Дело № 2а-988/2021
УИД: 76RS0015-01-2021-001134-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2021 года |
г. Ярославль |
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Соколовой Н.А.,
при секретаре Постновой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля к Шишову Павлу Сергеевичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля обратилась в суд с иском к Шишову П.С., с учетом уточнения требований, о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ за 2018 год в размере 241 998 рублей, пени - 9 534 рубля 05 копеек, штрафа в размере 49 741 рубля; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): налог в размере 16 234 рублей 11 копеек за 2019 год; доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году: штраф в размере 20 000 рублей за правонарушение предусмотренное п.2 ст. 129.1 НК РФ.
В обоснование исковых требований указано, что Шишов П.С. состоит на налоговом учете в инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, в период с 08 мая 2018 года по 07 июня 2019 года состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя. Налогоплательщиком представлена налоговая декларация 25 апреля 2019 года по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 год. Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой установлено, что налогоплательщиком в представленной декларации за 2018 год, сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет составила 1 338 рублей, по данным налогового органа сумма к уплате в бюджет составила 250 043 рублей, таким образом, налогоплательщиком необходимо уплатить налог в размере 248 705 рублей по сроку уплаты 15 июля 2019 года. В установленный законом срок налоги, исчисленные согласно расчету, приведенному в налоговом уведомлении, налогоплательщиком уплачены не были. Налогоплательщику были направлены требования об уплате налогов, сборов, пеней, но в установленный срок требования исполнены не были. Инспекция обратилась в судебный участок <данные изъяты> с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка <данные изъяты> был вынесен судебный приказ № от 17 марта 2020 года. Определением судьи судебного участка <данные изъяты> от 28 декабря 2020 года был отменен судебный приказ № от 17 марта 2020 года о взыскании задолженности по обязательным платежам, в связи с поступившими возражениями от Шишова П.С. Согласно решению о зачете № от 22 сентября 2021 года налогоплательщику в счет погашения задолженности по НДФЛ зачлись следующие суммы: 834 рубля, 8 рублей, 3 588 рублей, 130 рублей, 2 147 рублей, на общую сумму - 6 707 рублей. По данным карточки «расчетов с бюджетом» за налогоплательщиком по-прежнему числится задолженности по налогам.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Шишов П.С. и его представитель Божевиков С.Б. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В отзыве на административное исковое заявление Шишовым П.С. указано, что с заявленными требованиями он не согласен, 25 апреля 2019 года по телекоммуникационным каналам связи предоставил декларацию на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ» за 2018 года, в которой отображены фактические суммы доходов, понесенных расходов и сумма, подлежащая уплате в бюджет, в качестве налогов. Налоги, согласно декларации, были уплачены в установленный законом срок. Декларация была принята налоговым органом, претензий и вопросов, относительно данных, отображенных в декларации, от налогового органа не поступало. 07 июня 2019 года Шишов П.С. прекратил занятие предпринимательской деятельностью, запись о прекращении деятельности в качестве ИП внесена в выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и отображена на сайте nalog.rу в общем доступе. О наличии претензий от налогового органа, проведенной камеральной проверке и вынесенном по ее окончании решении Шишов П.С. узнал от судебных приставов. Ввиду того, что 07 июня 2019 года Шишов П.С. прекратил деятельность как индивидуальный предприниматель, у него не было более доступа к телекоммуникационным каналам связи. Налоговая проверка началась уже после прекращения деятельности ответчика в качестве ИП, поэтому информацию по средствам телекоммуникационных каналов связи от налоговой о относительно камеральной проверки, запроса документов, претензий и т.п. от 09 июня 2019 года Шишов П.С. получить не мог и истец об этом знал. Вместе с этим, ответчик сменил место жительства и с 01 июля 2019 года проживал в <данные изъяты>, что подтверждается договором аренды комнаты, поэтому получить почтовые отправления ИФНС так же не представлялось возможным. В связи с этим не имел возможности представить мотивированный ответ и полноценно защищать свои права. Налоговым органом необоснованно был сделан вывод, что налогоплательщиком документально не подтверждены расходы, заявленные в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц. Согласно представленной налоговой декларации 3-НДФЛ, а также анализу банковских выписок и финансово-хозяйственной деятельности, Шишов П.С. вел деятельность в соответствии с заявленными ОКВЭД. Истец не представляет никаких доказательств и не приводит иных доводов, кроме непредставления документов по требованию, которое Шишов П.С. не получал. Согласно информации, указанной в решении № от 05 сентября 2019 года, инспекцией на основании ст. 221 НК РФ был предоставлен профессиональный налоговый вычет в размере 20 процентов от общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности и доначислена сумма налогов. В решении налогового органа и исковом заявлении отсутствуют указания на то, что подтверждающие расходов документы являются ненадлежащими, следовательно, основанием для предоставления указанного вычета явилось именно непредставление документов. Инспекция расценила непредставление Шишовым П.С. документов, подтверждающих информацию, указанную в налоговой декларации, как факт невозможности подтвердить заявленные расходы документально, однако, налоговый орган оставляет без внимания, что применение этого метода производится только в исключительных случаях, когда все меры налогового контроля не позволили определить размер подлежащих уплате налогов на основании имеющейся информации о проверяемом налогоплательщике. Если бы истец известил надлежащим образом ответчика о факте проведения камеральной проверки и необходимости предоставления подтверждающих расходы документов, или Шишов П.С. получил соответствующее требование, указанные документы были бы ответчиком представлены. Налоговый орган обязан был определить расходы предпринимателя по выполнению работ и оказанию услуг в целях исчисления суммы налога расчетным путем на основании пп. 7 п.1 ст. 31 НК РФ с целью определения реального размера налоговых обязательства, что инспекцией сделано не было. Просил уменьшить суммы начисленных штрафов.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее- НК РФ) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В силу п. 2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Подпункт 2 п. 1, п. 2 ст. 227YR РФ предусматривают, что исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 настоящего Кодекса.
В силу п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с п.п. 1,2,5 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, в силу положений абз. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
По п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
По делу установлено, что административный ответчик Шишов П.С., ИНН №, состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, в период с 08 мая 2018 года по 07 июня 2019 года осуществлял предпринимательскую деятельность, за ним числится задолженность по налогу на доходы физических лиц полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ за 2018 год в размере 241 998 рублей, пени - 9 534 рубля 05 копеек, штраф в размере 49 741 рубля; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: налог в размере 16 234 рублей 11 копеек за 2019 год; штраф в размере 20 000 рублей за правонарушение предусмотренное п.2 ст. 129.1 НК РФ.
Из материалов дела следует, что срок для добровольного исполнения требования № от 01 октября 2019 года истек 15 октября 2019 года, № от 30 декабря 2019 года истек 21 января 2020 года, № от 31 декабря 2019 года истек 23 января 2020 года.
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что в предусмотренный законом шестимесячный срок с даты исполнения первого требования в марте 2020 года истец обратился к мировому судье <данные изъяты> с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении должника Шишова П.С., 17 марта 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка выдан приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогам, пени.
Определением мирового судьи <данные изъяты> от 28 декабря 2020 года указанный судебный приказ отменен на основании поступивших от должника возражений.
14 апреля 2021 года административный истец в предусмотренный законом срок обратился в суд с иском о взыскании с административного ответчика недоимки по обязательным платежам.
22 сентября 2021 года налоговым органом вынесены решения о зачете сумы излишне уплаченного налога (сбора): № на сумму 834 рубля, № на сумму 8 рублей, № на сумму 3 588 рублей, № на сумму 130 рублей, № на сумму 2 147 рублей, на общую сумму 6 707 рублей.
Со стороны административного ответчика доказательств неправомерного начисления взыскиваемых сумм не представлено, решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не обжаловано в установленном законом порядке, несмотря на то, что с мая 2021 года по дату рассмотрения дела (почти полгода) административному ответчику судом для этого предоставлялось время.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ст.103 ГПК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 575 рублей 07 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля удовлетворить.
Взыскать с Шишова Павла Сергеевича, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля задолженность:
- по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ за 2018 год в размере 241 998 рублей, пени - 9 534 рубля 05 копеек, штраф - 49 741 рубль;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): налог за 2019 год - 16 234 рубля 11 копеек;
- штраф в размере 20 000 рублей за правонарушение, предусмотренное п.2 ст. 129.1 НК РФ,
всего на общую сумму - 337 507 рублей 16 копеек.
Взыскать с Шишова Павла Сергеевича, проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 575 рублей 07 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Соколова