< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
< ИЗЪЯТО >
Дело №2-3367/2020
39RS0002-01-2020-003313-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года г.Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.Н.
при секретаре Сичкаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Радзивилюка ФИО5 к УМВД России по Калининградской области, ИВС г. Калининграда, Министерству Финансов РФ, МВД России о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Радзивилюк Е.А. обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав, что 14.02.2020 года после задержания сотрудниками полиции был помещен на сутки в ИВС УМВД России по Калининградской области, где условия содержания не в полной мере соответствовали требованиям закона. Так в камерах ИВС отсутствовали стол и скамейка, вешалка и полка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов. Не оборудованы санузел, кран с водопроводной водой, бачок с питьевой водой. Естественное освещение и вентиляция недостаточны. Отсутствовала кровать. Не было ежедневной прогулки. Все вышеперечисленное причинило истцу моральный вред и нравственные страдания. Просил взыскать с ответчика УМВД России по Калининградской области за счет Казны РФ компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Определением суда от 04.06.2020 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено МВД России.
Радзивилюк Е.А. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. В судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы, для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте судебного разбирательства истец извещен надлежащим образом, представителя для участия в деле в суд не направил. Проведение судебного заседания с его участием путем видеоконференц-связи не представляется возможным, в связи с отсутствием технической возможности.
Представители МВД России, УМВД России по Калининградской области и ИВС УМВД России по г.Калининграду, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области в судебное заседание не явились по неизвестной причине, извещены надлежащим образом, предоставив копии документов, подтверждающих период и основание содержания истца в ИВС, журнала медицинских осмотров, книги учета лиц, акта проверки Госсанэпиднадзора, технического паспорта ИВС.
Изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство – участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.
В соответствии со ст.9 Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст.ст.4, 15, 17, 23, 24 названного выше Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Подозреваемые и обвиняемые имеют, наряду с другими правами, право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место с постельными принадлежностями. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды
На основании п.134 подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.
Как установлено судом и подтверждается представленными сведениями из ИВС, в частности, книгой учета лиц, содержащихся в ИВС, Радзивилюк Е.А.., < Дата > г.р., содержался в ИВС ОМВД России по Центральному району города Калининграда в период времени : с 21 часов 40 минут 14.02.2020 до 12 часов 10 минут 15.02.2020 года на основании протокола задержания согласно ст.91,92 УПКРФ.
При поступлении в ИВС Радзивилюку Е.А.была доведена устно информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Заявлений и жалоб от Радзивилюка Е.А. администрации ИВС не поступало. В журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС № 409 от 01.01.2020 он собственноручно написал: «Жалоб на здоровье нет, в экстренной мед. помощи не нуждаюсь, подпись».
Радзивилюк Е.А. обеспечивался 3-х разовым горячим питанием. Пища выдаётся в одноразовой (пластиковой) посуде, с одноразовыми столовыми принадлежностями (ложка, вилка). Обеспечивался индивидуальным спальным местом (нарами) с деревянным покрытием, что соответствовало метражу по норме (4,5 кв.м.), постельными принадлежностями и бельём -матрац, подушка, одеяло, две простыни и наволочка.
Прогулки не предоставлялись в связи с отсутствием прогулочного дворика.
При отсутствии в камере системы подачи водопроводной воды, кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности на основании приказа МВД № 950 от 22 ноября 2005 года.
Имеется шкаф для хранения личных вещей задержанных, холодильник для хранения продуктов питания, имеется естественная и искусственная вентиляция, выдается мыло, туалетная бумага, за отсутствием в камере санузла, вывод подозреваемых в туалет осуществляется согласно распорядка дня.
Для задержанных в ИВС ОМВД оборудован санузел (унитаз, душевая, раковины), имеется зеркало.
При убытии из ИВС ОМВД, задержанный Радзивилюк Е.А., собственноручно писал: «Жалоб на режим и условия содержания нет, подпись».
В соответствии с актом внеплановой выездной проверки ИВС ОМВД России по Центральному району г. Калининграда от 04.10.2019 года на 2019-2020 года изолятор временного содержания г. Калининграда (ИВС) занимает приспособленные помещения на втором этаже здания довоенной постройки в г. Калининграде по < адрес >. Водоснабжение, канализация и отопление ИВС от городских сетей. Капитальный ремонт помещений проводился в 2008 году. ИВС не имеет должного набора помещений, предусмотренных Инструкцией МВД РФ СП 12-95 «Проектирование объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России»: отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой, комнаты подогрева пищи, мытья и хранения посуды совмещены в одном помещении вместо смежных, отсутствует прогулочный дворик, кладовая хранения вещей задержанных, кладовая хранения чистого белья и предметов вещевого имущества для выдачи задержанным. Отсутствует ряд служебных кабинетов и помещений: комната < ИЗЪЯТО > комната хранения одежды наряда, класс и др.
Для содержания задержанных оборудовано 12 камер площадью 4,5 кв.м. и одна камера площадью 9, 5 кв.м., которые рассчитаны на содержание 1 и 2 человек соответственно. Площадь на 1 задержанного в камере составляет 4, 5 кв.м., что отвечает требованиям п. 15.2 СП 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России».
Камеры оборудованы механической вытяжной вентиляцией, кроме того, имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы.
Оснащение и оборудование камер не соответствует требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005г. № 950: отсутствуют стол, скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды.
Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением. Величина оконных проёмов камер составляет 0,68м на 0,57м, что не соответствует требованиям п.17.11 СП 12-95 МВД России (1,2м на 0,9м). Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки, что является нарушением п.п.17.12, 17.13 СП 12-95 МВД России. Искусственное освещение камер осуществляется люминесцентными энергосберегающими лампами, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом. Уровни искусственной освещенности составляют от 9 до 12 лк, что не соответствует требованиям п.3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278- 03«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (норматив не менее 150 лк). (Приведение показателей искусственной освещенности в камерах в соответствие санитарным требованиям не представляется возможным в связи с конструктивными и иными особенностями помещений).
Уровень искусственной освещенности на рабочих местах начальника ИВС, заместителя начальника, в помещение группы режима и комнате первичного осмотра составляют 80 - 205 лк, что не соответствует требованиям п. 3.3.1СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (норматив - не менее 300 лк).
Для хранения вещей задержанных в коридоре ИВС установлен шкаф с
ячейками.
Санузел для задержанных оборудован напольным унитазом, раковиной для мытья рук с подводом холодной и горячей воды, есть душевая кабина.
Сантехническое оборудование в рабочем состояние. Санитарное состояние
санузла ИВС удовлетворительное.
Питьевой режим организован: по просьбе задержанных выдается
кипяченая вода, которую кипятят в чайнике на газовой плите в комнате
подогрева пищи.
В связи с отсутствием прогулочного двора, ежедневные прогулки
подозреваемых и обвиняемых не проводятся, что является нарушением ст. 16
Федерального закона от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.»
Не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что он не был обеспечен индивидуальным спальным местом, постельными и туалетными принадлежностями.
Вместе с тем, отсутствие в ИВС необходимого набора помещений, прогулочного двора и достаточного оснащения камер свидетельствует о том, что условия содержания Радзивилюка Е.А. не в полной мере соответствовали требованиям закона. Это обстоятельство позволяет суду согласиться с его доводами о том, что содержание в таких условиях причинило ему моральный вред.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Из приведенных норм материального права вытекает возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного виновного действия или бездействия причинителя вреда, в результате которых были нарушены принадлежащие потерпевшему нематериальные блага, при наличии причинно-следственной связи между неправомерным действием (бездействием) и наступившими последствиями.
Установив факт несоответствия условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС при ОМВД России по городу Калининграду требованиям Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в тот период времени, когда там содержался истец – с 21 часов 40 минут 14.02.2020 до 12 часов 10 минут 15.02.2020 года, суд, с учетом приведенных выше норм материального права, приходит к выводу о том, что заявленные Радзивилюка Е.А. требования о компенсации морального вреда являются обоснованными.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 ст.125ГК РФ определено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В силу подп.1 п.3 ст.158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Аналогичные пояснения разъяснения содержаться в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно ст.6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ;
В соответствии с подп.100 п.11 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом президента РФ от 21.12.2016 № 699, именно МВД РФ осуществляет функции главного распорядителя в получении средств федерального бюджета.
С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер и период нарушения неимущественных прав истца, отсутствие негативных последствий в результате нарушения его прав, незначительный срок пребывания в следственном изоляторе с 21 часов 40 минут 14.02.2020 до 12 часов 10 минут 15.02.2020 года – 14 часов 30 минут, обоснованность помещения лица в условия изоляции, а также требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Радзивилюка Е.А. компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
Таким образом, заявленные Радзивилюка Е.А. исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░6 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 21 ░░░░░ 40 ░░░░░ 14.02.2020 ░░ 12 ░░░░░ 10 ░░░░░ 15.02.2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 (░░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░: