66RS0051-01-2023-003350-67
Дело № 2-630/2024
Решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Серов 25 марта 2024 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Щербина Е.В., при секретаре судебного заседания Шагиахметовой В.М.,
с участием представителя истца Кивериной Ю.В., действующей на основании доверенности от 01.12.2023 сроком действия три года, представителей ответчиков Шульц А.Р., действующего на основании доверенности № 12-7 от 09.01.2024 сроком действия по 31.12.2024, Духовского П.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Поляковой Марии Евгеньевны к ГАУЗ СО «Серовская городская больница», Министерству здравоохранения Свердловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности по заключению договора и предоставлению единовременной компенсационной выплаты, признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
Полякова М.Е. обратилась в Серовский районный суд Свердловской области с исковым заявлением к ГАУЗ СО «Серовская городская больница», Министерству здравоохранения Свердловской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности по заключению договора и предоставлению единовременной компенсационной выплаты, признании незаконным бездействия. В обоснование исковых требований указала, что желая принять участие в государственной программе «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1640 от 26.12.2017, предусматривающей единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу в поселки, 19.09.2023 Полякова М.Е. заключила трудовой договор с Серовской городской больницей и была трудоустроена медицинской сестрой прививочного кабинета амбулатории пгт.Гари, куда переехала на постоянное место жительства. Территория пгт. Гари отнесена к удаленным и труднодоступным территориям. 02.10.2023 работодатель отказался принять у Поляковой М.Е. заявление в Министерство здравоохранения Свердловской области на предоставление единовременной компенсационной выплаты, мотивировав отказ необходимостью направить заявку о включении вакансии медицинской сестры амбулатории пгт. Гари в программный реестр должностей на 2023 год. Однако, решение по заявлению Поляковой до настоящего времени ответчиками не принято, в связи с чем полагает бездействие ответчиков незаконным, поскольку указанное лишает ее права на получение единовременной компенсационной выплаты. В связи с этим, Полякова просит суд признать за ней право на получение единовременной компенсационной выплаты и обязать Министерство здравоохранения Свердловской области выплатить ее в размере 750000 рублей, а также обязать ответчиков включить должность медицинской сестры амбулатории пгт.Гари в перечень вакантных должностей.
В ходе производства по делу истец Полякова М.Е. неоднократно уточняла исковые требования, которые приняты судом. В письменных уточнениях истец указала, что поддерживает иск только к ГАУЗ СО «Серовская городская больница» и Министерству здравоохранения Свердловской области, просила признать за ней право на получение единовременной компенсационной выплаты, обязав ответчиков заключить с ней трехсторонний договор, обязав Минздрав Свердловской области выплатить ей единовременную компенсационную выплату в сумме 750000 рублей, признав незаконным несвоевременное рассмотрение ее заявления о предоставлении такой выплаты.
В судебное заседание истец Полякова М.Е. не явилась, о дате, месте и времени уведомлена надлежащим образом, направила в суд своего представителя, а также письменные пояснения по делу, в которых указала, что с 19.09.2023 она фактически проживает на территории пгт.Гари. В сентябре 2023 года истец по установленной форме подала заявление на заключение трехстороннего договора в Минздрав Свердловской области, однако в январе 2024 года ей устно работодатель пояснил, что он обратился в Минздрав Свердловской области о внесении изменений в программный реестр должностей, однако последним было отказано во включении в реестр должности медицинской сестры амбулатории пгт. Гари, в связи с чем заключение трехстороннего договора невозможно. При этом, письменный ответ об отказе в заключении договора она до настоящего времени не получила. Полагает, что ею были соблюдены все условия, предусматривающие право на получение компенсационной выплаты.
Представитель истца Киверина Ю.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала полностью, по основаниям и доводам, изложенным в иске. Полагала, что отказ во включении должности Поляковой в программный перечень является необоснованным, поскольку до трудоустройства должность, которую занимает Полякова М.Е. была вакантной, работодатель, нуждаясь в указанном специалисте, направил заявку в Минздрав о включении должности медсестры амбулатории пгт.Гари в программный реестр должностей. Поселок Гари является труднодоступной территорией, жители которой нуждаются в медицинских работниках. Перечень должностей медицинских работников, утвержденный приказом Минздрава № 166-н от 04.03.2021 является примерным и может быть сформирован субъектом РФ, исходя из нуждаемости в таковых.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ Шустов А.Б. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени уведомлен, ранее направил письменный отзыв, в котором просил о рассмотрении дела без своего участия. В отзыве указал о несогласии с исковыми требованиями истца, поскольку полагает, что Полякова М.Е. фактически оспаривает нормативно-правовой акт – Примерный перечень должностей медицинских работников, утвержденный приказом Минздрава России № 166н от 04.03.2021. Кроме того, Минздравом России в установленном порядке осуществлено софинансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в полном объеме на 2022-2024г. Предоставление таких выплат на территории Свердловской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Свердловской области, в связи с чем Минздрав России является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Шульц А.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 утверждена государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» в рамках которой на условиях софинансирования федерального бюджета и бюджета субъектов РФ медицинским работникам в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50тыс.человек предоставляются единовременные компенсационные выплаты. Критериями отбора субъекта РФ для предоставления субсидий являются, в том числе, наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения и согласованного с Министерством здравоохранения РФ перечня вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты. Постановлением Правительства Свердловской области № 250-ПП от 06.04.2023 «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам…»утвержден порядок предоставления таких выплат. Согласно п.2 Порядка единовременная компенсационная выплата осуществляется медицинским работникам, в том числе, выполняющих трудовую функцию на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников, утвержденный Минздравом Свердловской области и разработанный на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях. Подпунктом 1 п.8 Порядка установлено, что основанием для отказа в заключении договора является несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиям п.2 настоящего Порядка, в том числе, и отсутствие вакантной должности в перечне. Должность, которую занимает истец, отсутствует в вышеуказанном перечне, утвержденном Приказом Министерства № 912-П от 25.04.2023, а также в примерном перечне должностей медицинских работников, утвержденном Приказом Минздрава России № 166н от 04.03.2021. В связи с этим, Полякова М.Е. не может быть получателем единовременной компенсационной выплаты.
Представитель ответчика ГАУЗ СО «Серовская городская больница» Духовской П.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что после заключения трудового договора с Поляковой М.Е., работодатель принял все зависящие от него меры, направив соответствующую заявку в Министерство здравоохранения Свердловской области о включении должности медицинской сестры амбулатории пгт. Гари в программный реестр должностей, однако был получен отказ, о чем Полякова М.Е. была соответствующим образом уведомлена, путем направления письменного ответа по почте, в связи с чем доводы о бездействии являются необоснованными.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом определено рассмотреть дело без участия не явившихся лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени проведения судебного заседания.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные материалы дела, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании 19.09.2023 между Поляковой М.Е. и ГАУЗ СО «Серовская городская больница» заключен трудовой договор №, в соответствии с которым Полякова М.Е. была принята на работу в амбулаторию пгт. Гари указанного лечебного учреждения на должность медицинской сестры прививочного кабинета на 1,0 ставку. Договор был заключен на неопределенный срок.
29.09.2023 Полякова М.Е. обратилась через работодателя в Министерство здравоохранения Свердловской области с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 750000 рублей.
Письмом ГАУЗ СО «Серовская городская больница» от 10.10.2023 Поляковой М.Е. был дан ответ о том, что работодатель в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 06.04.2023 № 250-ПП направил в адрес Министерства здравоохранения Свердловской области заявку на включение дополнений в программный реестр должностей для оформления единовременной компенсационной выплаты в 2023 году с приложением соответствующих документов. Также было указано, что о принятом Министерством здравоохранения СО решении, Полякова М.Е. будет уведомлена дополнительно.
Письмом от 26.12.2023 Министерства здравоохранения Свердловской области руководству ГАУЗ СО «СГБ» и, в том числе, Поляковой М.Е. отказано во внесении изменений в Реестр вакантных должностей на 2023г., а также в предоставлении компенсационных выплат, ссылаясь на то, что в Программном реестре должностей, занимаемая истцом должность не была включена. Кроме того, указано, что в него допустимо включать только те должности, которые утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ № 166н от 04.03.2021.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" поставлены задачи и определены меры в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни.
Подпунктом "г" пункта 2 данного Указа на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 15 апреля 2013 г. N 614-р, которым утвержден комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 г., в числе которых предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению руководителями высших исполнительных органов государственной власти Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработку дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, приведены в приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Правила).
Данные Правила в редакции от 24.03.2022г. предусматривали, что критериями отбора субъекта РФ для предоставлении субсидий являются, в том числе, наличие утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации; наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов) (п.3 Правил).
Условиями предоставления субсидии являются, в том числе, утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил.
Подпунктом «а» пункта 5 Правил установлено, что порядок предоставления выплаты утверждается нормативно-правовым актом субъекта РФ.
Постановлением Правительства Свердловской области № 250-ПП от 06.04.2023 "О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины)), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области" и утвержденным им Порядком предоставления таких выплат предусмотрено, что выплата осуществляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины)), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением трудоустройства в медицинские организации с укомплектованностью штата менее 60%), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, заключившим трудовой договор с медицинской организацией Свердловской области, подведомственной Министерству здравоохранения Свердловской области, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденный Министерством здравоохранения Свердловской области, разработанный на основании примерного перечня должностей, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - медицинские работники) в размере 1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях, перечень которых приведен в Приложении № к настоящему порядку (п. 2 Порядка).
В указанном приложении № под № указан Гаринский городской округ – поселок городского типа Гари.
Как следует из п. 8 Порядка решение об отказе в заключении Договора принимается медицинской организацией в случае, если медицинский работник не соответствует требованиям, указанным в абзаце первом части первой пункта 2 настоящего порядка; 2) документы представлены не в полном объеме; 3) представленные документы содержат недостоверные сведения.
Пунктом 4 Постановления установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие с 01 января 2023 года.
Приказами Министерства здравоохранения Свердловской области от 28.10.2022 № 2441-П, а также № 912-п от 25.04.2023 утверждены Перечни вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2023-2024г. (программный реестр должностей).
Таким образом, из приведенного правового регулирования следует, что право на получение медицинским работником в медицинских организациях и их структурных подразделениях единовременной компенсационной выплаты в период 2023-2024 годы зависело от того включена ли вакантная должность, которую занял медицинский работник в соответствующем году, в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты.
Однако, вакантной должности медицинской сестры прививочного кабинета амбулатории пгт. Гари в указанных Перечнях не содержится.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло право на получение единовременной компенсационной выплаты, равно как и не имеется оснований для понуждения ответчиков к заключению трехстороннего договора с работником, дающим основание для получения такой выплаты, поскольку обязанность у Министерства здравоохранения Свердловской области по включению в соответствующий перечень всех вакантных должностей медицинских работников, имеющихся в сельской местности в определенный календарный год, действующими положениями законодательства не предусмотрена. Включение должностей в перечень производится в установленном законом порядке и сроки, а не в связи с трудоустройством конкретного работника.
Также не предусмотрено безусловное право всех медицинских работников, отвечающих установленным законом критериям по возрасту, и переехавшим на работу в сельскую местность, на получение указанной компенсационной выплаты.
Приведенные представителем истца доводы о том, что должность истца могла быть включена в перечень, поскольку являлась вакантной, показания свидетелей о том, что Полякова исполняет свои обязанности медицинского работника, постоянно проживая на территории пгт. Гари, а также то, что иные медицинские работники в амбулатории получили единовременную компенсационную выплату во внимание судом не принимаются, ввиду вышеизложенного.
Кроме того, предоставление единовременной компенсационной выплаты по должности, не предусмотренной перечнем в году трудоустройства медицинского работника, законом не предусмотрено, как и расширительное толкование перечня.
Наряду с этим, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным бездействия ответчиков по непринятию решения по заявлению Поляковой М.Е. о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты, поскольку указанное противоречит представленным по делу доказательствам. ГАУЗ СО «Серовская городская больница» направило заявку в Минздрав Свердловской области на включение должности истца в реестр, ответ Поляковой М.Е. на ее заявление от 29.09.2023 ответчиками был дан, заявка Поляковой М.Е. отклонена, о чем истцу достоверно известно, что нашло отражение в материалах дела.
При таких обстоятельствах, заявленные истцом исковые требования к Министерству здравоохранения Свердловской области, ГАУЗ СО «Серовская городская больница» удовлетворению не подлежат, равно как и к Министерству здравоохранения РФ, т.к. истец в ходе производства по делу отказалась от их поддержания к данному ответчику.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Поляковой Марии Евгеньевны к ГАУЗ СО «Серовская городская больница», Министерству здравоохранения Свердловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности по заключению договора и предоставлению единовременной компенсационной выплаты, признании незаконным бездействия отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.
Судья Е.В.Щербина