Судья Смоленцева О.Е. Дело № 33а-3941/2021(2а-226/2021)
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров «09» сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Сметаниной О.Н.,
судей Елсукова А.Л., Моисеева К.В.
при секретаре Абаскаловой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области на решение Яранского районного суда Кировской области от 11.06.2021 г., которым признано незаконным бездействие администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области по осуществлению полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно в непринятии участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществлению контроля за правилами благоустройства, действующими на территории <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области, по непринятию мер по организации проведения рекультивации земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> на участке местности в радиусе 50 м от точки с координатами <данные изъяты>° с.ш., <данные изъяты>° в.д.; на администрацию <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области возложены обязанности: принять участие в организации деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов (свалки), расположенной на территории <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области на земельном участке по адресу: г. <данные изъяты> у здания элеватора, путем организации ее ликвидации; организовать установку мусорных контейнеров в соответствии с п. 6 СанПин 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3, расположенных у домов (зданий) г. <данные изъяты> по адресам: ул. <данные изъяты>, путем установки контейнеров в контейнерные площадки, а также оборудование контейнеров, расположенных на контейнерных площадках г. <данные изъяты> по адресам: ул. <данные изъяты> крышками, которые должны прилегать к корпусу контейнера по всему периметру и свободно открываться и закрываться, в соответствии с п. 2.8 «ОСТ 22-1643-85. Мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстройдормаша СССР от 29.08.1985 г. № 601; организовать проведение рекультивации участка земли на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, на участке местности в радиусе 50 м от точки с координатами <данные изъяты>° с.ш., <данные изъяты>° в.д. в соответствии с видом его разрешенного использования, загрязненного нефтепродуктами и отходами: лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код по ФККО <данные изъяты>), лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО <данные изъяты>).
Заслушав доклад судьи Моисеева К.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Яранского района Кировской области обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации <данные изъяты> городского поселения выразившегося в не осуществлении полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно в непринятии участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществлению контроля за правилами благоустройства, действующими на территории <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области, по непринятию мер по организации проведения рекультивации земельного участка и возложении обязанности устранить выявленные нарушения. В обоснование административного иска указав, что в ходе проверки, проведенной по обращению гражданина, соблюдения законодательства об охране окружающей среды выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, находящимся в государственной неразграниченной собственности, на участке местности в радиусе 50 м от точки с координатами <данные изъяты>° с.ш., <данные изъяты>° в.д. находятся строительные отходы (бой кирпича, куски бетона, проволока, металлические листы), оставленные не установленными лицами. На данном участке также выявлено загрязнение почвы нефтепродуктами (мазутными массами), при этом рекультивационные мероприятия не проведены. Также проверкой выявлена свалка бытового мусора на земельном участке по адресу: г. <данные изъяты> (у здания элеватора), установлено, что контейнеры для сбора бытового мусора находящиеся у домов по ул. <данные изъяты> (у здания элеватора), ул. <данные изъяты> ул. <данные изъяты> установлены не на контейнерные площадки, а контейнеры у домов по ул. <данные изъяты> (у здания элеватора), ул. <данные изъяты> не снабжены крышками.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация <данные изъяты> городского поселения ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку на территории <данные изъяты> области региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является АО «К», а на территории <данные изъяты> городского поселения данную деятельность осуществляет МУП «В», а рекультивационные мероприятия в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должно проводить лицо, являющееся залогодержателем объектов недвижимости, находящихся на данном земельном участке.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурором <данные изъяты> района <данные изъяты> области, администрацией <данные изъяты> района <данные изъяты> области, Управлением по делам муниципальной собственности администрации <данные изъяты> района, Управлением Роспотребнадзора по Кировской области, ОАО «С» указано на законность и обоснованность постановленного судом решения, отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав прокурора Шибанову Н.Е., указавшую на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы административного дела, доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной проверки прокуратурой <данные изъяты> района <данные изъяты> области выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, находящимся в государственной неразграниченной собственности, на участке местности в радиусе 50 м от точки с координатами <данные изъяты>° с.ш., <данные изъяты>° в.д. находятся строительные отходы (бой кирпича, куски бетона, проволока, металлические листы), оставленные не установленными лицами. Почва указанного участка загрязнена нефтепродуктами (мазутными массами), рекультивационные мероприятия в отношении данных земель не проведены.
Также в ходе проверочных мероприятий выявлена несанкционированная свалка бытового мусора на земельном участке по адресу: г. <данные изъяты> (у здания элеватора), установлено, что контейнеры для сбора бытового мусора находящиеся у домов по ул. <данные изъяты> (у здания элеватора), ул. <данные изъяты> размещены без оборудования контейнерных площадок, контейнеры у домов по ул. <данные изъяты> (у здания элеватора), ул. <данные изъяты> не снабжены крышками.
По смыслу положений части 1 статьи 218 КАС РФ, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ признание незаконными решений, действий, бездействия органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения, действий, бездействия нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу абзаца 8 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
По смыслу приведенной нормы орган местного самоуправления городского поселения отвечает за участки, расположенные на территории городского поселения, а также несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
В соответствии с п. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 13 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (подпункты «б», «в» пункта 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель).
Правильно руководствуясь приведенными положениями, суд первой инстанции, приняв во внимание, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в государственной неразграниченной собственности, в аренду не передан, пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, на администрацию <данные изъяты> городского поселения.
По изложенным основаниям, доводы апелляционной жалобы в данной части судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения.
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории <данные изъяты> городского поселения, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию, вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию <данные изъяты> городского поселения обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытового мусора на земельном участке по адресу: г. <данные изъяты> (у здания элеватора), следует признать правильным.
В силу требований п. 2.1, 2.8, 2.9 Отраслевого стандарта «ОСТ 22-1643-85 «Мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия», утвержденного приказом Минстройдормаша СССР от 29.08.1985 г. № 601, контейнеры оснащаются составными или сплошными крышками, которые должны прилегать к корпусу по всему периметру, свободно открываться и закрываться.
В соответствии с пунктами 3, 6 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 на территориях городских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов; мусоросборники устанавливаются только на контейнерных площадках.
Суд первой инстанции, установив, что часть мусоросборников (контейнеров) установлена не на обустроенных контейнерных площадках, часть мусоросборников (контейнеров) не снабжена крышками, обоснованно удовлетворил требования прокурора в данной части.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что администрация <данные изъяты> городского поселения является ненадлежащим ответчиком, поскольку деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляют АО «К», МУП «В», были предметом рассмотрения суда первой инстанции и как правильно указал суд данное обстоятельство не освобождает администрацию <данные изъяты> городского поселения от выполнения возложенной на него законом обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в целях обеспечения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и при невыполнении АО «К», МУП «В» принятых на себя обязательств администрация <данные изъяты> городского поселения вправе принять меры, предусмотренные законом и договором.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, суд правильно определил правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, выводы суда, изложенные в решении, не противоречат материалам дела, и доводы жалобы их не опровергают.
При указанных обстоятельствах принятое судом решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Яранского районного суда Кировской области от 11.06.2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10.09.2021 г
Председательствующий судья:
Судьи: