Дело №2-4322/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2015 года г.Новосибирск
Ленинский районный суд г.Новосибирска в лице судьи Никифоровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Машутовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства транспорта Красноярского края к Степанову В.В. о возмещении вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика Степанова В.В. в счет возмещения вреда, причиненного дорогам общего пользования - 54 342,17 рублей; взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами по учетной ставке ЦБ в размере 8,25 % годовых, с момента вступления решения в законную силу и до его фактического исполнения.
В обоснование исковых требований указано на следующие обстоятельства.
Водитель Шпильной А.Г., 12.05.2012г. следовал с грузом по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края «Канск-Абакан-Богучаны» по маршруту: «Абакан-Канск» (протяженность - 58 км), управляя транспортным средством МАN 26413 FLTTGA № полуприцеп ФРЮХАУФ 1 № Собственником вышеуказанного транспортного средства (тягач) является Степанов В.В. Указанные автомобильные дороги общего пользования являются объектом государственной собственности Красноярского края и закреплены на праве оперативного управления за КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю».
В ходе проведения мероприятий по контролю, проведено взвешивание указанного транспортного средства, по результатам которого составлен акт от 12.05.2012 г.согласно которому: превышение фактической массы автомобиля над допустимыми нормами отсутствует; нагрузки на оси следующие: ось № 2 - 6,71 т (предельно допустимая 5,0 т), ось № 3- 8,81 т (предельно допустимая 5,0 т.), ось № 4- 6,18 т (предельно допустимая 4,0 т), ось № 5- 5,95 т (предельно допустимая 4,0 т), ось № 6- 5,98 т (предельно допустимая 4,0 т).
Таким образом, была осуществлена перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований законодательства РФ в период весеннего ограничения, допущено превышение предельно допустимых осевых нагрузок.
Факт нарушения требований законодательства подтверждается Протоколом 24 ТФ № 132549 от 12.05.2012 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.21.1 КоАП РФ в отношении водителя Шпильного А.Г.
В соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2008 г. № 178-п «Об утверждении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, находящимися в собственности Красноярского края» размер ущерба причиненного автомобильным дорогам составляет 54 342,17 рублей.
В соответствии с действующим законодательством, Степанов В.В. как собственник источника повышенной опасности должен возместить причиненный ущерб.
Представитель истца министерства транспорта Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие в порядке заочного производства.
Ответчик Степанов В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Судом с согласия представителя истца вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регламентированы ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 4 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 30 указанного закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с ч. 8 ст. 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" установлены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 5 Правил, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Из материалов дела следует, что 12.05.2012г. в результате проведения весового контроля на передвижном пункте весового контроля автодороги Канск-Абан-Богучаны 8 км, установлено следующее: превышение фактической массы автомобиля над допустимыми нормами отсутствует; нагрузки на оси следующие: ось № 2 - 6,71 т (предельно допустимая 5,0 т), ось № 3- 8,81 т (предельно допустимая 5,0 т.), ось № 4- 6,18 т (предельно допустимая 4,0 т), ось № 5- 5,95 т (предельно допустимая 4,0 т), ось № 6- 5,98 т (предельно допустимая 4,0 т) транспортного средства МАN 26413 FLTTGA №) с полуприцепом ФРЮХАУФ 1 № принадлежащего на праве собственности Степанова В.В., под управлением Шпильного А.Г., с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок, что подтверждается актом от 12.05.2012г. №54, составленным сотрудниками ГИБДД.
Согласно Приказа Министерства транспорта Красноярского края № 8/27 от 12.03.2014г. «Об установлении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края в 2014 году» в период с 21 апреля по 20 мая 2014 года установлено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на каждую ось: на одиночную ось - 6 тонн, двухосную тележку - 5 тонн и трехосную тележку - 4 тонны.
В силу пункта 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Размер вреда установлен Постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2008 г. № 178-п «Об утверждении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, находящимися в собственности Красноярского края».
Расчет ущерба, причинённого транспортным средством, принадлежащего Степанову В.В., при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края составляет 54 342,17 рублей.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 30 и 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приходит выводу о том, что Степанов В.В., как владелец транспортного средства МАN 26413 FLTTGA (№) с полуприцепом ФРЮХАУФ 1 (г/н №), обязан компенсировать вред, причиненный транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов без специального разрешения при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, в период временного ограничения.
Не подлежат удовлетворению требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по учетной ставке ЦБ в размере 8,25 % годовых, с момента вступления решения в законную силу и до его фактического исполнения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 395 ГК РФ, проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. Данная норма предусматривает взыскание процентов за пользование чужими средствами при условии выплаты долга и не содержит положения о взыскании процентов за пользование чужими средствами на будущее время с суммы невыплаченного основного долга.
Поскольку требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на будущее время (до фактического возврата долга) не конкретизировано по периоду, заявлено без расчета, без уплаты госпошлины, ставка процентов является предположительной, что свидетельствует о невозможности определения размера и взыскания таких процентов на будущее время, а в дальнейшем приведет к невозможности исполнения судебного решения, также не могут быть исследованы в силу объективных причин и вопросы о наличии вины ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств, у суда не имеется правовых оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования, установленной ЦБ РФ, начисленные на сумму 54 342,17 рублей с даты вступления решения в законную силу и по день фактической уплаты..
Поэтому в удовлетворении требований в указанной части надлежит отказать.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ необходимо взыскать с ответчика Степанова В.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 830,26 рублей.
Руководствуясь ст.194-199,233-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования министерства транспорта Красноярского края удовлетворить частично.
Взыскать со Степанова В.В. в счет возмещения вреда, причиненного дорогам общего пользования 54 342,17 рублей.
Взыскать со Степанова В.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 830,26 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья/подпись.
Копия верна. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-4322/2015 Ленинского районного суда г. Новосибирска.
Судья Е.А. Никифорова
Секретарь И.В. Машутова