Решение по делу № 3а-94/2016 от 21.01.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2016 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Жучковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-94/2016 по административному исковому заявлению Бланк Б.С., Матвиенко А.Н. к Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

Бланк Б.С., Матвиенко А.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, указав в обоснование заявленных требований на то, что они являются собственниками на праве общей долевой собственности по ? доли в праве земельного участка: с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, по адресу, установленному относительно ориентира - строения, расположенного в границах участка по адресу ориентира: <адрес>.

Полагает, что утвержденная постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, является необоснованно завышенной, что затрагивает их права и обязанности как налогоплательщиков.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков Бланк Б.С., Матвиенко А.Н. обратились в ООО. В соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО, рыночная стоимость принадлежащего административным истцам земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей. Данный отчет получил положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», членом которой является оценщик ООО, от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного просили установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Административные истцы Бланк Б.С., Матвиенко А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Представитель административных истцов Бланк Б.С., Матвиенко А.Н. по доверенности Моисеев Д.Б. в судебном заседании поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее суду письменном ходатайстве ссылался на то, что Управление Росреестра по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя административных истцов Бланк Б.С., Матвиенко А.Н. по доверенности Моисеева Д.Б., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.

Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Бланк Б.С., Матвиенко А.Н. являются собственниками на праве общей долевой собственности ( по ? доли в праве) земельного участка: с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, по адресу, установленному относительно ориентира - строения, расположенного в границах участка по адресу ориентира: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и на земельный участок с кадастровым номером и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутого земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением Правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории <адрес>, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость принадлежащего административным истцам земельного участка с кадастровым номером данным постановлением установлена в размере <данные изъяты> рублей.

Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющейся в материалах дела кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С целью определения рыночной стоимости указанных земельных участков административный истец обратился в ООО.

В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , выполненным данной организацией, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

Данный отчет получил положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», членом которой является оценщик ООО, от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.06.2015 г. № 145-ФЗ) отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (оценщики), составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Данный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от ДД.ММ.ГГГГ суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку они выполнены компетентными специалистами в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, основаны на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в них выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные перед экспертами вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

О несогласии с вышеупомянутыми доказательствами другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости спорного земельного участка указанные лица не обращались.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Как следует из постановления правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость находящегося в собственности у административных истцов земельного участка определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

На ту же дату определена и рыночная стоимость указанного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ООО.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость находящегося в собственности у административных истцов земельного участка являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете об оценке, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 59 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов, изложенных в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ООО, у суда не имеется.

Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ООО, рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> рублей, что затрагивает права и обязанности Бланк Б.С., Матвиенко А.Н. как плательщиков земельного налога.

То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке, не свидетельствует о его недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость указанного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО, а заявленные административными истцами требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Частью 4 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.

С учетом изложенного и исходя из положений статьи 4, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорного земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.

Поскольку, исходя из положений глав 10, 25 КАС РФ, удовлетворение заявленных Бланк Б.С., Матвиенко А.Н. требований сводится к реализации в судебном порядке права последних на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается участвующими в деле административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы, понесенные административными истцами при подаче административного искового заявления в суд, относятся на административных истцов.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Бланк Б.С., Матвиенко А.Н. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, по адресу, установленному относительно ориентира - строения, расположенного в границах участка по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.

В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости датой подачи Бланк Б.С., Матвиенко А.Н. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка является день обращения указанных лиц в суд – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий        

3а-94/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Матвиенко А.Н.
Бланк Б.С.
Ответчики
Управление Росреестра Тульской области
Правительство Тульской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области
Суд
Тульский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
21.01.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.01.2016[Адм.] Передача материалов судье
22.01.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.01.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.02.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
19.02.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее