Дело № 2-148/2024
УИД 74RS0045-01-2024-000009-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Южноуральск Челябинской области 29 марта 2024 года
Южноуральский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи: Помыткиной А.А.,
при секретаре: Головиной Е.В.,
с участием прокурора Головановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Южноуральска Челябинской области в интересах Кузнецовой О. А., действующей за несовершеннолетнюю Кузнецову Л. А. к ГБУЗ «Городская больница г.Южноуральск» о возложении обязанности по выдаче рецептов на получение лекарственного препарата, к Министерству здравоохранения Челябинской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Южноуральска Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Кузнецовой О.А., действующей за несовершеннолетнюю Кузнецову Л.А. с учетом уточнения, к ГБУЗ «Городская больница г.Южноуральск» о возложении обязанности по выдаче рецептов на получение лекарственного препарата «<данные изъяты>» 30 млн МЕ, обеспечив кратностью введения 1 <данные изъяты> ежегодно, к Министерству здравоохранения Челябинской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами в требуемом количестве.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.Южноуральска по обращению Кузнецовой О.А. по вопросу необеспечения ГБУЗ «Городская больница г.Южноуральск» ее дочери Кузнецовой Л.А. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» проведена проверка. Установлено, что несовершеннолетней Кузнецовой Л.А. рекомендовано применение препарата «<данные изъяты>». Подкомиссией врачебной комиссии ГБУЗ «Городская больница г.Южноуральск» по рациональному назначению лекарственных средств решено, что несовершеннолетняя нуждается в лекарственном препарате «<данные изъяты>» 30 млн МЕ, кратностью введения 1 раз в 3 дня. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней выделено по 20 упаковок препарата. Вместе с тем годовая потребность Кузнецовой Л.А. составляет не менее 122 упаковок. Сформировать льготный рецепт больнице не представляется возможным, так как в аптечной сети данное лекарство отсутствует, Министерство здравоохранения Челябинской области поставки не осуществляет.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом их уточнения в полном объеме, просил их удовлетворить.
Истец Кузнецова О.А., действующая в интересах несовершеннолетней Кузнецовой Л.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ «Городская больница г.Южноуральск»ФИО5 в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения исковых требований о возложении на больницу обязанности по выдаче рецептов на получение лекарственного препарата, указав, что исполнение обязанности по оформлению и выдаче рецептов возможно только после поступления лекарственного препарата на аптечный склад, в аптечную организацию, прикрепленную к ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск».
Представитель Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать без его участия.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства здравоохранения Челябинской области.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года №2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в который включен препарат «<данные изъяты>».
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, предусмотрено, что Инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям - инвалидам в возрасте до 18 лет предоставляются бесплатно все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).
Таким образом, лицо, признанное в установленном порядке инвалидом, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиками Кузнецова Л.А. является ребенком-инвалидом и наблюдается в ГБУЗ «Городская больница г.Южноуральск».
Согласно выписному эпикризу ГАУЗ «Челябинская детская клиническая больница» Кузнецовой Л.А. рекомендовано: продолжить терапию <данные изъяты> (л.д. 21-33).
Из протокола заседания подкомиссии ВК по рациональному назначению лекарственных средств от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что пациент Кузнецова Л.А. по жизненным показаниям нуждается в лекарственных препаратах <данные изъяты> 30 МЛН МЕ, раствор для внутривенного и подкожного введения, кратность введения <данные изъяты> (л.д. 36).
Из протокола заседания врачебной комиссии (подкомиссии) по контролю за назначением, безопасному применению н лекарственных препаратов и медицинских изделий № от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Л.А. по жизненным показаниям нуждается в лекарственном препарате МНН <данные изъяты> 30 млн МЕ.
Нуждаемость Кузнецовой Л.А. в лекарственном препарате <данные изъяты> ответчиками не оспаривалась.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Из п. 5 ст. 10 Закона N 323-ФЗ следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.Пункт 3 ч. 1 ст. 16 этого же Закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи 28.12.2023 года Постановлением Правительства РФ от № 2353 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, которая устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи, при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Разделом IV Программы предусмотрено обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Пунктом 4 приведенного Постановления на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, а также своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Судом установлено, что в 2023 году Кузнецова Л.А. обеспечена 60 упаковками <данные изъяты>, за 2023 год выписано лишь три рецепта № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в 2024 году обеспечена 6 упаковками <данные изъяты>. За 2024 год выписан лишь один рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный факт признан ответчиком Министерством здравоохранения Челябинской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУЗ «Городская больница г.Южноуральска» указано на то, что льготный рецепт учреждением на имя Кузнецовой Л.А. в программе обеспечения не формируется, поскольку он отсутствует в аптечной сети города: не приобретен и не поставлен Министерством здравоохранения Челябинской области (л.д. 34-35).
Таким образом, несовершеннолетняя Кузнецова Л.А. несвоевременно и не в полном объеме обеспечивалась препаратом <данные изъяты>. Рецепты на его получение не выписывались в необходимом объеме.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: 1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; 3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с п.п. 3 п. 7 Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области", утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.07.2004 N 383(ред. от 21.07.2023) Министерство Челябинской области разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Таким образом, обязанность по обеспечению Кузнецовой Л.А. бесплатно на период лечения препаратом "<данные изъяты>" за счет средств областного бюджета, поступающих на выполнение государственных гарантий в виде субвенций, лежит на Министерстве здравоохранения Челябинской области.
Ссылка Министерства здравоохранения Челябинской области о не состоявшихся объявленных аукционов из-за отсутствия заявок поставщиков, суд находит несостоятельными, поскольку данная позиция ответчика противоречит действующему законодательству и может повлечь существенное нарушение прав граждан.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу положений ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Истец Кузнецова Л.А. ходатайствовала об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Из материалов дела усматривается, что лекарственное средство «<данные изъяты>» по своему лекарственному воздействию является средством, приводящим к улучшению состояния здоровья ребенка. Отсутствие лечения необходимыми препаратами приводит к жизнеугрожающим последствиям и является нарушением конституционных прав больного на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья.
Учитывая, что замедление исполнения решения суда может привести к высокому риску развития жизнеугрожающих осложнений здоровья из-за отсутствия лечения и, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Южноуральска Челябинской области в интересах Кузнецовой О. А., действующей за несовершеннолетнюю Кузнецову Л. А. к ГБУЗ «Городская больница г.Южноуральск» о возложении обязанности по выдаче рецептов на получение лекарственного препарата, к Министерству здравоохранения Челябинской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Челябинской области (ИНН 7453135827) обязанность по обеспечению Кузнецовой Л.атольевны лекарственным средством «<данные изъяты>» 30 млн МЕ, обеспечив кратностью введения <данные изъяты> ежегодно.
Возложить на ГБУЗ «Городская больница г.Южноуральск» (ИНН 7424000159) обязанность по выдаче рецептов Кузнецовой Л. А. на получение лекарственного препарата «<данные изъяты>» 30 млн МЕ, обеспечив кратностью введения <данные изъяты> ежегодно.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Южноуральский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Помыткина
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2024 года