УИД 33RS0003-01-2024-002478-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2024 года г. Владимир
Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Баларченко П.С.,
при секретаре Луканине М.О.,
с участием истца Орлова И.Н.,
представителя истца Мананникова О.М.,
представителя ответчика Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимир гражданское дело по исковому заявлению Орлова И.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж, взыскании судебных расходов,
установил:
Орлов И.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж, взыскании судебных расходов.
Исковые требования мотивированы тем, что ... истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области №... истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсия» по причине отсутствия специального стажа, в частности, ответчиком не были включены в специальный стаж истца определенные периоды его работы. Истец с данным решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области не согласен.
На основании вышеизложенного, истец просил суд обязать ответчика включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с ... по ..., с ... по ... в должности электросварщика в с ... по ... в должности электросварщика в с ... по ... в должности электросварщика в , а также включить в специальный страховой стаж период обучения в по профессии электросварщик ручной сварки с ... по ... и период с ... по ... службы в Советской армии. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., и судебные издержки, связанные с оплатой услуг представителя в размере 10000 руб. (л.д.9-14,75).
В порядке подготовки определением суда от 26.08.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен архивный отдел администрации города Владимира (л.д.59).
В судебное заседание истец Орлов И.Н. и его представитель Мананников О.М., действующий на основании доверенности №№... от ... (л.д.18-20), поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области Кузнецова А.С., действующая на основании доверенности №... от ... (л.д.74), в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в решении.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, архивный отдела администрации города Владимира, не явилось. О времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца и его представителя, возражения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, материалы настоящего дела, и оценив все в совокупности, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.
С ... условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон №400-ФЗ) досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 названной статьи, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее по тексту - Правила № 1015), предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Как следует из пункта 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 (далее по тексту - Правила № 516).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Постановление № 665) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Список № 2);
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (далее по тексту - Список № 2/1956).
Судом установлено, что ... Орлов И.Н. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсия» (л.д. 46-48).
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области №... Орлову И.Н. отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение (л.д.51).
В частности, вышеуказанным решением ответчика в специальный стаж ответчика не учтены периоды работы:
- с ... по ..., с ... по ... в должности электросварщика в , поскольку профессия «электросварщик» без уточнения характера работы не предусмотрена Списком №2 от 1991г.; отсутствуют сведения о занятости на ручной сварке. Не представлены какие-либо документы, уточняющие характер выполняемой работы, постоянную занятость именно ручкой сваркой в течение полного рабочего дня (характеристика работ, протоколы аттестации рабочих мест, документы о закреплении сварочного оборудования, наряды-задания и т.п.);
- с ... по ... в должности электросварщика на , поскольку наименование профессии «электросварщик» без уточнения характера работ Списком №2 от 1991 г. не предусмотрено.
Рассматривая исковые требования истца о включении спорных периодов в специальный стаж, суд приходит к следующим выводам.
Вышеуказанные периоды трудовой деятельности истца имели место до его регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ..., что следует согласно выписке, из ИЛС (л.д.52-55).
Списком №2/1956 предусматривалось льготное пенсионное обеспечение газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных (раздел XXXII «Общие профессии»).
Информационным письмом Минтруда РФ № 3073-17, ПФ РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 разъяснено, что должность «электрогазосварщика» и «газоэлектросварщика» по факту являются должностями, совмещающими две профессии, предусмотренные Списком N 2/1956, а именно «газосварщика» и «электросварщика», которые отличаются лишь типом используемого при сварке оборудования.
Вместе с тем, Списком №2/1956 при оценке пенсионных прав по льготным условиям не предусматривалось представление сведений о типе оборудования, виде и характере выполняемых работ.
Приказом Минтруда РСФСР № 3, Минсоцзащиты РСФСР № 235 от 08.01.1992 утверждены Разъяснения «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 01.01.1992 Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 № 517», действовавшие до 21.11.1996.
Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 утверждены Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», действующие с 21.11.1996.
Вышеуказанными Разъяснениями предусматривалось, что право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Пунктом 4 и 5 Правил № 516 (действующих с 25.07.2002) определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Таким образом, вышеуказанные Разъяснения и Правила № 516 не могут быть применены к правоотношениям, возникшим до их принятия. Разъяснения даны к положениям Списка № 2, и не отнесены к Списку №2/1956.
В соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 №5/8 «О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 81/8, необходимость подтверждения факта полного рабочего дня для работников, указанных в названных Списках распространялась лишь на тех работников, и в тех случаях, когда это прямо было указано Списками.
Разделом XXXII «Общие профессии» Списка 2/1956 не предусматривалась необходимость такого подтверждения для газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных.
Таким образом, Список № 2/1956 предусматривал льготное пенсионное обеспечение для всех наименований профессий газорезчиков, газосварщиков и электросварщиков без уточнения вида работ.
Работа в спорный период подтверждается записями в трудовой книжке истца, которые под сомнение ответчиком не поставлены, и недействительными не признаны. Как было указано выше, разделом XXXII «Общие профессии» Списка 2/1956 не предусматривалась необходимость подтверждения занятости в течение полного рабочего дня и уточнения вида работ для газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных.
На этом основании суд приходит к выводу, что периоды работы Орлова И.Н. с ... по ..., с ... по ... в должности электросварщика в ; с ... по ... в должности электросварщика в с ... по ... в должности электросварщика в подлежат включению в специальный стаж истца, в связи с чем исковые требования Орлова И.Н. в этой части подлежат удовлетворению.
Пунктом 3 Постановления № 665 определено, что при исчислении периодов работы с тяжелыми условиями труда могут применяться положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее по тексту - Положение № 590).
Подпунктом "з" пункта 109 Положения № 590 предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Подпунктом "к" пункта 109 Положения № 590 предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Также, пунктом 109 Положения № 590 установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда период, указанный в подпункте "к" приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода и учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Также, пунктом 109 Положения № 590 было установлено, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Согласно копии военного билета, Орлов И.Н.. проходил военную службу по призыву с ... по ... (л.д.37-40).
Ответчиком при оценке пенсионных прав истца в специальный стаж период военной службы истца по призыву не был включен.
Истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периода военной службы продолжительностью с ... по ... ( 1 год 4 месяца 20 дней), в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
Таким образом, исковые требования Орлова И.Н. о включении в специальный стаж части периода службы по призыву в Советской Армии в период с ... по ... продолжительностью 1 год 4 месяца 20 дней подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлены исковые требования о включении в специальный стаж периода обучения с ... по ... (2 года 10 месяцев 17 дней) в по профессии «электросварщик».
Из специального стажа истца до 31.12.1991 судом пропорционально учтен период военной службы общей продолжительностью 1 год 4 месяца 20 дней, таким образом оставшийся стаж не превышает периода учебы.
На этом основании суд приходит к выводу, что в специальный стаж Орлова И.Н. подлежит включению период обучения с ... по ... (2 года 10 месяцев 17 дней) в по профессии «электросварщик» в полном объеме, в связи с чем исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст. ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате, в том числе, экспертам, расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами и другие, признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При этом нормой данной статьи стороне не гарантируется полное возмещение расходов на оплату услуг представителя, их размер должен определяться с учетом принципа разумности. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения вышеуказанного гражданского дела Орловым И.Н. понесены судебные расходы на оплату услуг представителя Мананникова О.М. в размере 10000 руб. 00 коп., что подтверждается договором поручения от ... и распиской о получении денежных средств от ... (л.д.15-16;17).
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, исходя из обстоятельств дела, суд считает, что Орлов И.Н. безусловно имеет право на возмещение судебных расходов на оплату услуг своего представителя.
Исходя из характера спора, степени сложности дела, а также учитывая требования ГПК РФ о взыскании расходов по оплате услуг представителя в разумных пределах, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению, а именно ответчик должен возместить Орлову И.Н. расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей 00 копеек.
Учитывая также предмет и основание спора, суд полагает данную сумму разумной и обоснованной, соответствующей соблюдению баланса интересов сторон.
Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ ответчик также должен возместить истцу судебные расходы в счет оплаченной им государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст..ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Орлова И.Н., удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области включить в специальный стаж Орлова И.Н., ... года рождения (СНИЛС ) периоды работы:
- с ... по ... и с ... по ... в должности электросварщика в
- с ... по ... в должности электросварщика в
- с ... по ... в должности электросварщика в
- период с ... по ... обучения в
- период с ... по ... службы в вооруженных силах Советской армии.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области (ИНН ) в пользу Орлова И.Н. (СНИЛС ), судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29.10.2024.
Председательствующий судья П.С. Баларченко