно повлиять на имущество собственников земельных участков. Дренажно-ливневый отвод воды вдоль дороги к земельному участку с кадастровым номером 59:01:2510409:12 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, жилой район Зеозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок 14 не соответствует требованиям норм и правил, предъявляемым к системам дорожного водоотвода. Для устранения и предотвращения в будущем затоплений земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, жилой район Зеозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок 14, а также дорожного покрытия на земельном участке с кадастровым номером 59:01:2510409:180 требуется привести дорогу в нормативное состояние согласно ГОСТ Р 59611-2021 «Дороги автомобильные общего пользования» с прокладкой трубы дорожной водопропускной согласно ГОСТ 32871-2014 и выполнением разуклонки поверхности дороги согласно ГОСТ 33100-2014 «Правила проектирования автомобильных дорог». Требуются расчеты и проект. Для оперативного устранения допустимо выполнить прокладку трубы под дорожным покрытием из переполняемой канавы в сторону стока между участками. При этом даны рекомендации по устранению нарушений (т. 1 л.д. 19-42).
Из пояснений специалиста Русакова В.К. следует, что углубление канав не дадут положительного результата, целесообразна прокладка труб под дорогой для того, чтобы вода уходила, указал на необходимость подготовки соответствующего проекта устранения нарушений (т.1 л.д. 259-260).
Согласно судебному заключению, выполненному экспертом Гагнидзе В.Г. 20 января 2023 года, земельный участок кадастровый номер 59:01:2510409:12, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, жилой район Заозерье, западнее ул. 1-й Палубной, участок 14 имеет следующие характеристики: категория земельного участка - земли населенных пунктов; разрешенное использование земельного участка - под строительство отдельно стоящего одноквартирного жилого дома (коттеджа) с земельным участком. Земельный участок расположен в жилой зоне зоны застройки индивидуальными жилыми домами, относящейся к жилым зонам населенных пунктов. Автомобильная дорога Шустовская, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 59:01:2510409:180 имеет следующие идентификационные признаки категория дороги и улицы - улица местного значения в зонах жилой застройки (п 11.4, табл. 11.1 СП 42.13330.2016); назначение дороги - подъезд с жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, малым транспортным терминалам (п. 5.1.3, табл. 1 СП 243.1326000.2015). Автомобильная дорога по ул. Шустовская не соответствует действующим нормам СП 42.13330.2016 и СП 243.1326000.2015 по следующим параметрам: отсутствует тротуар шириной не менее 2,0 м или обочина шириной не менее 3,0 м., которую допускается использовать для движения пешеходов и велосипедистов (п 11.5, табл. 11.2, СП 42.13330.2016, п 5.6.5, табл. 14 СП 326000.2015); дорога выполнена в переходном типе исполнения, что не соответствует требованию исполнения дорог и проездов, проходящих в населенных пунктах с твердым покрытием, исключающим возможность пылеобразования (п.5.6.1 СП 243.1326000.2015). Фактически, в соответствии с установленными по имеющейся в деле топографической съемкой характеристикам (ширина полосы движения дороги от 4,0 м до 6,5 м, число полос не установлено), дорога относится к проезду V категории (п. 5.1.3, табл. 1 СП 243.1326000.2015). Соответствие автомобильной дороги действующим нормам и правилам по назначению ее категории должно быть определено на основании анализа среднегодовой суточной интенсивности движения и типа (категории) расчетного транспортного средства, проводимого в ходе разработки проектной документации на основании сбора исходных данных и/или технического задания на проектирование и не может быть установлено в ходе настоящей экспертизы.
Причиной подтопления ливневой и талой водой земельного участка в период весеннего и осеннего паводка при активном снеготаянии и длительных дождях являются характеристики рельефа местности (перепад рельефа от земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:2510409:19, 59:01:2510409:22 в сторону земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:2510409:12, 59:01:2510409:14), фактический продольный и поперечный профиль дороги (продольный уклон дороги с южной стороны, примыкающей к земельным участкам с кадастровыми номерами 59:01:2510409:340, 59:01:2510409:17 и северной стороны, примыкающей к земельным участкам с кадастровыми номерами 59:01:2510409:13. 59:01:2510409:27) место расположения земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 в низине и фактический продольный и поперечный профиль дороги, сформированный без разработки проектной документации, а также расчетного обоснования методов обустройства системы водоотведения, а именно: разработки мероприятий по инженерной защите территории от затопления и подтопления, предусматривающей отвод поверхностных вод со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) с применением водоотводящих устройств (канав, кюветов, лотков) с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами (п. 13.3 СП 42.13330.2016, п. 10.11 СП 396.1325800.2018); разработки мероприятий по обеспечению водоотвода за счет конструктивных решений (таких как увеличение глубины и ширины боковых канав), устройству дренажей мелкого или глубокого заложения, учету вероятность превышения расчётных паводков, оценке целесообразности устройства водоотводные канавы только с нагорной стороны при явно выраженном уклоне местности, определению минимальной глубины водоотводных канав с учетом отметки выхода основания дренирующего слоя на откос (7.2.2.6 СП 243.1326000.2015); недопущению выпуска атмосферных вод из и каналов в водотоки, протекающие в пределах населенного пункта со скоростью менее 5 см/с и имеющие расход менее 1 м3/сут, замкнутые лощины и низины, подвергающиеся заболачиванию (п. 10.13 СП 396.1325800.2018).
Переполнению водоотводной канавы, расположенной вдоль автомобильной дороги в период весеннего и осеннего паводка при активном снеготаянии и длительных дождях способствует фактический рельеф территории (перепад рельефа на земельных участках с кадастровыми номерами 59:01:2510409:19, 59:01:2510409:22 в сторону автомобильной дороги), конструктивные характеристики водоотводных канав, отсутствие перепускной трубы и отсутствие организационного водоотвода со стороны земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:2510409:12, 59:01:2510409:14).
Способы и перечень мероприятий по устранению причин переполнения водоотводной канавы рядом с земельными участками с кадастровыми номерами 59:01:2510409:19, 59:01:2510409:22 должны быть определены по результатам работки проектной документации, предусматривающей: комплексную инженерную защиту прилегающей территории от подтопления в соответствии с требованиями СП 116.13330.2012 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов»; приведение автомобильной дороги Шустовская в соответствие с нормами СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», СП 243.1326000.2015 «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения»; приведение земельных участков в соответствие с нормами СП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные».
Проведение работ по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги без изменения конструктивных решений по устройству системы водоотведения не могут устранить причины подтопления земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12.
Засыпка водоотводной канавы, расположенной восточнее земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 (рядом с дорогой) при фактических конструктивных решениях водоотводной системы (водоотводных канав без организации выпуска дождевых и талых вод из наиболее низкой точки рельефа), расположенной вблизи указанного земельного участка), не может способствовать подтоплению участка. Кроме того, в соответствии с п.7.2.2.6 СП 243.1326000.2015 «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения» при явно выраженном уклоне местности, когда поступление воды к земляному полотну возможно только с верховой стороны, водоотводные канавы следует проектировать только с нагорной стороны, то есть необходимость устройства водоотводной канавы, расположенной восточнее земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 (рядом с дорогой) должно быть обоснована.
Дополнительно, в части, касающейся засыпанного участка водоотводной канавы на территории, примыкающей к земельному участку с кадастровым номером 59:01:2510409:12, экспертом указано следующее: в соответствии с п.11.4, табл. 11.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» основным назначением улиц местного значения в зонах жилой застройки, в том числе, является обеспечение не посредственного доступа к зданиям и земельным участкам; в соответствии с п.9.2.5 СП 476.1325800.2020 «Территория городских и сельских поседений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов» при разработке транспортной инфраструктуры, обеспечивающей транспортное обслуживание территорий жилого микрорайона, в том числе, необходимо предусматривать развитие улично-дорожной сети до уровня нормативной потребности, включая формирование улично-дорожной сети местного значения, сети внутриквартальных проездов, организации въездов (выездов) с территории кварталов и участков жилой застройки, устройство велокоммуникаций, пешеходных коммуникаций (т 2 л.д. 113-152):
Удовлетворяя частично исковые требования Шахавой Л.А., руководствуясь положениями Федерального закона от 6октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд первой инстанции исходил из того, что органом местного самоуправления не были осуществлены полной мере мероприятия по организации инженерной и транспортной инфраструктуры спорного участка автомобильной дороги. Приведение дороги по ул. Шустовская г. Перми в нормативное состояние, подготовка проектной документации является обязанностью администрации города Перми, как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, и Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми, как на органа муниципального образования, в полномочия которого входит разработка программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми, организация и осуществление контроля по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Удовлетворяя частично встречные исковые требования администрации города, администрации Орджоникидзевского района г. Перми, суд первой инстанции исходил из того, что Шаховой Л.А. произведено самовольное изменение ливневой канализации (водосточной канавы), проходящей по земельному участку, отведенному для автомобильной дороги (кадастровый номер 59:01:2510409:180) и принадлежащему МО «Город Пермь», путем ее засыпки, без соответствующего согласования.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводами суда частично исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении требований администрации Орджоникидзевского района г. Перми к Шаховой Л.А. о возложении обязанности и встречных требований администрации Орджоникидзевского района г. Перми к Шаховой Л.А. о возложении обязанности, суд указал, что в настоящее время полномочия администрации района в части организации, контроля мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования исключены. В указанной части решение суда не обжалуется, а потому в силу принципа диспозитивности не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения городского поселения относится – дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 15 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального района относится – дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с пунктом 6 статьи 3, статьи 15, статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 2, пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Доводы жалобы истца Шаховой Л.А. судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат материалам дела. Из установленных по делу обстоятельств следует, что прилегающий к земельному участку кадастровым номером 59:01:2510409:12, право собственности на который у истца Шаховой Л.А. возникло 29.04.2021г., участок дороги по ул. Шустовской был оборудован водоотводной канавой, работы по обустройству дороги на земельных участках, предоставленных многодетным семьям в микрорайоне Заозерье Орджоникидзевского района г. Перми, проводились в 2018 году, что подтверждается муниципальным контрактом № 30/18 и информацией, предоставленной МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» от 15.11.2022 года. В 2021 году Шаховой Л.А. самовольно, без соответствующего согласования с уполномоченным органом, произведено изменение ливневой канализации улично-дорожной сети, проходящей по земельному участку с кадастровым номером 59:01:2510409:180, отведенному для автомобильной дороги и принадлежащему МО «Город Пермь», путем засыпки водоотводной канавы. Данные обстоятельства подтверждаются многочисленными актами осмотров и не отрицаются Шаховой Л.А.
В силу пункта 1 статьи 1 ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относится, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а статья 12 этого же кодекса устанавливает такие способы защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, установлено самовольное изменение Шаховой Л.А. ливневой канализации - системы водоотведения (канализации), предназначенной для приема поверхностных сточных вод, проходящей по ее земельному участку, являющейся частью сооружения - автомобильной дороги, принадлежащей на праве собственности МО «Город Пермь», что является безусловным нарушением прав ответчиков (истцов по встречному иску).
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о возложении обязанности на Шахову Л.А. за свой счет привести территорию, прилегающую к автомобильной дороге в первоначальное положение, путем восстановления водоотводной канавы, являются правильными, соответствующим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы жалобы Шаховой Л.А. о том, что исполнение решение суда затруднительно, поскольку параметры водоотводной канавы не установлены, о том, что необходимость в обустройстве водоотводной канавы будет установлена только после выполнения ответчиками возложенных на них мероприятий, являются несостоятельными.
Несмотря на то, что спорная водоотводная канава не обозначена в какой-либо технической документации на указанную автомобильную дорогу, отсутствуют ее конкретные характеристики (параметры), однако она призвана выполнять предусмотренную строительными нормами функцию водоотвода с полотна автомобильных дорог, а потому ее засыпка не отвечает требованиям безопасности эксплуатации указанных автомобильных дорог. Из установленных по делу обстоятельств следует, что между проезжей частью дороги и земельным участком с кадастровым номером 59:01:2510409:12 имелась водоотводная канава, в настоящее время она отсутствует (засыпана истцом), данный факт Шаховой Л.А. не оспаривается. Отсыпка грунтом выполнена истцом при завозе грунта на данный земельный участок, что нарушает п. 3.10 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277. Данных о том, что истец при засыпке водоотводной канавы не знала об ее параметрах, месте расположения, материалы дела не содержат, а, соответственно, у судебной коллегии не имеется оснований полагать, что истец в настоящее время заблуждается в объеме работ по восстановлению водоотводной канавы, ранее расположенной на ее земельном участке.
Действительно, в судебном заключении экспертом Гагнидзе В.Г. сделан вывод о том, что засыпка водоотводной канавы, расположенной восточнее земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 (рядом с дорогой) при фактических конструктивных решениях водоотводной системы (водоотводных канав без организации выпуска дождевых и талых вод из наиболее низкой точки рельефа), расположенной вблизи указанного земельного участка), не может способствовать подтоплению участка. Однако в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт того, что до начала проведения работ по планировке Шаховой Л.А. своего земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 (отсыпка грунта) и засыпке водоотводной канавы данный земельный участок также подвергался затоплению ливневой и талой водой со стороны автомобильной дороги по ул. Шустовской г. Перми. Проведение ответчиком работ по приведению автомобильной дороги по ул. Шустовская г. Перми, в том числе на участке дороги, прилегающей к земельному участку истца, в соответствии со строительными требованиями не является с учетом вышеизложенного основанием для освобождения истца от обязанности по приведению линейного сооружения в первоначальное состояние либо ее выполнения под условием, в том числе выполнения администрацией г. Перми и Департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми возложенных судом обязанностей.
Удовлетворяя требования Шаховой Л.А. в части возложения на администрацию г. Перми, Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми обязанность подготовить проектную документацию на дорогу, проходящую вдоль земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12, по результатам разработки проектной документации провести необходимые мероприятия по приведению дороги в нормативное состояние, судом не учтено, что проектная документация на линейное сооружение разрабатывается при проектировании нового объекта капитального строительства, а также реконструкции уже существующих объектов капитального строительства; предметом иска Шаховой Л.А. являлось нарушение прав истца в части несоответствия состояния автомобильной дороги строительным требованиям, предусматривающим систему водоотведения. Из материалов дела следует, что автомобильная дорога по ул. Шустовская в жилом районе Заозерье Орджоникидзевского района существует как линейный объект, включена в перечень дорог общего пользования местного значения г. Перми. В экспертном заключении экспертом Гагнизе В.Г. указаны общие требования по нормативному состоянию, которому должна соответствовать автомобильная дорога по ул. Шустовская г. Перми, также указано, что способы и перечень мероприятий по устранению причин переполнения водоотводной канавы рядом с земельными участками с кадастровыми номерами 59:01:2510409:19, 59:01:2510409:22 могут быть определены по результатам разработки проектной документации. При этом выводы о необходимости проведения строительных работ на данном участке автомобильной дороги путем реконструкции судебное заключение не содержит. Состав и вид работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержанию автомобильных дорог определены в классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных Приказом Минтранса России № 402 от 16.11.2012г. Именно уполномоченный орган принимает решение о том, какие виды работ необходимо провести в каждом конкретном случае, после проведения соответствующего обследования в период времени года, позволяющего определить конструктивные характеристики объекта. Данный объем работ в экспертных исследованиях при проведении судебной экспертизы не проводился. При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом случае основания для изготовления проекта на уже существующую дорогу, которая включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми, а также приведение автомобильной дороги нормативное состояние без указания мероприятий, относящихся непосредственно рассматриваемому судом предмета иска, отсутствуют. В указанной части обжалуемое решение суда подлежит изменению.
В соответствии СП 16.13330.2012 «Свод правил. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003» мероприятия по инженерной защите и охране окружающей среды следует проектировать комплексно, с учетом прогноза ее изменения в связи с постройкой сооружений инженерной защиты и освоением территории (пункт 4.8). Система инженерной защиты от подтопления должна быть территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов (пункт 10.1.6). Системы инженерной защиты следует проектировать с учетом особенностей природоохранных, санитарно-гигиенических и противопаразитарных требований для каждой природной зоны, а также данных территориальных комплексных схем охраны природы (пункт 11.2.5).
Согласно пункту 7.2.2.26. СП 243.1326000.2015 «Свод правил. Проектирование и строительство автомобильных дорог» с низкой интенсивностью движения необходимо предъявлять высокие требования к обеспечению водоотвода за счет конструктивных решений, таких как увеличение глубины (до 1,2 м) и ширины (до 0,6 м) боковых канав. На проблемных участках (косогоры, переходы из выемки в насыпь, насыпи в нулевых отметках, выемки и т.д.) следует устраивать дренажи мелкого или глубокого заложения. Устройство боковых водоотводных канав следует предусматривать при высоте насыпи до 2 м; кюветы - в выемках. Вероятность превышения расчетных паводков при проектировании водоотводных канав и кюветов следует принимать 5% для дорог. При явно выраженном уклоне местности, когда поступление воды к земляному полотну возможно только с верховой стороны, водоотводные канавы следует проектировать только с нагорной стороны. Глубину боковых водоотводных канав и кюветов следует назначать не менее чем на 0,2 м ниже выхода основания дренирующего слоя на откос.
Согласно пункту 13.3. СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии с СП 32.13330, предусматривая дождевую канализацию согласно 12.11а с предварительной очисткой стока (при необходимости) по ГОСТ Р 59205.
Согласно пункту 10.11., 10.13 СП 396.1325800.2018 «Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» организация системы отвода поверхностного стока с улиц и дорог должна соответствовать требованиям пункта 13.3 СП 42.13330.2016. Степень очистки сбрасываемой воды принимают в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684. При проектировании водоотводных сооружений не допускается устройство выпуска атмосферных вод из кюветов и каналов: в водотоки, протекающие в пределах населенного пункта со скоростью менее 5 см/с и имеющие расход менее 1 м3/сут; непроточные пруды; водоемы в местах, отведенных под пляжи и рыбные пруды; замкнутые лощины и низины, подвергающиеся заболачиванию; заболоченные поймы рек.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих выполнение ответчиками вышеуказанных строительных норм и правил, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию г. Перми и Департамент дорог и благоустройства города Перми обязанности по проведению в отношении участка автомобильной дороги по ул. Шустовской, примыкающей к земельному участку с кадастровым номером 59:01:2510409:22, мероприятий, направленных на исключение подтопления ливневой и талой водой данного земельного участка, в соответствии с вышеперечисленными Сводами правил.
Срок проведения данных мероприятий судебная коллегия полагает достаточным в 12 месяцев. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы о неверности выводов эксперта о несоответствии дороги нормативам и требованиям, поскольку обследование дороги проводилось в зимний период, несостоятельны. Осмотр дороги производился лично экспертом, при проведении исследования по поставленным судом вопросам экспертом учтены характеристики рельефа местности, месторасположение земельного участка, факторы, влияющие на подтопление ливневой и талой водой земельного участка истца.
Судебная экспертиза проведена в порядке, установленном статьей 84 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заключение выполнено в соответствии с требованиями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», экспертиза проведена компетентным экспертом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение отвечает требованиям статей 59, 60 ГПК РФ поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, ответы эксперта на поставленные судом вопросы, является достаточно ясным, полным, содержащим конкретные мотивированные выводы, основанные на анализе всех имеющихся в деле доказательств.
