ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Знаменск
Астраханской области 5 июня 2024 г.
Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Куликова М.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсуновой Ю.А., с участием законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Старостенко В.А., защитника Золотаревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Знаменске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область г. Знаменск, ул. Островского, д. 13, материалы дела об административном правонарушении № 5-281/2024 в отношении:
Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» (ИНН 3022008217, ОГРН 1213000001037), расположенного по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Астраханская, д.1А, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
29 мая 2024 г. в Ахтубинский районный суд Астраханской области поступил материал о привлечении к административной ответственности Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» (далее- МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство») по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 27 мая 2024 г. № 08, 27 мая 2024 г. в 17-00 часов в ходе изучения материалов выездной плановой проверки, проведенной Территориальным отделом в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО г. Знаменск Управления Федеральной службы по надзору в сфере благополучия человека по Астраханской области (далее- Управление Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО г. Знаменск) в отношении МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство», установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 часов на территории полигона твердых коммунальных отходов (далее- ТКО), расположенного по адресу: №, наличие возгорание в виде очагов и тления ТКО, площадью 41000 кв.м. По состоянию на 22 мая 2024 г. утрамбовано и засыпано около 10% площади, тление отходов продолжается, полигон не пригоден для принятия ТКО, что явилось следствием превышения проектной вместимости полигона, исчерпания предельно возможного объема принятия ТКО, нарушения технологического цикла захоронения отходов. МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» нарушены требования пунктов 250, 256, 260 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», положения статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» Старостенко В.А. и защитник Золотарева И.В. в судебном заседании не оспаривали факт нарушения технологического цикла захоронения отходов на полигоне ТКО, пояснили, что в настоящее время предпринимаются необходимые меры для приведения полигона ТКО в нормативное состояние, разработан и 16 мая 2024 г. утвержден Технологический регламент и рабочий план ликвидации тления ТКО на полигоне, согласно которым объем работ запланирован до 10 июня 2024 г. По состоянию на 5 июня 2024 г. площадь полигона, готовая к приемке мусора, составляет 10400 кв.м., что достаточно для складирования 26000 куб.м. отходов на срок 250 дней. Защитник Золотарева И.В. просила не назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности полигона ТКО, поскольку в настоящее время продолжаются работы по промежуточной и окончательной изоляции тлеющих ТКО.
Выслушав законного представителя МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» Старостенко В.А., защитника Золотареву И.В., показания свидетеля Гончар М.М. и специалиста Андреевой Н.И., рассмотрев протокол об административном правонарушении, представленные к нему материалы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Установлено, что МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее- ЗАТО Знаменск) предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации полномочий по вопросам местного значения в сфере организации, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных отходов, организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Учредителем МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» является ЗАТО Знаменск. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация ЗАТО Знаменск.
ФИО5 назначен на должность директора МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
23 апреля 2024 г. врио руководителем Управления Роспотребнадзора по Астраханской области О.Е.А. в рамках Федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, согласованного с прокуратурой Астраханской области, принято решение о проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий в виде плановой выездной проверки в отношении МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство».
Специалистами Управление Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО г. Знаменск Г.М.М., П.Н.А. проведен осмотр территории полигона ТКО, расположенного по адресу: <адрес>, и изучены представленные МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» документы.
Установлено, что МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» с региональными операторами по обращению с твердыми и коммунальными отходами заключены договора на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов на территории полигона ТКО, расположенного по адресу: <адрес>
Так, ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с Обществом с ограниченной ответственностью «Чистая среда» (региональный оператор на территории ЗАТО Знаменск Астраханской области) на срок по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с индивидуальным предпринимателем В.М.-Э.Э. на предоставление услуг по обращению с промышленными отходами на срок ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с Обществом с ограниченной ответственностью «Экоцентр» (региональный оператор на территории Ахтубинского района Астраханской области) на срок по ДД.ММ.ГГГГ
Доставка региональными операторами отходов на полигон ТКО осуществляется ежедневно.
По результатам изучения специалистами Управление Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО г. Знаменск предоставленных сведений об объеме принятых на полигон отходов и журнала приема ТКО, установлено внесение недостоверной информации о ежедневном объеме принимаемых отходов.
В предоставленных сведениях зафиксирован следующий объем: 2022 г.- 20973,174 тонн, 2023 г.- 22409,120 тонн, 2024 г.- 7846,314 тонн, всего 51228 тонн.
В журналах приема ТКО зафиксирована информация о ежедневном объеме принимаемых отходов в размере около 100 тонн: 5 апреля 2024 г.- 28 автомобилей, весом 128 тонн; 8 апреля 2024 г.- 23 автомобиля, весом 94 тонны, 9 апреля 2024 г.- 22 автомобиля, весом 90 тонн.
При этом, МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» не разработана и не утверждена инструкция по приему ТКО, не фиксируются результаты контроля за составом и количеством поступающих отходов и их распределением, не соблюдается технологический цикл по изоляции отходов.
Приведенные нарушения привели к хаотичному заполнению ТКО территории полигона ТКО, горению ТКО на всех поверхности полигона, складированию ТКО на близлежащих территориях.
По результатам осмотра территории полигона ТКО, проведенного 16 мая 2024 г. и 22 мая 2024 г., выявлены очаги возгорания, площадь возгорания и тления ТКО составляет 32800 кв.м., то есть 80% процентов территории полигона.
Указанные выше обстоятельства явились основанием для составления 27 мая 2024 г. протокола об административном правонарушении, предусмотренному частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство».
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу пункта 260 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, на территории полигона хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должны обеспечиваться недопущение сжигания ТКО вне специализированных установок, а также меры по недопустимости самовозгорания ТКО.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17 ноября 2017 г. № 1555/пр утвержден «СП 320.1325800.2017. Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация» (далее- СП 320.1325800.2017).
СП 320.1325800.2017 установлены следующие требования в процессе эксплуатации полигона ТКО.
В составе полигона должны быть предусмотрены:
- участок размещения отходов;
- участок для размещения цеха по обработке (сортировке) отходов (может не предусматриваться, если на полигон поступают отходы, предварительно прошедшие сортировку);
- участок дробления крупногабаритных отходов (КГО) (может не предусматриваться, если прием КГО не предусмотрен регламентом эксплуатации полигона);
- участок компостирования;
- административно-хозяйственную зону;
- инженерные сооружения и коммуникации для жизнеобеспечения полигона и экологической безопасности;
- инженерные системы и сооружения сбора и утилизации биогаза;
- сооружения для дезинфекции транспорта;
- очистные сооружения фильтрационных вод (следует использовать очистные сооружения, имеющие комплект документов, подтверждающий эффективность очистки до нормативов сброса в водоемы рыбохозяйственного назначения или приема в централизованные системы водоотведения);
- участок радиационного контроля за отходами, включая: рамку или портативный детектор радиационного автоматизированного контроля; место углубленного радиационного обследования; площадку для отстоя техники с фоном, превышающим требования норм радиационной безопасности (пункт 4.10.
Захоронение ТКО допускается только на рабочей карте. Промежуточная (во время заполнения карты) или окончательная (последний слой) изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется при температуре выше 5 °C ежесуточно, при температуре 5 °C и ниже - не позднее трех суток со времени складирования ТКО (пункт 7.1).
Регулярно подлежат очистке от отходов перехватывающие обводные каналы, а также прилегающая к картам территория как в границах ограждения полигона, так и за их пределами (пункт 7.7).
На территории полигона не допускается сжигание ТКО, и должны быть приняты меры по недопустимости их возгорания (пункт 7.8).
Эксплуатация полигонов ТКО должна обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.
Эксплуатация полигонов, не обеспечивающих соблюдение установленных нормативов негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сверхнормативные выбросы, влияние на грунтовые и поверхностные воды, загрязнение/замусоривание прилегающей территории и др.), допускается только после проведения инженерно-технических и организационных мероприятий, исключающих такое воздействие.
Для действующих полигонов ТКО, не соответствующих требованиям настоящего свода правил, должны быть разработаны и реализованы инженерно-технические и организационные мероприятия по реконструкции для приведения их параметров и характеристик в соответствие с настоящими требованиями (пункт 7.9).
Для обеспечения пожаро- и взрывобезопасности полигонов ТКО и предупреждения неконтролируемого накопления биогаза в массиве отходов необходимо осуществлять дегазацию массива отходов в соответствии с ГОСТ Р 59417 и ГОСТ Р 59415. Дегазация осуществляется с помощью пассивных или активных систем дегазации. Метод сбора и утилизации биогаза определяется расчетным путем на основании прогнозных моделей образования биогаза (приложение Е) с учетом технико-экономической целесообразности строительства систем. Выбор технических решений и оборудования для дегазации объектов размещения ТКО должен проводиться на основании газогеохимических исследований, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 59417 (пункт 7.21).
Мероприятия по пожарной безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.1.004 и СП 3.13130 (пункт 8.2).
Используемые инертные материалы для послойного чередования отходов должны быть негорючими (пункт 8.3).
При температуре воздуха выше 30 °C участки хранения и захоронения отходов необходимо поливать водой. Для полива можно использовать сточные воды полигона после очистки в локальных очистных сооружениях (пункт 8.4).
В свою очередь, МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» разработан и 14 сентября 2021 г. утвержден Технологический регламент по захоронению отходов на полигоне твердых коммунальных отходов (далее- Технологический регламент).
Согласно Технологическому регламенту разгрузка мусоровозов осуществляется на карты полигона, размерами 5 х 30 м. Учет принимаемых отходов ведется путем взвешивания автомобилей на специально оборудованных весах, о чем делаются отметки в журнале приема ТКО.
Бесперебойная разгрузка мусоровозов организуется следующим образом: площадь разгрузки перед рабочей картой разбивается на два участка: на одном из них мусоровозы разгружаются, а на другом работают бульдозеры. Складирование и изоляция ТКО осуществляется по высотной схеме, при которой отходы укладываются послойно, рабочими слоями высотой по 2 м. с последующим покрытием изолирующим слоем (суглинком, строительным мусором, опилками, кирпичным боем) высотой 0,25 м. Летом изолирующий слой принято укладывать через сутки после начала отсыпки рабочего слоя, зимой-через трое суток. Для засыпки следующего рабочего слоя участок выдерживают в открытом виде течении года для уплотнения отходов и выходов газа.
Выгруженные из машины отходы складируются на рабочей карте. Бульдозеры сдвигают ТКО на карту, создавая слой высотой до 0,5 см. За счет 12-20 уплотненных слоев создается вал с пологим откосом высотой 2 м. над уровнем площадки разгрузки мусоровозов. Вал следующей рабочей карты надвигают к предыдущему. Отходы укладывают снизу вверх. Уплотненный слой ТКО высотой 2 м. изолируется слоем грунта 0,25 см. Уплотнение слоев отходов толщиной до 0,5 см на рабочих картах осуществляется бульдозером или катком уплотнителем за счет 2-4 кратного прохода техники по одному месту. Бульдозер должен двигаться при этом вдоль длинной стороны карты. По предложенной схеме складирования отходов рабочий слой высотой 2,25 м. (с изоляцией) выдерживают открытым в течение 1 года для завершения анаэробных процессов разложения пищевых отходов и минерализации основных газообразующих компонентов ТКО.
В пожароопасные периоды, а также при снижении способности ТКО к уплотнению, предусмотрено увлажнение отходов из расчета 10 л. воды на 1 куб.м. ТКО.
Промежуточная и окончательная изоляция ТКО осуществляется грунтом слоем 0,25 см.
Согласно сведениям, предоставленным прокуратурой ЗАТО г. Знаменска Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, в 2024 г. в прокуратуру города поступило 8 обращений по факту возгорания полигона отходов.
В ходе прокурорской проверки установлено, что с 1 декабря 2021 г. на полигон ТКО начат прием ТКО с территории Ахтубинского района. Исходя из численности Ахтубинского района, за период с 2022 г. по 1 квартал 2024 г. на полигон могло поступить около 140 тонн куб.м. отходов, что является максимальным объемом для заполнения полигона при условии выполнении технологического регламента, суть которого заключается в складировании ТКО только на рабочей карты площадью 5 х 30 м., промежуточной или окончательной изоляции уплотненного слоя, осуществляемого в летний период ежесуточно. Промежуточная и окончательная изоляция ТКО не проводилась с ноября 2021 г. В ходе профилактического визита 26 июня 2023 г. установлено, что специальная техника на полигоне ввиду выхода из строя не работает, Технологический регламент не выполняется. Нарушение требований Технологического регламента привело к ситуации полной загрузки площади полигона отходами на высоту около 25 м., отходы не уплотнены, не изолированы, полигон превращен в неорганизованную свалку бытовых отходов, складирование ТКО осуществляется беспорядочно, в пожароопасные периоды не проводится увлажнение ТКО. Доставляемые на полигон ТКО в неснижаемом объеме отходы (до 20 автомобилей) складируются на территории, прилегающей к полигону, и на территории старой свалки, расположенной на расстоянии около 30 м. от полигона. Требований СанПиН 2.1.3684-21 не выполняются, что привело к неоднократным случаям самовозгорания ТКО, над всей территорией полигона регистрируется задымление.
6 мая 2024 г. в адрес главы администрации ЗАТО Знаменск внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении законный представитель МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» Старостенко В.А. и защитник З.И.В. не оспаривали нарушение Технологического регламента по захоронению отходов на полигоне твердых коммунальных отходов. Защитник Золотарева И.В. пояснила, что в настоящее время предпринимаются необходимые меры для приведения полигона ТКО в нормативное состояние, разработан и 16 мая 2024 г. утвержден Технологический регламент и рабочий план ликвидации тления ТКО на полигоне, согласно которым объем работ запланирован до 10 июня 2024 г. По состоянию на 5 июня 2024 г. площадь полигона, готовая к приемке мусора, составляет 10400 кв.м., что достаточно для складирования 26000 куб.м. отходов на срок 250 дней. Защитник Золотарева И.В. просила не назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности полигона ТКО, поскольку в настоящее время продолжаются работы по промежуточной и окончательной изоляции тлеющих ТКО.
Согласно представленным администрацией ЗАТО Знаменск сведениям, произведено направление бюджетных ассигнований в сумме 1000000 руб. на проведение работ по устранению тления ТКО на полигоне в рамках предупреждения и предотвращения чрезвычайной ситуации (решение Совета ЗАТО Знаменск от 27 мая 2024 г. № с пояснительной запиской).
16 мая 2024 г. заместителем главы ЗАТО Знаменск начальником Управления по вопросам ЖКХ администрации ЗАТО Знаменск Лускатовым А.В. утвержден Технологический регламент ликвидации последствий пожароопасной ситуации на полигоне ТКО ЗАТО Знаменск.
В соответствие с Технологическим регламентом ликвидации последствий пожароопасной ситуации на полигоне ТКО ЗАТО Знаменск, с 15 мая 2024 г. на территории ЗАТО Знаменск введен режим повышенной готовности, вызванной тлением полигона ТКО. По состоянию на 15 мая 2024 г. тление происходит на территории полигона ТКО, площадью 40000 кв.м. В соответствии с рекомендациями сотрудников СПСЧ № 16 ФГКУ «Специальное управление ФПС № 23 МЧС России», на полигоне должна быть произведена полная промежуточная и окончательная изоляция тлеющих ТКО негорючим инертным материалом. Такая изоляция осуществляется грунтом слоем 0,25 см. Первоначальная изоляция производится вдоль левой границы рабочей карты полигона ТКО на участке 100 мю вдоль длинной стороны карты полигона и 50 м. в направлении от въездных ворот полигона ТКО. В дальнейшем изоляция осуществляется посуточно в соответствии с рабочим планом на аналогичных участках размеров 100 х 50 м. вплоть до полной изоляции полигона ТКО и ликвидации тления. Изоляция тлеющих ТКО осуществляется по высотной схеме, при которой отходы укладываются рабочим слоем высотой по 2 м. с последующим покрытием изолирующим слоем из негорючих инертных материалов (земля, песок) высотой не менее 0,25 см, обеспечивая изоляцию ТКО от воздействия атмосферного воздуха, который поддерживает процесс тления. После засыпки рабочего слоя участок выдерживается в открытом виде в течении 3 месяцев для уплотнения отходов и выходов газа.
Уплотнение слоев отходов толщиной до 0,5 см на рабочих картах осуществляется бульдозером или катком уплотнителем за счет 2-4 кратного прохода техники по одному месту. Бульдозер должен двигаться при этом вдоль длинной стороны карты. Предусмотрено увлажнение отходов из расчета 10 л. воды на 1 кв.м. ТКО. Проведение работ рассчитано на 10 суток.
Согласно представленному МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» плану работу, по состоянию на 5 июня 2024 г. площадь полигона, готовая к приемке мусора, составляет 10400 кв.м., что достаточно для складирования 26000 куб.м. отходов на срок 250 дней.
Согласно информационному письму Общества с ограниченной ответственностью «Экоцентр» от 31 мая 2024 г. исх. №, при возникновении чрезвычайных и непредвиденных ситуаций на объектах размещения ТКО, транспортирование ТКО должно осуществляться на ближайший легитимный объект, который расположен в Наримановском районе Астраханской области. Приостановление деятельности полигона ТКО ЗАТО Знаменск может привести к неблагоприятным последствия для граждан, в том числе может быть выражено в несвоевременном оказании коммунальной услуги, поскольку расстояние от Ахтубинского района до с. Рассвет Наримановского района составляет 330 км в одну сторону, что в суммарном выражении составит 660 км. Изменение потоков приведет к увеличению затрат по транспортировке мусора у регионального оператора, которые не предусмотрена в необходимой валовой выручке на 2024 г.
Вместе с тем, 5 июня 2024 г. в период времени с 09-30 часов до 10-30 часов по судебному поручению специалистом Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО г. Знаменск Г.М.М. совместно с и.о. главного врача ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО г. Знаменск А.Н.И. проведено обследование полигона ТКО ЗАТО Знаменск.
Согласно информационному письму от 5 июня 2024 г. № и приложенным к нему фотоматериалам, в ходе обследования установлено, что на полигоне работает специальная техника в количестве четырех единиц. На 1/3 части полигона, имеющей наибольшую высоту складирования, наблюдается наиболее активное тление ТКО и очаги открытого огня. Свободный от тления и засыпанный грунтом участок полигона расположен на юго-западе полигона и занимает площадь около 40000 кв.м. (участок является самым удаленным от площадки разгрузки, не входит в перечень основных рабочих карт). На момент обследования тление различной интенсивности и характера дыма регистрируется на площади всех рабочих карт. Прием ТКО в соответствии с Технологическим регламентом на полигон ТКО невозможен.
Как пояснила опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста и.о. главного врача ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО г. Знаменск А.Н.И. , на полигоне ТКО работают два самосвала и два бульдозера, которые, в том числе, помимо промежуточной и окончательной изоляции тлеющих ТКО, занимаются разгрузкой и складированием ежедневного поступающего от региональных операторов мусора. Полигон ТКО может функционировать только при полной функциональности одной из рабочих карт. В настоящее время освобожден участок территории ТКО только для разгрузки мусора, свободная рабочая карта для складирования мусора отсутствует. Свободная территория, которая, по утверждению защитника, готова к приему мусора, не является таковой, поскольку для складирования на данном участке мусора, мусоровозу необходимо проехать по всей территории полигона, на которой наблюдаются очаги тления мусора. Причем, данная территория окружена участками, где наблюдается наиболее активное горение ТКО, которое может перекинуться на вновь складированный мусор. Следует обратить внимание, что горение наблюдается на участках с наиболее высоким валом ТКО, что свидетельствует о высокой температуре в толще мусора. А, учитывая летний период, ТКО подогревается как снизу, так и сверху, что создает крайне сложную пожароопасную ситуацию. Возгорание на полигоне ТКО недопустимо. В настоящее время работы на самом пожароопасном участке не начаты. При этом, ТКО не может складировано на территории, прилегающей к площадке для разгрузки, поскольку в соответствии с Технологическим регламентом должно осуществляться по схеме, а на свободную рабочую карту бульдозер передвигает мусор вдоль длинной стороны карты, то есть в настоящее время через территорию, на которой зафиксировано тление и очаги возгорания мусора. Это очень опасно. Исходя из проведенного обследования, для приведения полигона в нормативное состояние требуется не менее 1-1,5 месяцев. Дополнительно пояснила, что стихийное складирование мусора, нарушение Технологического регламента складирования, утилизации ТКО связано с превышением объема ежесуточного поступающего на полигон ТКО мусора, то есть в связи с поступлением ТКО от регионального оператора Ахтубинского района «Экоцентр». Поскольку в МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» для складирования и утилизации мусора задействована только одна единица техники, отходы не уплотнялись, не изолировались, складирование ТКО осуществляется беспорядочно, полигон был превращен в неорганизованную свалку бытовых отходов.
Таким образом, установлено, что причиной возгорания, тления ТКО на полигоне ТКО явилось нарушение МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» требований СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП 320.1325800.2017, Технологического регламента разгрузка мусоровозов.
При этом, рабочий план ликвидации тления ТКО на полигоне в настоящее время не исполнен, пожароопасная ситуация и режим повышенной готовности сохраняются. Исчерпывающие меры по недопустимости самовозгорания отходов на полигоне не приняты.
Следует учесть, что, несмотря на временный запрет деятельности полигона ТКО согласно протоколу от 27 мая 2024 г. с учетом изменений, внесенных определением от 30 мая 2024 г., на срок 7 суток, начиная с 10-00 часов 29 мая 2024 г., в настоящее время мусор складируется на территории, прилегающей к полигону, и на территории старой свалки, расположенной на расстоянии около 30 м. от полигона, что не оспаривалось Старостенко В.А. Соответственно, в силу СП 320.1325800.2017 эти территории также подлежат очистке, а находящийся на них мусор складированию и утилизации на полигоне ТКО.
Принимая во внимание, что помимо принятия мер по ликвидации тления ТКО на полигоне, ежедневный объем поступающего мусора составляет около 100 тонн, в настоящее время в отсутствии свободной рабочей карты для складирования и изоляции мусора, полигон ТКО не пригоден для приема и размещения ТКО.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколом о временном запрете деятельности от 27 мая 2024 г. с учетом определения об исправлении описки от 30 мая 2024 г., решением о проведении плановой проверки от 23 апреля 2024 г., актом выездной проверки от 27 мая 2024 г., протоколом осмотра от 16 мая 2024 г. с приложением фотоматериалов, протоколом осмотра от 22 мая 2024 г. с приложением фотоматериалов, договорами на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов от 9 января 2024 г., договором на предоставление услуг по обращению с промышленными отходами от 1 декабря 2023 г., представлением прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области от 6 мая 2023 г., техническим отчетом проведения маркшейдерского обследования полигона ТПО МП «Капьяржилкомхоз», информационным письмом Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО г. Знаменск от 5 июня 2024 г. № 10-03-329 о результатах обследования полигона ТКО 5 июня 2024 г. и приложенным к нему фотоматериалам, Технологическим регламентом, протоколом внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ЗАТО Знаменск от 28 мая 2024 г. № 6, решением Совета ЗАТО Знаменск от 27 мая 2024 г. № 22 с пояснительной запиской, Технологическим регламентом ликвидации последствий пожароопасной ситуации на полигоне ТКО ЗАТО Знаменск и рабочим планом ликвидации тления на полигоне ТКО, иными письменными доказательствами.
Суд признает содержащиеся в материалах дела письменные доказательства допустимыми, относимыми и в своей совокупности достаточными для установления обстоятельств административного правонарушения.
Действия МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» подлежат квалификации по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Санкция части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание в отношении юридических лиц в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» следует учесть характер совершенного правонарушения, посягающего на безопасность окружающей среды, безопасность жизни и здоровья граждан
Принимая во внимание указанные обстоятельств, а также учитывая, что эксплуатация полигона ТКО должна обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а эксплуатация полигонов, не обеспечивающих соблюдение установленных нормативов негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сверхнормативные выбросы, влияние на грунтовые и поверхностные воды, загрязнение/замусоривание прилегающей территории и др.), допускается только после проведения инженерно-технических и организационных мероприятий, исключающих такое воздействие; в целях предупреждения и предотвращения чрезвычайной ситуации на полигоне ТКО, считаю необходимым назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности по приему и размещению твердых коммунальных отходов на территории полигона твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, Промзона № 3, на срок 45 (сорок пять) суток.
Согласно протоколу о временном запрете деятельности от 27 мая 2024 г., с учетом изменений, внесенных определением от 30 мая 2024 г., на срок 7 суток, дата фактического прекращения деятельности полигона ТКО- 10 часов 29 мая 2024 г., срок временного запрета деятельности- 7 суток.
Согласно части 3 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 29.10-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности по приему и размещению твердых коммунальных отходов на территории полигона твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: №, на срок 45 (сорок пять) суток.
Постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления (часть 1 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Разъяснить положения части 3 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым судья, назначивший административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Куликова М.Д.