№2-169\16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2016 года г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону
в составе: председательствующего судьи Мельситовой И.Н.
при секретаре Казарян Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации <адрес>-на-ФИО2 к Демерджиеву СЛ, третьи лица: Департамент имущественно-земельных отношений <адрес>-на-ФИО2, администрация <адрес>-на-ФИО2 об обязании освободить занимаемый земельный участок, по встречному иску Демерджиеву СЛ к администрации <адрес>-на-ФИО2 об обязании предоставить земельный участок в аренду,
Установил:
В суд обратилась <адрес>-на-ФИО2 к Демержиев СЛ об обязании освободить занимаемый земельный участок путем демонтажа гаража, указывая, что в ходе проверки выходом на место членов комиссии по адресу: <адрес>-на-ФИО2. <адрес> было установлено, что металлический гараж, площадью 21 кв.м по данному адресу размещен на муниципальной территории без оформления разрешительной документации.
Специалистами архитектуры <адрес>-на-ФИО2 было установлено, что владельцем бокса является Демерджиеву СЛ
Документов по аренде земельного участка у ответчиков не имеется, соответственно правовых оснований для занятия земельного участка нет.
Поскольку на уведомления <адрес> о необходимости демонтировать указанный гараж ответчик не отреагировал, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просил обязать Демержиев СЛ освободить занимаемый земельный участок, путем демонтажа металлического гаража площадью № кв.м. по адресу <адрес>-на-ФИО2, <адрес> за счет собственных средств.
Демержиев СЛ представил в суд встречное исковое заявление об обязании предоставить земельный участок по договор аренды, в котором указал, что является инвали<адрес> группы, ветераном труда, имеет в собственности автомобиль Нисан-Альмера, которым пользуется лично.
В соответствии с ФЗ № «О социальной защите инвалидов в РФ и Решения Гордумы <адрес>-на-ФИО2 и решения Ростовской-на-ФИО2» от ДД.ММ.ГГГГ № « О порядке предоставления земельного участка для временного размещения индивидуального гаража в радиусе пешеходной доступности 200 метров от входа в жилой дом по месту жительства с учетом срока, на который установлена инвалидность, но не более чем на 5 лет.
В 1995 году истцом был установлен индивидуальный металлический гараж, расположенный в районе <адрес> в <адрес>-на-ФИО2 в котором он проживает. В гараже находится принадлежащей ему автомобиль.
Демержиев СЛ обращался в администрацию района с заявлением о предоставлении ему и заключении с ним договора аренды на земельный участок для размещения гаража, однако им был получен ответ из которого следует, что Администрация не отрицает его права на установку гаража, и готова рассмотреть его заявления, после сноса гаражей лицами, у которого льготы отсутствуют.
Экспертизой подтверждено, что гараж и его место расположение соответствуют нормам СНИП и градостроительных норм, необходимость его переноса отсутствует.
Указывая на изложенное, истец по встречному иску просил о предоставить ему в аренд занимаемый им в настоящее время земельный участок для размещения (эксплуатации индивидуального временного гаража в районе <адрес> в <адрес>-на-ФИО2, площадью 21 обязать <адрес>-на-ФИО2
В судебном заседании представитель <адрес>-на-ФИО2 поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.
Со встречными требованиями не согласилась, указав, что вопрос о предоставлении Демержиев СЛ земельного участка для размещения гаража будет рассмотрен после разрешения вопроса иных самовольных гаражей и освобождении земельного участка.
Демержиев СЛ с требованиями <адрес>-на-ФИО2 не согласился, указав, что гаражом пользуется в 1995 года, данный гараж был установлен с разрешения и при согласовании со всеми службами. Он соответствует всем нормам и правилам, и оснований для его сноса нет. Он обращался с заявлением о заключении с ним договора аренды земельного участка, однако не отрицая его права на предоставление участка ему в этом было отказано. Данный отказ Демержиев СЛ считает незаконным.
Представитель Администрации <адрес>-на-ФИО2 поддержал требования <адрес>-на-ФИО2 с требованиями Демержиев СЛ не согласился.
Представители ДАИГ <адрес>-на-ФИО2 и ДИЗО <адрес>-на-ФИО2 в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дне рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
П. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю осуществляют органы местного самоуправления (в редакции на день обращения с иском).
В соответствии с Уставом <адрес>-на-ФИО2, Решением Ростовской-на-ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положений об администрациях районов <адрес>-на-ФИО2», иным нормативными правовыми актами, в компетенцию администрации района входят вопросы о выявлении и сносе (демонтаже) самовольно установленных временных строений (сооружений) на территории <адрес>-на-ФИО2.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (в редакции на день обращения с иском в суд).
Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Аналогичное положение содержится в пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ.
Подпункт 2 п. 1 ст. 60 ЗК РФ предусматривает, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В силу ч. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки выходом на место членов комиссии по адресу: <адрес>-на-ФИО2, <адрес>, было установлено, что металлический гараж, площадью № кв.м. по адресу: <адрес>-на-ФИО2, <адрес>,<адрес> размещен на муниципальной территории с 1995 года.
Ответчиком предпринимались меры к оформлению правовых документов на пользование земельным участком под гаражом, производились необходимые согласования, однако разрешительная документация получена не была.
Нормативный акт органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка под гаражом не принимался, земельный участок в аренду либо на каком либо ином праве Демержиев СЛ не был предоставлен.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью материалов дела.
Владельцем спорного металлического временного гаража, является Демержиев СЛ, что не отрицалось им в судебном заседании.
Каких-либо документов, свидетельствующих о правомерном занятии истцом земельного участка под данной конструкцией, материалы дела не содержат.
По результатам выявленных нарушений, администрацией <адрес>-на-ФИО2 в адрес Демержиев СЛ направлялись уведомления о необходимости демонтировать самовольно установленную конструкцию, которые ответчиком оставлены без исполнения.
Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, Демержиев СЛ не отрицалось то обстоятельство, что соответствующий договор аренды земельного участка ею не заключался, разрешение на установку конструкции в установленном порядке получено не было. Однако, по мнению ответчика, истцом не представлено доказательств, нарушения в данном случае его прав как собственника земельного участка, поскольку расположение металлического гаража на данном земельном участке прав истца и иных лиц не нарушает, что подтверждается заключением судебной экспертизы.
В соответствии с заключением №-э от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СЭО «ЮФОСЭО» ограждающие конструкции гаража, его конструктивные, расположение относительно к нежилому зданию по Шолохова, 52 и жилому дому по Шолохова, 54 соответствуют требованиям СНИП.
Вместе с тем, данные доводы ответной стороны не могут быть приняты судом во внимание, поскольку само по себе отсутствие факта нарушения прав и законных интересов иных лиц, отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан расположением металлической конструкции на спорном земельном участке, не может свидетельствовать о законном основании ее установки и использовании земельного участка.
В ходе производства по делу, документов, подтверждающих права ответчика на занятый земельный участок, согласно ст. 26 ЗК РФ, представлено не было.
Согласно ст. 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В силу п.20 ч.1 ст. 14 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения ФИО2, сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что земельный участок для установки металлического гаража ответчику в установленном законом порядке органом местного самоуправления не отводился, занят ответчиком самовольно, исковые требования об обязании освободить земельный участок от металлического гаража, заявлены надлежащим лицом, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
В части встречных Демержиев СЛ об обязании предоставить земельный участок в аренду, суд полагает необходимым указать следующее.
Судом установлено, что Демержиев СЛ является инвали<адрес> группы.
Более того, Демержиев СЛ является ветераном труда и имеет в собственности автомобиль, и пользуется им лично, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства. И водительским удостоверением.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктам 3.5, 3.5.1 решения Ростовской-на-ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления земельных участков в <адрес>-на-ФИО2, ФИО6 имеет право на предоставление земельного участка для временного размещения индивидуального гаража в радиусе пешеходной доступности 200 метров от входа в жилой дом по месту жительства с учетом срока, на который установлена инвалидность, но не более чем на 5 лет.
В настоящее время Демержиев СЛ просит суд обязать администрацию <адрес>-на-ФИО2 предоставить ей в аренду земельный участок под гаражом, площадью № кв.м. по адресу: <адрес>-на-ФИО2, <адрес>, для размещения (эксплуатации) индивидуального временного гаража в районе <адрес> в <адрес>-на-ФИО2.
Вместе с тем, данный земельный участок не формирован и не поставлен на кадастровый учет.
Более того, решение вопроса о предоставлении конкретного земельного участка является исключительной прерогативой органа местного самоуправления и находится в его компетенции.
Данное обстоятельство, с учетом заключения эксперта об отсутствии оснований для переноса гаража, не исключает принятие органом местного самоуправления в пределах предоставленной ему компетенции и с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, решения о предоставление занятого данным гаражом земельного участка, как и иного земельного участка отвечающего требованиям закона.
То обстоятельство, что данный земельный участок ранее в течении более 20 лет использовался истцом для эксплуатации временного металлического гаража при отсутствии соответствующего решения орган местного самоуправления само по себе не является основанием для обязании <адрес> предоставить именно данный земельный участок.
В ходе рассмотрения дела по существу, право Демержиев СЛ на предоставление ему в аренду соответствующего земельного участка ответной стороной не оспаривалось.
<адрес>-на-ФИО2 установлено, что администрацией района не приняты меры к реализации прав Демержиев СЛ на использование земельного участка для временного размещения металлического гаража.
Установив указанные обстоятельства, суд находит заявленные Демержиев СЛ требования подлежащими частному удовлетворению.
При этом, доводы ответчика по встречному иску о невозможности рассмотрения вопроса о предоставлении Демержиев СЛ на правах аренды земельного участка до сноса иных гаражей являются несостоятельными.
Таким образом, поскольку до настоящего времени право Демержиев СЛ на предоставление земельного участка под установку металлического гаража не реализовано администрацией <адрес>-на-ФИО2, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ № ░░.░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>-░░-░░░2, <░░░░░>, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>-░░-░░░2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>-░░-░░░2 ░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 16 ░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░