Иных относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы эксперта Гагнидзе В.Г. в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками суду не представлено. Акты осмотров, в том числе с участием подрядной организацией, обслуживающую автомобильную дорогу, к таковым не относятся. Жалоба не содержит убедительных доводов, свидетельствующих о необоснованности заключения эксперта, его противоречии материалам дела и явном несоответствии требованиям закона. Доводы апеллянтов о недостоверности, необоснованности судебной экспертизы выражают лишь субъективное мнение стороны о полноте и достоверности доказательств по делу, правильности разрешения спора и направлены по существу на иную оценку представленных доказательств и установленных судом обстоятельств. Ходатайств о проведении по делу повторной или дополнительной судебной экспертизы ответчиками не заявлялось.
Следует учитывать, что положенное в основу выводов суда заключение эксперта сопоставлено с другими доказательствами по делу, которые в совокупности дополняют друг друга, и нет оснований ставить их под сомнение.
Доводы жалобы о том, что судом выбран неверный способ устранения причины подтопления земельного участка, для ее устранения достаточно приведения водоотводной канавы со стороны земельной участка, принадлежащего Шаховой Л.А., несостоятельны, поскольку противоречат материалам дела.
Доводы жалобы о том, что работы по углублению водоотводной канавы со стороны земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:2510409:19, 59:01:2510409:22 выполнены в период рассмотрения спора и фактически мероприятия, указанные в заключении эксперта, ответчиками исполнены, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку из экспертного заключения следует, что проведение работ по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги без изменения конструктивных решений по устройству системы водоотведения не могут устранить причины подтопления земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12 (т. 2. л.д. 136 ответ на вопрос №5). Шаховой Л.А. отрицается факт отсутствия подтопления земельного участка ливневой и талой водой после проведения ответчиком вышеуказанных мероприятий.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия по приведению дороги проходящей вдоль земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12, расположенной по адресу: г. Пермь, жилой район Заозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок, 14, входят в круг обязанностей администрации города Перми как органа, на который федеральным законом возложена обязанность по содержанию дорог местного значения, и Департамента дорог и благоустройства администрации города Перми, как орган, который в силу своих полномочий осуществляет контроль по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Пермь».
Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми является функциональным органом администрации, То обстоятельство, что Администрация города Перми реализует вышеуказанные полномочия посредством отраслевого органа администрации города Перми по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Перми, не освобождает уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения обязанностей не только в рамках полномочий по содержанию и ремонту автомобильных дорог, возложенных на нее федеральными законами, но и осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и вопреки доводам апелляционной жалобы, не может служить основанием для освобождения данного ответчика от возложенной на него обязанности.
Не состоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что администрация города Перми является ненадлежащим ответчиком, в связи с осуществлением полномочий отраслевым органом администрации города Перми, поскольку обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, контролю за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа прямо возложена законом на названного ответчика, который вправе делегировать соответствующие полномочия созданным им учреждениям, но не вправе делегировать свою обязанность и ответственность за ее неисполнение.
Отсутствие (недостаточность) у муниципального образования финансовых ресурсов для исполнения обязанностей, возложенных на него федеральными законами, а равно, для осуществления уставной деятельности по решению вопросов местного значения в области контроля за использованием автомобильных дорог и их сохранностью, не может являться основанием к отказу Шаховой Л.А. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 05 мая 2023 года изменить в части возложения на администрацию города Перми, Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми обязанности по подготовке проектной документации на дорогу и выполнению мероприятий по приведению дороги в нормативное состояние.
В измененной части резолютивную часть решения изложить в следующей редакции: «Возложить на администрацию города Перми, Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми обязанность в течение 12 месяцев провести в отношении автомобильной дороги по ул. Шустовская города Перми, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 59:01:2510409:180, в соответствии с СП 116.13330.2012, СП 42.13330.2016, СП 396.1325800.2018, СП 243.1326000.2015, СП 31-02-2001 мероприятия, направленные на исключение подтопления ливневой и талой водой земельного участка с кадастровым номером 59:01:2510409:12, расположенного по адресу: г. Пермь Орджоникидзевский район, жилой район Заозерье, западнее ул. 1-ой Палубной, участок 14.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судья:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.09.2023г.