Решение по делу № 2а-2384/2020 от 13.11.2020

Дело № 2а-2384/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2020 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Солдатковой Р.А.,

при секретаре Половинкиной А.В.,

с участием административного истца Серкбаева Р.А.,

представителя административного ответчика Скопиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Серкбаева Рената Аманкунисовича к регистрационно-экзаменационному отделу межмуниципального управления Министерства внутренних дел России «Оренбургское» о признании незаконными решений об отказе в регистрационных действиях, обязании зарегистрировать автомобиль,

установил:

Серкбаев Р.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском к регистрационно-экзаменационному отделу МУ МВД «Оренбургское».

В обосновании административных исковых требований указал, что 29.08.2020 года на основании договора купли-продажи приобрел у Попова Ю.А. автомобиль марки Lada, 2007 года выпуска, модель 21123, номер двигателя <данные изъяты>, кузов <данные изъяты> цвет синий, государственный регистрационный номер <данные изъяты>.

03.09.2020 года Серкбаев Р.А. обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» с заявлением о постановке транспортного средства на регистрационный учет.

Решением административного ответчика от 21.09.2020 года было отказано в проведении регистрационных действий, в связи с тем, что транспортное средство утилизировано по инициативе собственника 17.02.2017 года.

07.10.2020 года административный истец повторно обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» с заявлением о постановке транспортного средства на регистрационный учет, а также представил автомобиль на контрольный осмотр.

05.11.2020 года Серкбаеву Р.А. вновь было отказано со ссылкой на п.3 ч.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации».

Административный истец полагает, что снятие спорного автомобиля с учета в связи с утилизацией РЭГ ОГИБДД МО МВД России Абдулинский Оренбургской области произведено в отсутствие документов, необходимых для совершения регистрационных действий, без надлежащей проверки сведений, без установления соответствия произведенных регистрационных действий фактическим обстоятельствам, связанным с утилизацией автомобиля, что, по мнению административного истца, привело к нарушению его прав как собственника автомобиля. В результате снятия автомобиля с учета в связи с его утилизацией он лишен возможности его использования по назначению.

Просит суд признать незаконными решения РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» от 21 сентября 2020 года, 05 ноября 2020 года об отказе в проведении регистрационных действий в отношении принадлежащего ему автомобиля марки Lada, 2007 года выпуска, модель 21123, номер двигателя <данные изъяты>, кузов <данные изъяты>, цвет синий, государственный регистрационный номер <данные изъяты>. Обязать административного ответчика зарегистрировать и поставить на учет автомобиль марки Lada, 2007 года выпуска, модель 21123, номер двигателя <данные изъяты>, кузов <данные изъяты>, цвет синий, государственный регистрационный номер <данные изъяты>.

В судебном заседании административный истец Серкбаев Р.А. настаивал на удовлетворении административных исковых требований по доводам и основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика МУ МВД России «Оренбургское» Скопина Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия на один год), имеющая высшее юридическое образование (диплом серии <данные изъяты> ), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске Серкбаеву Р.А. отказать. Пояснила, что владелец транспортного средства Попов Ю.А. снял спорный автомобиль с регистрационного учета 17.02.2017 года, в связи его утилизацией, ПТС и документы утрачены, находятся в розыске. При написании заявления о снятии с регистрационного учета транспортного средства Попов Ю.А. сделал в нем дописку, что весной 2015 года он не смог найти документы, факт утраты исключает.

Заинтересованные лица УМВД России по Оренбургской области, РЭГ ОГИБДД МО МВД России Абдулинский Оренбургской области, Попов Ю.А. в судебное заседание не явились, извещение надлежащее.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривается, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.

Порядок такого допуска определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов техники на территории Российской Федерации», устанавливающим, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации в частности осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

При этом, согласно пункту 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 15.09.2018) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (с последующими изменениями) утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Из данных норм следует, что приобретение права собственности на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Согласно абзацу 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещается совершение регистрационных действий

в отношении транспортного средства, снятого с государственного учета после утилизации.

В соответствии с часть. 2 статьи 19 названного Федерального закона восстановление государственного учета транспортного средства в случае признания действий, связанных со снятием транспортного средства с государственного учета, незаконными или необоснованными осуществляется на основании решения суда либо решения, принимаемого вышестоящим должностным лицом регистрационного подразделения или регистрирующего органа.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 29.08.2020 года Серкбаев Р.А. приобрел у Попова Ю.А. транспортное средство ВАЗ-21123, LADA 112, VIN <данные изъяты>, 2007 года выпуска, № двигателя <данные изъяты> № кузова <данные изъяты>, цвет – синий, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, свидетельство о регистрации ТС <данные изъяты> (л.д. 14).

Согласно п.2 указанного договора транспортное средство принадлежит продавцу на праве собственности, что подтверждается паспортом транспортного средства серии , выданного 13.02.2007 года.

03.09.2020 года Серкбаев Р.А. обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» с заявлением о постановке на регистрационный учет автомобиля ВАЗ-21123, LADA 112, VIN <данные изъяты>, 2007 года выпуска.

В удовлетворении указанного заявления Серкбаеву Р.А. было отказано в связи с тем, что указанный автомобиль 17.02.2017 года на основании заявления его собственника Попова Ю.А. был снят с государственного учета в связи с утилизацией (л.д. 16).

Из материалов дела следует, что 07.10.2020 года Серкбаев Р.А., действуя по доверенности от Попова Ю.А., повторно обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» с заявлением о восстановлении государственного учета транспортного средства ВАЗ-21123, LADA 112.

В ответе РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» от 05.11.2020 года в восстановлении регистрационного учета спорного автомобиля было отказано по аналогичному основанию (л.д. 22).

С указанными решениями Серкбаев Р.А. не согласен, ссылаясь на то, что снятие автомобиля с учета в связи с утилизацией произведено в отсутствие документов, необходимых для совершения регистрационных действий, без надлежащей проверки сведений, без установления соответствия произведенных регистрационных действий фактическим обстоятельствам, в связанным с утилизацией автомобиля, что привело к нарушению его прав как собственника автомобиля.

В силу пункта 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что снятие спорного автомобиля с учета в связи с утилизацией произведено на основании личного волеизъявления собственника автотранспортного средства ВАЗ-21123, LADA 112, VIN <данные изъяты>, 2007 года выпуска, Попова Ю.А., выраженного в заявлении от 17.02.2017 года, причиной утилизации послужила утрата паспорта транспортного средства. Вместе с тем, при заключении договора купли-продажи от 29.08.2020 года истцу был передан данный документ. Отказывая заявителю в постановке на регистрационный учет данного автомобиля,. сотрудники РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское», действовали в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок, условия и основания постановки на регистрационный учет транспортных средств, в пределах предоставленных им полномочий, поскольку восстановление транспортных средств, снятых с учета в связи с утилизацией, не производится. Между тем, за истцом сохраняется право оспорить договор купли-продажи автомобиля в порядке гражданского судопроизводства.

Поскольку допуск имеющегося у административного истца автомобиля к участию в дорожном движении ограничен федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, довод административного истца Серкбаева Р.А. о нарушении органом, чьи действия обжалуются, его прав как собственника, суд находит несостоятельным.

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривается, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Таким образом, регистрация транспортного средства является обязательным условием для того, чтобы лицо, называющее себя собственником транспортного средства, могло реализоваться в таком качестве как полноправный участник дорожного движения.

Поскольку владение и пользование на праве собственности транспортным средством как источником повышенной опасности обусловлено дополнительными требованиями, то возникновение права собственности на транспортное средство обусловлено не только заключением договора-купли продажи, но и обязательной государственной регистрацией.

При таких обстоятельствах, суд отказывает Серкбаеву Р.А. в удовлетворении требований к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел России «Оренбургское» о признании незаконными решений об отказе в регистрационных действиях, обязании зарегистрировать автомобиль.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Серкбаева Рената Аманкунисовича к регистрационно-экзаменационному отделу межмуниципального управления Министерства внутренних дел России «Оренбургское» о признании незаконным решения об отказе в регистрационных действиях, обязании зарегистрировать автомобиль, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.12.2020 года.

Судья Солдаткова Р.А.

2а-2384/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Серкбаев Ренат Аманкунисович
Ответчики
регистрационно-экзаменнационный отдел МУ МВД РФ "Оренбургское"
Другие
Попов Юрий Александрович
УМВД России по Оренбургской области
РЭГ ОГИБДД МО МВД России Абдулинский Оренбургской области
Суд
Оренбургский районный суд Оренбургской области
Судья
Солдаткова Р.А.
Дело на сайте суда
orenburgsky.orb.sudrf.ru
13.11.2020Регистрация административного искового заявления
13.11.2020Передача материалов судье
17.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2020Судебное заседание
17.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее