Дело № 2-1057/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2022 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Зацепиной А.Н.,
при секретаре Шутенко А.В.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> – ФИО4,
представителя ОМВД РФ по Новоалександровскому городскому округу ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании немаркированной алкогольной продукции бесхозяйным движимым имуществом,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации о признании немаркированной алкогольной продукции бесхозяйным движимым имуществом, указав в обоснование требований, что прокуратурой района на основании <адрес> на основании информации ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу установлено, что ранее в ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу на ответственном хранении находилась немаркированная алкогольная продукция в виде 245 емкостей, общим объемом 1225 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела №. "
Далее спиртосодержащая жидкость в виде 245 емкостей, общим объемом 1225 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела №, передана на ответственное хранение в межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, где хранится до настоящего времени.
Судьба указанной алкогольной продукции не определена, решение в рамках материала проверки сообщения о преступлении о судьбе данной алкогольной продукции не принято. С целью истребования указанной алкогольной продукции в ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу никто не обращался.
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №-э маркировка бутылки выполнена с нарушением ГОСТ Р 51074-2003.
В силу с части 2 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствие документов, считаются продукцией, находящейся в нелегальном обороте.
Учитывая, что документы на спорную продукцию, подтверждающие легальность ее производство и оборота, представлены не были, данная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота.
При этом с учетом необоротоспособности названных вещей установление факта их принадлежности определенному лицу правового значения не имеет (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 129 ГК РФ).
Согласно статье 25, части 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В области производства и оборота этилового спирта, запрещается: оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками.
Государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Следовательно, оборот алкогольной продукции, с нарушением установленных законом требований причиняет действительный ущерб Российской Федерации.
Алкогольная продукция в виде 245 емкостей, общим объемом 1225 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела № не имеет необходимых документов, следовательно, она не может находиться в собственности физического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены «Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона» (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 5.3.5 (1) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет организацию переработки или уничтожения изъятых из незаконного оборота в установленном порядке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов н уничтожения конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании пункта 2 Правил уничтожение продукции и (или) предметов осуществляется организацией, привлекаемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, 4 услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - организация)
В силу пункта 3 Правил орган, уполномоченный на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего уничтожение изъятой, конфискованной продукции и (или) предметов, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в указанный орган судебного акта направляет его копию в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения продукции.
Дальнейшее хранение алкогольной продукции нецелесообразно и не соответствует задачам по контролю за оборотом алкогольной продукции.
Просил признать алкогольную продукцию в виде 245 емкостей, общим объемом 1225 литров, изъятую в рамках исполнения уголовного дела №, находящуюся на хранении в межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу по адресу: <адрес>, кор. 13, бесхозным движимым имуществом, с обращением ее в собственность Российской Федерации и уничтожить ее в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Прокурор в лице старшего помощника прокурора <адрес> края ФИО4 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд удовлетворить их по изложенным в иске основаниям.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, на основании ст.167 ГПК РФ, с учётом мнения участников процесса, посчитал возможным рассмотреть и разрешить дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих лиц, рассмотрев доводы сторон и исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района на основании на основании информации ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу установлено, что ранее в ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу на ответственном хранении находилась немаркированная алкогольная продукция в виде 245 емкостей, общим объемом 1225 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела №. "
Далее спиртосодержащая жидкость в виде 245 емкостей, общим объемом 1225 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела №, передана на ответственное хранение в межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, где хранится до настоящего времени.
Судьба указанной алкогольной продукции не определена, решение в рамках материала проверки сообщения о преступлении о судьбе данной алкогольной продукции не принято. С целью истребования указанной алкогольной продукции в ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу никто не обращался.
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №-э маркировка бутылки выполнена с нарушением ГОСТ Р 51074-2003.
Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, акцизы относятся к федеральным налогам и сборам и зачисляются в соответствующий бюджет.
В соответствии со ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, признаются подакцизным товаром.
Алкогольная продукция, не имеющая соответствующих марок акцизного сбора и документов, не может находиться в обороте.
Часть 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), либо допускаются по специальному разрешению, должны быть прямо указаны в законе.
Частью 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Из содержания ст. 212, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами РФ и муниципальными образованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно части 1 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, брошенные вещи поступают в собственность лица вступившего владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозными.
В соответствии с ч. 2 ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции » этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствие документов, считаются продукцией, находящейся в нелегальном обороте.
Учитывая, что документы на спорную продукцию, подтверждающие легальность ее производства и оборота, представлены не были, данная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота.
При этом с учетом необоротоспособности названных вещей установление факта их принадлежности определенному лицу правового значения не имеет (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 25, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В области производства и оборота этилового спирта, запрещается: оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками.
Государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Следовательно, оборот алкогольной продукции, с нарушением установленных законом требований причиняет действительный ущерб Российской Федерации.
Алкогольная продукция в виде 245 емкостей, общим объемом 1225 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела № не имеет необходимых документов, следовательно, она не может находиться в собственности физического лица.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 названной статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции » утверждены «Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции », а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона» (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 5.3.5 (1) Положения о федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет организацию переработки или уничтожения изъятых из незаконного оборота в установленном порядке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов и уничтожения конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 2 Правил уничтожение продукции и (или) предметов осуществляется организацией, привлекаемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - организация).
В силу п. 3 Правил орган, уполномоченный на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего уничтожение изъятой, конфискованной продукции и (или) предметов (далее - судебный акт), в течение 5 рабочих дней со дня поступления в указанный орган судебного акта направляет его копию в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения продукции (далее - территориальный орган).
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает заявленные требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 262, 194-199, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании немаркированной алкогольной продукции бесхозяйным движимым имуществом, - удовлетворить.
Признать алкогольную продукцию в виде 245 емкостей, общим объемом 1225 литров, изъятую в рамках исполнения уголовного дела №, находящуюся на хранении в межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу по адресу: <адрес>, кор. 13, бесхозным движимым имуществом, с обращением ее в собственность Российской Федерации и уничтожить ее в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Ессентукский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Зацепина А.Н.