14 февраля 2023 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Касимова В.О.,
при секретаре Удовенко О.В.,
с участием представителя истца Лузина В.М.,
представителя ответчика администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» Леонтьевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Деркач Н.В. к администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третьи лица Министерство финансов Российской Федерации, министерство финансов Саратовской области, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанностей,
установил:
Деркач Н.В. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанностей.
Требования мотивированы тем, что истец является ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидом 3 группы, ранее являлся гражданином Украины. В целях получения гражданства Российской Федерации он был зарегистрирован дочерью его супруги Григорьевой Л.М. в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес>. Деркач Н.В. не имеет в собственности жилых помещений ни на территории РФ, ни на территории Украины. 12 апреля 2022 г. Деркач Н.В. обратился в администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако 05 мая 2022 г. истцу в удовлетворении его требования отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. 10 июня 2022 г. истец вновь обратился в указанный орган местного самоуправления, указав, что является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако в удовлетворении требований ему вновь отказано, при этом разъяснено право на обращение в уполномоченный орган исполнительной власти – министерство строительства и ЖКХ Саратовской области. 09 ноября 2022 г. министерство строительства и ЖКХ Саратовской области отказало истцу во включении в число участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
По изложенным основаниям истец просил возложить на администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» обязанность признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложить на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обязанность включить его в число участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» посредством выдачи государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании представитель истца Лузин В.М. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» Леонтьева Е.Ю. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Иные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу абз. 1 ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Согласно п. 3 ст. 13 указанного закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе прочих, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Указанным гражданам, как следует из положений п. 1 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Соответствующий порядок установлен постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.
Из пп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, следует, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
- не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
- ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
Из материалов дела следует, что Деркач Н.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
В 1986 году Деркач Н.В. участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии №, выданным 21 декабря 2020 г.
Деркач Н.В. с 10 сентября 2018 г. по 01 декабря 2020 г. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, с 01 декабря 2020 г. зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства.
Кроме истца в указанном жилом помещении с 08 октября 2021 г. зарегистрированы Григорьева Л.М. (дочь бывшей супруги истца), ее супруг Мавродиев А.А. и их дочь Григорьева А.А.
Данное жилое помещение, имеющее общую площадь 37,5 м2, приобретено Григорьевой Л.М. в 2008 году за счет средств, полученных от ПАО «Сбербанк России» по кредитному договору от 22 августа 2008 г. №.
12 апреля 2022 г. Деркач Н.В. обратился в администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
05 мая 2022 г. администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» отказала Деркачу Н.В. в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, после регистрации в ней Деркача Н.В. вселены Григорьева Л.М., Мавродиев А.А. и Григорьева А.А. Указанные действия расценены органом местного самоуправления как намеренное ухудшение жилищных условий.
10 июня 2022 г. истец вновь обратился в администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» с заявлением, в котором просил повторно рассмотреть первоначальное заявление с учетом того, что он является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
05 июля 2022 г. ему вновь отказано в принятии на учет по аналогичным основаниям, при этом предложено обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти – министерство строительства и ЖКХ Саратовской области.
07 ноября 2022 г. Деркач Н.В. обратился с заявлением в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области.
09 ноября 2022 г. Деркачу Н.В. указанным органом власти было разъяснено, что для признания его участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» он должен иметь статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 пояснила, что с 2008 года проживает в приобретенной ей по кредитному договору квартире по адресу: <адрес>. В 2018 году в указанное жилое помещение по просьбе ее матери был вселен Деркач Н.В., которому была необходима регистрация для получения гражданства Российской Федерации. В 2021 году в указанном жилом помещении зарегистрированы ее супруг Мавродиев А.А. и дочь ФИО9. В настоящее время в квартире фактически проживают две семьи – Григорьева Л.М., ее супруг Мавродиев А.А. и дочь №., а также Деркач Н.В., с которым они совместное хозяйство не ведут, общего бюджета не имеют.
Разрешая требование истца о возложении на администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» обязанности признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд приходит к следующим выводам.
Единственным основанием, по которому истцу администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» отказано в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являлось намеренное ухудшение истцом жилищных условий, в качестве которого расценено вселение в квартиру, в которой проживал истец, собственника данной квартиры Григорьевой Л.М., ее супруга Мавродиева А.А. и дочери Григорьевой А.А.
С данным выводом органа местного самоуправления суд согласиться не может.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, в качестве намеренного ухудшения жилищных условий могут быть расценены только действия непосредственно гражданина, претендующего на постановку на учет, а не иных лиц.
В данном случае Деркач Н.В., не являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не наделен правом вселения в него иных лиц. Напротив, Григорьева Л.М., являясь собственником указанной квартиры, самостоятельно реализовала право на регистрацию в нем и вселение в него членов ее семьи – супруга и малолетней дочери.
При этом суд отмечает, что Григорьева Л.М., Мавродиев А.А. и №. иных помещений в собственности не имеют.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об ошибочности довода ответчика о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий.
Из показаний ФИО4, предупрежденной об уголовной ответственности, достоверно следует, что Деркач Н.В. членом ее семьи не является.
Также суд учитывает, что в указанном жилом помещении, имеющем площадь 37,5 м2, на одного проживающего приходится менее 10 м2 общей площади, то есть менее учетной нормы, установленной в муниципальном образовании «Город Саратов».
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Деркача Н.В. права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а равно опровергающих изложенные ранее выводы суда, администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» обязанность принять Деркача Н.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем, суд находит преждевременным заявленное истцом требование о возложении на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обязанности включить его в число участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» посредством выдачи государственного жилищного сертификата.
Как указывалось ранее, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Несмотря на наличие у истца установленного судом права стоять на указанном учете, данным статусом истец на момент рассмотрения дела не обладает.
Не обладал данным статусом истец и на момент обращения 07 ноября 2022 г. с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти – министерство строительства и ЖКХ Саратовской области.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств того, что министерством строительства и ЖКХ Саратовской области нарушены права истца.
При этом суд отмечает, что истец не лишен права вновь обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении данного требования министерством строительства и ЖКХ Саратовской области после принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Деркач Н.В. к администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанностей удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» обязанность принять Деркач Н.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2023 г.
Судья В.О. Касимов