Дело № 2-3089/2024 11 ноября 2024 года
УИД 78RS0015-01-2023-012662-26
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской ФедерацииНевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Завражской Е.В.,
при секретаре Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якубенко Сергея Александровича к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании права собственности на гаражи,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Якубенко С.А. обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным отказ в предоставлении услуги в рассмотрении заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков и обязать согласовать предоставление земельных участков: площадью 20 кв.м., на котором расположен гараж № по адресу: <адрес> (частично в границах земельного участка с кадастровым номером 78:12:0633101:14), площадью 21 кв.м., на котором расположен гараж № по адресу: <адрес>, площадью 42 кв.м., на кототром расположен гараж № по адресу: <адрес>
Определением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 30.01.2024 года постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела в рамках гражданского судопроизводства.
Уточнив заявленные требования, Якубенко С.А. просит признать за ним право собственности на гараж №, расположенный по адресу <адрес> (частично в границах земельного участка с кадастровым номером №), на гараж №, расположенный по адресу: <адрес> и на гараж №, расположенный по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований Якубенко С.А. указывает, что ответчиком были вынесены решения об отказе в согласовании земельных участков от 12.09.2023 года № 05-26-35065/23-0-03, № 05-26-35093/23-0-0, № 05-26-35118/23-0-0 по результатам рассмотрения заявления истца о предварительном согласовании предоставления земельных участков, на которых расположены принадлежащие ему гаражи. Истец отмечает, что с заявлениями им представлены удостоверения на гаражи №, №, №, выданные 11.05.2006 года ГУИОН ПИБ Невского района, которые содержат сведения о дате возведения гаражей и тип гаражей. Кроме того, истец обращает внимание, что вопреки утверждениям ответчика гаражи являются капитальными строениями.
Представитель истца - адвокат Усатова Е.В., действующая на основании доверенности и по ордеру, в судебное заседание явилась, заявленное ходатайство поддержала.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга», в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель третьего лица ПОВГ «Смольнинский-1А», в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, выслушав мнение явившегося представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно удостоверениям на гараж № 12/4555 от 03.05.2006 года, № 12/4555 от 03.05.2006 года и № 12/4553 от 03.05.2006 года в собственности Якубенко С.А. находятся гаражи №№, №, №, расположенные по адресу: <адрес>
В соответствии с техническим описанием гаража №: площадь: 36 кв.м., имеет технические характеристики: фундамент, стены: шлако-бетон, перекрытия: бетон, крыша: бетон, полы: бетон, ворота: металлические, электроосвещение есть.
Согласно паспорту гаража, он построен в 1995 году.
В соответствии с техническим описанием гаража №: площадь: 18 кв.м., имеет технические характеристики: фундамент, стены: кирпич, перекрытия: дерево, крыша: рубероид, полы: бетон, ворот: дерево, электроосвещение есть.
В соответствии с техническим описанием гаража №: площадь: 18 кв.м., имеет технические характеристики: фундамент, стены: кирпич, перекрытия: дерево, крыша: рубероид, полы: бетон, ворот: дерево, электроосвещение есть.
Согласно паспортам гаражей, они построены в 1974 году.
Указанные гаражи расположены на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 37 1444, кв.м., по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «для размещения гостиниц».
Сведения о зарегистрированных правах в отношении земельного участка отсутствуют, земельный участок имеет статус «временный».
Также судом установлено, что постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2008 года № 820 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 31 района Севернее ул. Новоселов, ограниченной Дальневосточным пр., подъездным путем ж.-д. станции Дача Долгорукова - завод "Баррикада", Зольной ул., в Невском районе" утвержден проект планировки с проектом межевания территории квартала 31 района севернее ул. Новоселов, ограниченной Дальневосточным пр., подъездным путем ж.-д. станции Дача Долгорукова - завод «Баррикада», Зольной ул., в Невском районе.
В ходе рассмотрения дела, по ходатайству истца на основании определения Невского районного суда Санкт-Петербурга от 27.05.2024 года назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы.
Согласно заключению эксперта № 145/16-СЗ от 26.08.2024 года, выполненному ООО «Центр судебных экспертиз Северо-Западного округа», гаражи № №, №, № являются объектами капитального строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество (п. 4).
В силу положений п. 1 ст. 263 ГК РФ и пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Действующее гражданское законодательство предусматривает различные правила, позволяющие признать право собственности на недвижимое имущество как на новое, созданное лицом для себя, либо как самовольную постройку, что требует установления и исследования различных юридически значимых обстоятельств.
Однако в любом случае при разрешении спора о признании права собственности на объект недвижимого имущества подлежит установлению как юридически значимый факт того, является ли спорный объект недвижимым имуществом.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В п. 10 ст. 1 ГрК РФ, определяющей основные понятия, используемые в названном Кодексе, объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Из толкования указанных норм права следует, что понятие капитальности строения, сооружения, относящееся к их техническим признакам, включается в более широкую категорию объектов, прочно связанных с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Именно с этими правовыми категориями закон связывает отнесение объекта к недвижимому имуществу, в связи с чем, в каждом конкретном случае, с учетом совокупности всех обстоятельств суд, рассматривающий спор, должен определить, насколько прочно как физически, так и функционально объект связан с земельным участком, на котором располагается, и будет ли сохранено его предназначение при перемещении.
Часть 1 ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривает предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.
На отношения, регулируемые пунктом 2 настоящей статьи, не распространяются положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3, подпункта 6 пункта 1, пунктов 2, 10, 10.1 статьи 39.15, подпунктов 8, 14 и 20 статьи 39.16, подпункта 4 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Пунктом 1 ст. 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и он включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются среди прочего: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу ч. 5 ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заявитель отдельно указывает, что гараж возведен до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч. 4 ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Из совокупного содержания приведенных положений законодательства следует, что право на предоставление земельного участка имеют собственники гаражей, являющихся объектом капитального строительства и возведенных до 30.12.2004.
Исходя из положений п. 10 ст. 1 ГрК РФ для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Объекты по своим техническим характеристикам не подпадающие под понятие недвижимого имущества относятся к временным сооружениям.
На момент выдачи удостоверений на гараж на территории Санкт-Петербурга капитальные и иные (некапитальные) гаражи подлежали государственному учету в соответствии с распоряжением мэра от 29.12.1994 года N 1329-р.
Государственный учет завершался присвоением объекту уникального учетного (кадастрового) номера и внесением его в технический паспорт для капитальных гаражей и в удостоверение о государственном учете для иных (некапитальных) гаражей.
Суд отмечает, что удостоверение на гараж не является правоустанавливающим документом, представляет собой документ, подтверждающий лишь факт учета гаража.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истец не представил доказательства, подтверждающие законность возведения на спорном земельном участке гаража, как объекта недвижимого имущества (объекта капитального строительства).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 года N 1231 "Об утверждении типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом" в функции комитета входило выступать арендодателем государственного имущества.
В целях обеспечения единой политики при оформлении сделок с гаражами на территории Санкт-Петербурга были разработаны Рекомендации Нотариальной Палаты Санкт-Петербурга и Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости Санкт-Петербурга от 13.08.1998 года по вопросу оформления сделок и государственного учета гаражей на территории Санкт-Петербурга, согласно которым под гаражами понимаются строения (помещения) предназначенные для хранения и ремонта автомобилей.
Гаражи могут иметь различные характеристики конструктивных элементов (фундаментов, стен, перегородок, перекрытий, кровли) и элементов благоустройства (отопления, электроосвещения, водоснабжения).
В соответствии с п. 1.3 Рекомендаций с точки зрения отнесения гаражей к недвижимому имуществу, право собственности или иные права, на которые подлежат государственной регистрации, различают капитальные и иные (некапитальные) гаражи.
К капитальным относятся гаражи, строительство которых осуществлено на земельном участке, отведенном для этих целей в бессрочное (постоянное) пользование, в пользование на срок более 10 лет или в собственность. К иным (некапитальным) относятся строения, отвод земельного участка для строительства которых осуществлялся на временной основе, то есть на срок до 10 лет.
Поскольку права собственности или иные права на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ подлежат государственной регистрации, то основными условиями для государственной регистрации капитальных гаражей, кроме того, являются: соблюдение разрешительного порядка возведения гаражей, установленного строительным законодательством и Правилами застройки Ленинграда, в частности, наличие согласованного и утвержденного проекта, разрешения на производство работ, наличие акта приемки объекта в эксплуатацию, свидетельствующего о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил (п. 1.6 Рекомендаций).
Согласно п. 1.7 Рекомендаций иные (некапитальные) гаражи с учетом временного характера пользования земельным участком и возможностью их "перемещения" по окончании срока пользования земельным участком, что оговаривалось договором, позволяет отнести их к движимому имуществу. Строительство иных (некапитальных) гаражей также должно быть осуществлено в соответствии с градостроительными и строительными нормами и правилами. Государственная регистрация права собственности или иных прав на некапитальные гаражи законодательством не предусмотрена.
Порядок проектирования и строительства в Санкт-Петербурге в период возведения гаража № регламентировался Правилами застройки Ленинграда, утвержденными решением Исполкома Ленгорсовета от 13.06.1989 года N 421.
Согласно указанным Правилам при организации жилищно-гражданского, промышленного и других видов строительства оно осуществляется на основании разрешения на строительство объектов, сооружений, оформляемых Главленархитектурой.
Полномочиями по распоряжению земельными участками в Санкт-Петербурге и предоставлению их в аренду под капитальное строительство был наделен Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, однако, доказательств заключения с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга договора аренды в отношении земельного участка, на котором расположен гараж, под цели капитального строительства не представлено, как и не представлено достоверных и убедительных доказательств, что имелся ранее заключенный и действующий договор аренды.
Порядок проектирования и строительства в Санкт-Петербурге в период создания гаражей № №, № регламентировался Правилами застройки Ленинграда, утвержденными решением Исполкома Ленгорсовета от 20.11.1959 года N 49-20п (далее - Правила), согласно которым все виды строительства допускались лишь при наличии отвода земельного участка под капитальное строительство на праве бессрочного пользования и при наличии разрешения Архитектурно-планировочного управления исполкома Ленгорсовета.
При этом в соответствии с п. 2 Правил все виды строительства, независимо от их назначения и ведомственной подчиненности застройщиков, должны разрабатывать на основании архитектурно-планировочных заданий (АПЗ), выдаваемых Главленархитектурой.
Согласно п. 6 Правил районными Советами депутатов трудящихся разрешаются строительство трансформаторных помещений, деревянных дровяных сараев и детских дворовых площадок, а равно установка сборно-разборных металлических индивидуальных гаражей на участках, не подлежащих капитальной застройке и не выходящих на городские проезды.
В силу постановления Совмина СССР N 949 от 15.09.1962 года "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений" все вновь построенные и реконструированные предприятия, здания и сооружения подлежат обязательной приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями. В соответствии с законодательством, действовавшим в период создания гаража, для проведения капитального строительства требовалось оформление землеотвода, получения разрешения на строительство, архитектурно-планировочного задания, а также приемка в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Согласно договору N 13/ЗК-03346 аренды земельного участка от 06.03.2004 года, заключенному между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и ПОВГ «Смольнинский-1А», земельный участок предоставлен не для возведения объекта капитального строительства, а для использования под размещение временной коллективной автостоянки.
Приказом Минстроя Российской Федерации от 03.06.1992 года N 131 "О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ" разработано Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, согласно которому разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается заказчику-застройщику на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта.
Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.
Согласно п. 7 указанного Приказа для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора в том числе проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства.
Между тем, истцом не представлено доказательств в подтверждение соблюдения установленного вышеприведенными нормами порядка согласования возведения объектов капитального строительства на спорном земельном участке, разрешение на строительство объектов недвижимости, разрешение на ввод их в эксплуатацию не представлены, из чего следует, что гаражи не создавались как объекты капитального строительства.
Сведения о создании гаража на земельном участке, отведенном в установленном законом порядке для строительства капитального строения, с соблюдением градостроительных норм и правил, получением необходимых разрешений и согласований, и принятии в эксплуатацию в надлежащей форме, отсутствуют.
Сведения об отводе земельного участка для создания объектов недвижимости, выдаче разрешения на строительство объектов недвижимости и о приемке объектов недвижимости государственной приемочной комиссией отсутствуют.
Собственник (город Санкт-Петербург в лице уполномоченных органов государственной власти) земельного участка, на котором расположен гараж, в установленном законом порядке договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях для строительства объектов недвижимости не заключал, разрешение на строительство на земельном участке объектов капитального строительства не выдавал, а соответственно разрешение на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию также не могло быть выдано.
С учетом указанных обстоятельств суд полагает, что заявленные требования о признании за истцом права собственности на гаражи, как объекты капитального строительства не подлежат удовлетворению.
Также суд отмечает, что выводы экспертного заключения о том, что спорные гаражи являются объектами капитального строительства, не могут быть положены в основу для удовлетворения заявленных требований, поскольку для признания строения объектом недвижимого имущества необходимо соблюдение не только технического, но и юридического критерия, а именно возведение строения в соответствии с требованиями законодательства в области застройки.
Кроме того, суд полагает нужным отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).
Приведенные правовые нормы позволяют заключить, что условием предоставления судебной защиты является установление факта нарушения или оспаривания ответчиком прав, свобод или законных интересов истца.
Нарушение своих прав истец связывает с тем, что ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельных участков, при этом, ответчиком не указывалось на отсутствие у истца права собственности на гаражи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Якубенко Сергею Александровичу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: